О причинах покорности и пассивности российского народа в постсоветское время.
«Телесное рабство формально упразднили много лет назад, но фактически на смену ему пришло рабство умственное. Это проявляется в нынешней безропотной покорности по отношению к силе и власти. Люди вынуждены просить, молить власть имущих о различных одолжениях: несколько крошек тут, несколько крошек там. Не урезайте бюджет на такую-то сумму, или не сокращайте эту школьную программу настолько. Как человеку разорвать цепи душевной покорности и умственного раболепия?» - (Из книги Нома Хомского «Системы власти»).
Постоянно задаю себе вопрос:
«Насколько система пропаганды в Российской Федерации, при явном и неявном нарушении конституционных прав граждан страны, способствует возникновению и поддержанию таких социальных чувств как лояльность режиму, покорность властям и пассивность при проведении социально-экономических и общественно-политических мероприятиях?».
В этом все причины и вся суть проблем отсутствия разумных общественных реформ по ускорению развития России и превращения её в великую державу. Но это же было сутью проблемы везде и всюду с незапамятных времен - составной частью преклонения-покорности перед царями, генсеками, президентами и прочими властвующими фигурантами. Включая и региональных баронов-губернаторов и местных князьков-мэров-пэров-херов и глав муниципальных образований и несть им числа, пробравшихся во власть! Государственное образование и система социального обеспечения в РФ крайне опасны для власти частного капитала. Подлинное образование развивает представление о том, что все мы одно целое, все зависим друг от друга, значит, должны трудиться вместе и сообща строить лучшую жизнь, лучшее будущее. А если вы стараетесь правдами и неправдами выдавить из людей максимальную прибыль или заставить их максимально увеличить потребление, то любые благородные порывы этих людей - в особенности стремление действовать сообща ради лучшего будущего - крайне вредоносны для вас. Получается, благородные устремления следует вытеснять вон из людских голов. Солидарность приводит к тому, что людьми становится трудно помыкать: они перестают быть равнодушными игрушками частного капитала. Вот капиталу и необходимы разнообразные системы пропаганды, помогающие преодолевать любые возможные отклонения от принципа: будь полностью покорен властям предержащим! Каждый раз, когда люди хотели обрести достаточно свободы, чтобы их не могли поработить, перебить или подвергнуть репрессиям, возникали новые способы правления. Этими способами народ пытались загнать в различные виды умственного рабства, чтобы он безоговорочно принимал навязываемую идеологию и не задавал никаких вопросов. Если народ пойман, обманут и не замечает, а уж тем более не подвергает сомнению, царящие в обществе доктрины, этот народ становится обычным рабским скопищем. Люди безропотно повинуются - будто к их вискам приставлены пистолеты. Покорность и пассивность являются базовыми характеристиками любой власти, стремящейся заставить людей быть социально-пассивными и безропотными.
Крупнейшие российские системы пропаганды, с которыми сталкивается население России сегодня, выросли из недр огромной индустрии по связям с общественностью. Они созданы совершенно сознательно! Использован опыт, как и советский, так и столетний опыт самых свободных на то время стран мира - Великобритании и США. А возникли эти системы пропаганды оттого, что власти понимают очевидное: подданные добились настолько многочисленных гражданских и человеческих прав, что стало слишком сложно управлять ими и подавлять их выступления исключительно с помощью силовых структур. Вот и приходится, по мере возможности, разными манипулятивными способами контролировать их взгляды и убеждения, либо каким-то образом отвлекать их от насущных проблем. Создавать иллюзорные формы партнёрства и сотрудничества власти и населения. Интеллектуальная обслуга путинского режима наказывает агитаторам и пропагандистам медийного поля сражения с простым народом:
«Вам необходимо лепить потребителя, порождать в нем желания и потребности: пускай люди окажутся, таким образом, в западне».
