Почему я не согласен с Дугиным?

Jun 29, 2014 04:49

Дугин становится постепенно не просто известной, а знаковой фигурой в российском политическом информационном пространстве, и это плохо само по себе. Почему? Потому, что, с одной стороны, Дугин создаёт себе имидж эталонного патриота, а с другой - образ жертвы. Соответственно, профессор - человек грамотный - прекрасно понимает, что вторая часть имиджа усиливает первую. Если на эту имиджевую комбинацию наложить собственно алармистские взгляды Дугина, то мы и получаем... проблему. Это к ответу на вопрос, который часто задаётся в последнее время: почему так много внимания уделяется Дугину?
Взгляды Дугина, думаю, всем известны. но если вдруг нет, то, в двух словах, они заключаются в следующем. Содержание современной мировой политики - борьба абсолютного Запада с Россией, как единственной альтернативой (добавлю от себя, что речь всё-таки идёт о европейской и пост-европейской части мировой политики). Место, где эта борьба вышла на поверхность - Новороссия. Россия должна выиграть, причём выиграть показательно. Для этого необходимо оказать Новороссии военную поддержку, а именно - ввести войска. В противном случае Новороссия погибнет, а вместе с ней и Россия. Далее: Путин, как истинный патриот (в той парадигме, в которой Дугин - патриот эталонный), готов ввести войска в Новороссию, но ему мешают две колонны - "пятая" и "шестая". "Пятая" колонна ведёт открытую борьбу с Путиным и его курсом, а "шестая" - скрытую. Причём лидерами "шестой" колонны являются друзья и соратники Путина. И это - не агенты влияния, которые "подыгрывают" врагу как бы неосознанно, вопреки своим собственным декларациям, а именно убеждённые агенты врага. Далее Дугин, которого в чём-чём, а в трусости заподозрить нельзя было никогда, перечисляет имена самых высокопоставленных представителей "шестой" колонны в окружении Путина.
Ну так, если вкратце.
Теперь об отличии первого восприятия от результатов анализа. Я, например, слушая Дугина или читая его материалы, часто ловил себя на том, что почти в каждом отдельном фрагменте я с автором скорее согласен, а в целом - против. Откуда такое странное впечатление, что складывая паззл из одних и тех же фрагментов, мы получаем разные картины? Причина в том, что расхождения у меня с Дугиным - концептуальные.
Первое концептуальное расхождение заключается в том, что Дугин - принципиальный противник политики как таковой. Для него все политические процессы - имитация, а все политические акторы - симулякры. И это касается любых политических контекстов, в том числе и Русской Весны.
Вот как Дугин описывает дискуссию в российской политике? Притом, что дискуссия - основа политики, так как только через дискуссию происходит поиск компромисса. но Дугин против компромиссов, так как, в соответствии с его взглядами, любой компромисс является предательством, вне зависимости от тех целей, которые достигаются при помощи компромисса. Дугин - алармист, то есть он всегда за войну, срывающую маски и очищающую. Итак, о дискуссии в российской политике. Есть "пятая" колонна - это враги, причём открытые враги. С ними надо поступать по законам военного времени, ведь идёт глобальная война абсолютного Запада с Россией. Есть "шестая" колонна - это тоже враги, но более опасные, так как являются ОДНОВРЕМЕННО друзьями, и хотят для России счастливого будущего. Только вот будущее "счастье" они понимают неправильно. Как с ними поступать? Ну как на войне, опять же. Они же враги. И не просто враги, а "экзистенциальные" враги, по названию одной из недавних статей Дугина. Какая уж тут дискуссия. Дугин уже проанализировал и вынес вердикт.
Думаю, Дугина можно определить как одного из последних большевизанствующих теоретиков в нашей стране. Принципы те же: кто не с нами, тот против нас. Почему-то вспоминается канадская толерантная карикатура на майданную кричалку: "кто не скачет - тот не с нами". Так что получается, что в российской политике в отношении Новороссии есть версия Дугина и её враги: "пятая колонна", "шестая колонна" (надо будет, он найдёт "седьмую колонну" - например, евреем и велосипедистов). А поскольку, по мнению Дугина (и, кстати, это его мнение я разделяю) в мире идёт глобальная война абсолютного Запада против России, то всех оппонентов Дугина надо признать врагами и расстрелять. Символически, понятное дело. В ситуации с врагами Дугина "расстрел" - это отлучение всех его врагов от Путина. В идеале, Путин должен отправить в отставку всех представителей "шестой колонны" (список - у Дугина) и взять на их место самого профессора. После этого победа в глобальной войне России обеспечена.
Интересно при этом заметить, что Дугин вменяет Путину свои взгляды на текущий политический момент и убеждает аудиторию в том, что задача решается просто - надо заменить всех представителей "шестой колонны" на одного Дугина.
Тут, кстати, я уже произнёс одно из двух главных слов, которыми характеризуется позиция Дугина - простота. В этом заключается главная ошибка во всех построениях Дугина. Он верит, что в нашем всё усложняющемся мире существуют простые решения для предельно сложных задач. Последователи Дугина добавляют к ошибке упрощения следующую - стремление к понижению. Это когда все, в том числе возвышенные идеалы объясняются из низменных мотивов. То есть по лестнице мы идём не вверх, а вниз. Вот как мотивируется вражеская позиция представителей "шестой колонны" Валерием Коровиным, который интерпретирует концепт Дугина: Читаем: "...дети на Западе, семья в Лондоне, нажива, модернизация...". Если Дугин, говоря про "шестую колонну", говорит об идеологии и ориентирах - "США, Запад, евро-атлантиская цивилизация, либерализм, глобализм, глобальная финансовая олигархия" - то его последователи к простоте добавляют спекуляцию на понижение.
В такой комбинации - стремление к упрощению и спекуляция на понижение - не могу не вспомнить о работах известного русского философа Бориса Петровича Вышеславцева, который именно по этим интеллектуальным процедурам определял большевизм (и объединял его, кстати, с фрейдизмом).
То есть, в политических построениях Дугина очевидны признаки большевизма как устройства ума, а не только политического течения в России начала 20-го века. Не зря ведь Дугин стоял у истоков возрождения национал-большевизма в постсоветской России.
Исходя из сказанного, я и считаю, что позиция Дугина по Новороссии, которую сам Дугин демонстрирует как тщательно скрываемую позицию президента Путина, является проблемой. Которую не надо усугублять гонениями, так как самопрезентация Дугина как эталонного патриота, помноженное на восприятие его как жертвы "шестой колонны", лишь добавит проблем всем нам. Простые решения в политике приводят к сложным последствиям.
Previous post
Up