Законъ трёхъ стадiй, Сенъ-Симонъ и Комтъ.

Jul 29, 2021 14:45

Законъ трёхъ стадiй - это то, что, по Комту, знанiе и объясненiе окружающихъ насъ природныхъ явленiй, и вообще исторiя человѣчества проходитъ три стадiи:
1) теологическая (явленiя объясняются дѣйствiями Бога, боговъ, духовъ);
2) метафизическая (явленiя объясняются съ помощью системы абстрактныхъ понятiй, принциповъ, придуманныхъ философами);
3) позитивная (явленiя объясняются съ опорой на опытъ; важно опредѣлить послѣдовательность и зависимость явленiй другъ отъ друга, но не причины, не цѣли и не смыслъ; понятiе причинъ и цѣлей - это метафизическiй пережитокъ, отъ котораго нужно избавиться).

Сенъ-Симонъ говорилъ ранѣе нѣчто похожее въ «Предисловiи къ "О промышленной системѣ"»; въ исторiи было три эпохи:
1) феодализмъ и теологiя;
2) легисты и метафизики;
3) промышленность и эмпирическiя науки.
Между этими стадiями есть промежуточныя, кризисныя.

Комтъ тоже признавалъ соотвѣтствiе между тремя своими стадiями и господствомъ въ обществѣ послѣдовательно 1) жрецовъ, 2) философовъ, 3) учёныхъ. Въ этомъ два философа были очень близки.

Комтъ былъ близокъ къ англiйскому эмпиризму (онъ болѣе «позитивенъ», чѣмъ философiя Францiи и Германiи) и рѣзко критиковалъ Руссо.

Сенъ-Симонъ считалъ огромнымъ шагомъ вперёдъ открытiя Ньютона, и въ частности законъ всемiрнаго тяготѣнiя. Въ «Письмахъ женевскаго обитателя къ современникамъ» (1802-1803) онъ разсказываетъ о томъ, что самъ Богъ повѣдалъ ему о скоромъ появленiи религiи, въ которой будетъ культъ Ньютона; эта религiя должна распространиться по мiру. (Неясно, было ли это видѣнiе на самомъ дѣлѣ или Сенъ-Симонъ написалъ объ этомъ просто для иллюстрацiи.) Законъ всемiрнаго тяготѣнiя можно спроецировать на соцiальную жизнь - это основа общества - любовь къ ближнему.

Раннiй Комтъ былъ атеистиченъ. Это былъ одинъ изъ пунктовъ, по которымъ Сенъ-Симонъ и Комтъ разошлись. Раннiй Комтъ считалъ религiю вредной и принадлежащей 1 и 2 стадiямъ. А позднѣе Комтъ какъ будто призналъ правоту Сенъ-Симона и построилъ свой (схожiй съ сенъ-симоновскимъ) проектъ позитивной религiи.

Но законъ трёхъ стадiй - эмпириченъ ли? Нѣтъ ли въ нёмъ подгонки подъ желаемый результатъ? Вѣдь будущее неизвѣстно, а нынѣшняя и прошлая реальность сложна и не вполнѣ укладывается въ схему трёхъ стадiй. Поэтому самъ законъ трёхъ стадiй имѣетъ происхожденiе изъ философiи исторiи, изъ той самой метафизики, съ которой Комтъ призывалъ покончить.

Законъ трёхъ стадiй задаётъ такую перспективу, что всё, что было до начала XIX в., это всего лишь предысторiя, готовящая человѣчество къ настоящей полноцѣнной исторiи - когда будетъ покончено съ предразсудками религiи (изъ 1 стадiи) и съ предразсудками метафизики (изъ 2 стадiи), когда знанiе станетъ по-настоящему здравымъ, эмпиричнымъ, зависящимъ только отъ наблюдаемаго мiра, которому нельзя приписывать заранѣе заданныхъ (желательныхъ для изслѣдователя) смысловъ, когда наука перестанетъ претендовать на рѣшенiе метафизическихъ проблемъ. Это дѣленiе исторiи на «подготовку, предысторiю» и «настоящую полноцѣнную исторiю» схоже съ концепцiями Гегеля и Маркса.

Долженъ ли позитивистъ сидѣть сложа руки? Нѣтъ. То, что въ началѣ XIX в. наступаетъ позитивная стадiя, означаетъ, что на позитивистахъ лежитъ отвѣтственность - побыстрѣе раздѣлаться съ предразсудками прошлаго и привести мiръ въ соотвѣтствiе съ его цѣлью (чтобы науку, промышленность, образованiе перестроить на позитивный ладъ и помочь людямъ избавиться отъ пережитковъ двухъ прежнихъ стадiй). Поэтому сенъ-симонизмъ и комтiанство предполагаютъ реформированiе всего мiра по типу утопическаго соцiализма.

Вотъ такое противорѣчiе - откровенный телеологизмъ («исторiя движется къ правильной, необходимой цѣли») обосновываетъ отверженiе телеологизма какъ «метафизическаго предразсудка».

социология, конт, позитивизм

Previous post Next post
Up