Это очень широко используемый метод. Интеллектуалы-лакеи хорошо изучили историю этого вопроса. Например, когда британские рабовладельцы отменили рабство, то по всей Вест-Индии остались плантации, использовавшие рабский труд. После официальной отмены рабства в британском парламенте начались горячие дебаты относительно того, как же сохранить существующий режим. Что помешает бывшему рабу просто уйти в горы, где много свободной земли, и там попросту начать счастливую новую жизнь? Изобрели тот же самый, старый, общеизвестный метод: попытаемся поймать их в ловушку, а приманкой станут потребительские товары. Есть и другие приманки: доступный кредит, подарки. А затем, после того как люди попали в ловушку, начали приобретать предметы потребления и погружаться все глубже и глубже в долги магазинам компании, начался процесс восстановления чего-то, с точки зрения хозяев плантации, уже достаточно похожего на рабство. United Fruit Company сама догадалась проделать подобное в Центральной Америке, деловые круги США и Великобритании тоже сами догадались проделать подобное повсеместно и применили точно такую же тактику в начале XX века.
Так и возникла исполинская система пропаганды, направленная на создание класса потребителей и «полнейшую сосредоточенность человеческого внимания на вещах совершенно поверхностных и незначащих». Ну и конечно, следует по мере сил контролировать мысли и убеждения людей - без этого нет настоящего «промывания мозгов». Перечисленные приемы не новы. Они стары как мир, однако принимают новые формы с изменением окружающих нас обстоятельств. Те приемы воздействия, что мы видим сегодня в Эрэфии, являются реакцией на достижения предыдущих поколений в деле завоевания свободы. И надо сказать, что в действительности бороться против целеустремленного воспитания бездумных потребителей намного проще, чем бороться, к примеру, против пыточного следствия.
Правящему классу в РФ необходимо найти способы сдерживания энергии социального протеста граждан РФ. И не дозволить им, воспользоваться своим правами. Применение силы имеет определенные границы; часто необходимо не подавлять, но убеждать. Правящему классу нужен способ, дозволяющий убедить людей принять главенство правителей. Если этого не сделать, все просто рухнет. В настоящее время средствами массовой информации активно используются идея патриотизма, любви к Родине, идея гордости за достижения тысячелетней Русской цивилизации. Но готово ли население РФ сражаться и погибать за интересы господствующего класса олигархов и их обслуживающую интеллектуально-лакейскую паразитирующую прослойку? Когда принуждение уже не действует, поневоле прибегают к убеждению. В богатых развитых странах это стало настоящим искусством. В Великобритании и Соединенных Штатах, столетие тому назад самых свободных обществах мира, правящие классы - тори в Британии и мыслящие властители в США - весьма четко понимали: пределы принуждения уже были достигнуты, преступать их нельзя. Подданные получили уже чересчур много свободы: рабочие партии в парламенте, профсоюзы, организации по защите женских прав. Таким образом, правящая элита поневоле начала контролировать людские взгляды и мнения. В российских СМИ существует мнение как обычно, общепринятое и расхожее:
«То, что мы делаем, должно быть воспитывающей демократией, управляемой грамотным меньшинством, которое знает, как обуздывать народные массы и водить их строем, на военный лад».
Мы должны любыми средствами или убедить народ, или переубедить его, дабы самим удержаться у власти. Кто бы ни высказал подобное мнение - всегда является членом «разумного меньшинства». Действуют посредством пропаганды. Этот государственный институт реализуется абсолютно открыто. Но субъекты пропаганды вежливо зовут свои акции рекламой или употребляют эвфемизм: связи с общественностью. Таковы основы российской индустрии, контролирующей мнения и взгляды общества, заставляющей обывателей и мещан погрязнуть в бессмысленном потреблении, разобщающей их множеством различных способов. На это уходят огромные средства.
