На мой взгляд армянская архитектурная (да и не только) традиция богата тем, что сочетает в себе море разных слоев и элементов из разных исторических эпох и влияний разных культур, включая эллинизм, средневековую арабо-исламскую культуру, русский классицизм, сталинский ампир, советский конструктивизм и так далее. Все это настолько эклектично, но вместе с этим настолько гармонично переплелось с местными традициями зодчества и традиционными стройматериалами, что в пору нового расцвета армянской архитектуры при советах дало поразительно богатый стиль. Все названное умело использовал великий Таманян. К сожалению после него и его последователей сразу же начали богатую традицию неменее обильно обсырать. Ну а после развала страны и вообще перешли на какое-то безстилие, если вообще что-то строили. Преемственность опять оборвалась. Это я про лихие 90е. А в нулевые и поныне прибегают в основном к гавеной хайтечной кальке довольно низкой пробы с современной турецко-эмиратской безликой бизнес архитектуры. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые робкие попытки использования традиционной архитектуры, точнее некого коктейля с ее участием напополам с вышеотмеченным говнохайтеком, все же предпринимаются. Получается по-разному, но в основном не очень. Что касается традиции скульптуры, где также есть весьма богатый исторический опыт, на мой взгляд, дела обстоят менее плачевно. В относительно недавние годы наблюдается-таки тенденция установления разного рода скульптур манументальных и малой формы. Например мне лично очень нравится маршал Баграмян на одноименном проспекте. Тот же адмирал Исаков весьма хорош. Из малых могу отметить скандального, но похвального (на мой взгляд) Бабаджаняна, а также Черную кошку Ботеро (хотя к теме поста она, ясно, имеет мало отношения). Но вот о чем я хочу написать - это то, что сегодня наша архитектура и скульптура мало обращается к богатым национальным традициям, в частности к эллинистическому ее компоненту, например. Я уверен, что это может даровать более монументальный, менее сиуминутный, трендовый вид как отдельным постройкам, так и городу и стране в целом. К ней, кстати весьма часто обращался академик Таманян. Ну например обратите внимание на колоннаду башни здания Совмина (ныне - дом Правительства). И вспомните капители Гарни.
Вообще, конечно, эллинистическая архитектура дошла до нас не так богато, как, скажем, христианская. Благодарить надо хунвейбинов от религии царя Трдата 3го и архаровцев Григория Просвистителя (только подумать сколко прекрасных храмов, красивых, как Гарни и даже краше они сравняли с землей). Но если присмотреться, христианская армянская архитектура опосредованно доносит до нас немало деталей эллинистической традиции - тут даже культурная революция и великий скачок сладкой парочки крестных Армении - Датика и Гришки, была бессильна. Потом, конечно, был расцвет уже шикарнейшей и богатейшей христианской традиции, которая уже дошла до нас в более полном обьеме, но и к ней сейчас мало обращаются в зодчестве. А между тем предсавьте, какой культурный и туристический ресурс мы теряем, не реконструируя на археологическом и историческом материале, например, амфитеатры, подобные древнему Арташатскому, и не используя сегодня такие образы, как известная голова богини Анахит, ну скажем в декоре экстерьеров зданий, или декоративной городской скульптуре.
Или мраморный торс вот этой богини из того же Арташата.
Или же например выложить стилизованной мозаикой дно бассеина на Площади Республики? Ну и так далее...