Маркетинг - лишь одна из разновидностей пропаганды. Главная задача маркетинга не создание и проталкивание товара, услуг на рынок, а создание потребности у юзера-потребляйца именно в определённо-конкретном товаре-услуге. Да ещё и мода как эффективный инструмент пропаганды. Мода - это настолько невыносимая форма безобразия, что её приходится менять каждые полгода. Если бы кто-нибудь, помимо рыночных идеологов, принимал рынки всерьез, если бы сами дельцы принимали рынки всерьез, то маркетинга в нынешнем его виде не возникло бы вовсе. Если вы изучали курс экономики в университете, вам твердили: рынки основаны на том, что хорошо информированные потребители принимают рациональные потребительские решения. Но ведь бизнес тратит огромные средства, именно водя «хорошо информированных потребителей» за нос, чтобы те принимали безрассудные потребительские решения. Это ведь абсолютно очевидно - стоит лишь пристально поглядеть на нашу российскую рекламу. И политическая элита, и представители деловых кругов РФ пытаются подорвать демократию одними и теми же способами. В восьмом классе любой средней школы вам расскажут: демократия заключается в том, что хорошо информированные избиратели сделают рациональный выбор. Но политические партии думают обратное. Именно поэтому в своей деятельности они используют лозунги, риторику, ставят целые спектакли, именуемые «связями с общественностью», проводят поистине сумасшедшие выступления перед потенциальным электоратом - все, что угодно; только никто и никогда не скажет вежливо и спокойно:
«Я намерен сделать то-то и то-то. Голосуйте за меня».
Российское телевидение буквально обтесывает, остругивает ваш ум, неизменно притупляет его. По телевидению открытой идеологической обработки не ведут. Это не православная церковь, где проповедник призывает:
«Верьте так-то и так-то. Ежедневно читайте и произносите то-то и то-то».
А телевидение лишь мягко подталкивает вас к определенному образу мыслей - точно хитрый убийца, отвлекающий свою жертву дружелюбной болтовней и понемногу ведущий к обрыву, о котором жертва не подозревает. И в заключение выводы профессора Хомского:
«Главное правило хитрой пропаганды гласит: бросайте основные требуемые намеки ежедневно, вещайте исподволь, тонко лгите и телезрители неизбежно станут принимать вашу ложь и ахинею как нечто само собой разумеющееся. Лгите и упорствуйте во лжи - телезритель будет глотать ваши измышления послушно и ежедневно. Хорошая система пропаганды не объявляет о своих принципах или намерениях. Это одна из главных причин, по которым прежняя советская система пропаганды оказалась беспомощной и никчемной. Не твердите людям:
«Вы обязаны думать вот так, а не иначе!».
Люди сразу понимают: власть берет нас за глотку. И внутренне сопротивляются этому. И могут ненароком найти выход из нелегкого положения. Отрешиться от безмозглой и назойливой пропаганды куда легче, нежели от пропаганды лукавой, гипнотизирующей, где не существует, открыто навязываемых догм. Именно так хорошая пропаганда и работает».
Результаты и последствия этой «хорошей работы» пропаганды мы и наблюдаем как у наших близких, так и в коллегах по работе, досугу, да иногда и в своём рисунке поведения. Это явления нового периода покорного и пассивного состояния народа России. Это социально-психологической явление - прототип, который экстенсивно и интенсивно размножается! И корень этого сдвига в сторону большей покорности, вплоть до потери способности к сопротивлению - это новое качество невежества. Соединились два процесса:
1) Невежество поднялось в средний класс (а значит, и в госаппарат), и в слой организаторов предприятий малого бизнеса (в чем-то и среднего);
2) Школа и вуз деградировали и заполнили невежеством медийную сферу.
Но сейчас в новом формате стабилизировались главные субъекты, определяющие судьбу населения РФ: государство, общество, бизнес и СМИ. И все они, как показала трагедия в Иркутске, все эти субъекты обнаружили неполное служебное соответствие. Вот о чем речь! Невежество я считаю главным фактором покорности и пассивности российского народа.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.
Источник:
http://rustod.ru/zhenskie_novosti/o-pokornosti-russkogo-naroda/