Арарат - причал для легенды? или куда Ноя занесло?

Sep 17, 2012 01:06

В ответ на пост  http://bsw-am.livejournal.com/554760.html об этимологии слова Арарат и другие библейские и националистические мифы решил таки пролить свет науки. Думаю, милая френд bsw_am не обессудит меня:)

Так вот.

Как мы знаем, существует библейская легенда о том, что однажды библейский бог решил похерить все, что создал, дескать все не так (хотя если он всемогущ, то он должен был знать, как следует созидать, ну да ладно, мы же видели, как все у него не так получалось еще с парочкой Адам-Ева, а потом с их отпрысками, и так далее). Но решив все послать к чертям (которых он, почему-то тоже создал, ибо больше некому), вспомнил об одном неплохом парне. Странно само то, что НА ЦЕЛОМ СВЕТЕ этот чувак один приглянулся библейскому богу. Любовь зла Чтож, бывает. Вспомнил, и решил поставеть его в сторонку, пока будет делать цунами. Звали его Ной. Точнее так мы его зовем. А на его родном языке НОАХ (как мы помним, каким-то чудом еврейский язык существовал еще до зорождения других языков). Так вот, велели боги сделать Ною ковчег из дерева гофер (именно боги, так написано в библейском оригинали, элохим!). Одному богу (ну или одним богам, как хотите) известно, что за дерево такое, гофер, которое под пекущим палестинским солнцем и дождями простояло сто лет, ибо столько времени строился ковчег, и сохранило свои отменные качества, как увидим далее, ну и бог с ним. Гофер, вероятно, это кипарис, который шуммеры называли гипару, от которого и пошло слово кипарис. Вы представляете кораблик из кипариса? Но больше настораживает само время строительства. Ибо размеры ковчега хорошо известны: примерно 135 на 25 метров и высотой в трехэтажный дом. Это - средних размеров барак, который однако, полдюжины мужчин, сколько и трудилось, могли бы сколотить за год. Ан нет! Но тут начинается главное цирковое представление: Ной каким-то макаром собрал каждой твари по паре, то есть самку и самца каждого вида (!) животных и птиц, и поместил их в этом большом курятнике, точнее в коробке (именно так переводится слово ковчег "тэва" с иврита). И плыл с ними все время потопа. Потом пристал к горам в стране Араратской. А там и на берег сошел, когда воды канули. Теперь по-подробнее обсудим несколько вопросов:

1. Как Ной собрал всех этих животных? Ведь белые медведи, тюлени, панды, коалы и утконосы водятся в совершенно разных уголках планеты, для этого надо было заглянуть во все абсолютно уголки дикой природы, шастать по ледникам за снежными барсами, бегать по расколенным пескам за страусами и гну, ни и так далее. Ной, кроме самого успешного кораблестроителя был и самым выдающимся охотником, до которого далеко всякому Дикому Биллу!
2. Как в этом корыте поместилось столько зверья? Ведь в мире существует более миллиона видов позвоночных! Ну не поместятся они физически!
3. Чем он их кормил? Ведь у всех своя диета! Нет, я даже не говорю об обычных травоядных, на них можно запасти фуража. И мяса на хищников - тоже. А вот как кормить более привередливые виды? Например коалы едят только листья эвкалипта. Причем только свежие. У него там еще и оранжерея была? 
4. Кстати, об оранжереях. Библия молчит, как же были спасены растения? Например - баобабы, секвойи. Он что, взял с собой саженцы со всего света, потом бегал их рассаживать обратно? 
5. Как спаслись пресноводные виды рыб? Ведь если поднялся уровень мирового океана, то вода была соленой, что гибельно для сотен тысячь видов рыб и других пресноводных животных.
6. Почему этот зверинец причалил к Арарату? Ведь это - далеко не самая высокая гора на свете, и даже в нашем регионе, на Кавказе, правда на Северном, несколько более высоких точек. (Запомним этот вопрос, он очень краеугольный)
7. Откуда нафик пришла вся эта водица??? Идиотское объяснение, типа разверзлись окна небесные, по крайней мере после полета человека в космос, за "твердь", которую из-за синего цвета тупорылые левиты принимали за воды небесные, уже применять невозможно. Так откуда? Ведь даже если все ледники растают, уровень мирового океана поднимится всего на несколько сотен метров! А тут, чтоб покрыть хоть Арарат, то есть около 5 тысячь, мировой океан должен увеличиться в 7 (!) раз!
8. Куда нафик делась вся вода? Деться ей гораздо сложнее, чем вылиться! Что за дуновение, которе осушает 6 мировых океанов разом? Куда все это испаряется? Представляете, какие это облака пара? И где же они?
9. Как за короткое время просохла почва? Представляете, сколько времени надо, чтоб высохло дно океана? Сотни лет! А до того мир будет похож на огромное болото.
10. Как случилось, что пресные водоемы опять стали пресными, и соленая вода отделилась от них? Ведь геологические исследования показывают, что, скажем, озеро Севан намного древнее потопа, которому всего несколько тысячелетий, если верить непогрешимой библии.

Из этих вопросов менее абсурдно ответить, пожалуй, лишь на один: почему в сказке про ноев плавающий балаган упомянута гора Арарат?

Для ответа на этот вопрос обратим внимание на несколько интересных фактов.
1. Очень похожие легенды о потопе существуют у соседних с евреями и более древних народов региона. К ним мы еще обратимся.
2. При анализе библейского текста о потопе можно прийти к выводу, что это - плохо скроенный из двух более ранних редакций текст. В частности, как я уже сказал, в некоторых местах встречаются боги во множественном числе. Например "сыны богов" прельщались красотой мирских женщин. Именно бне элохим - дети богов! Видимо это отрывок из более ранней, до монотеистической версии мифа. О разности источников говорит и то, что для обозначения бога в разных местах используются разные имена - Яхве и Элохим. В переводе хитрые церковники утаили этот факт, и перевели одинаково:) Очень по-христиански обманывают!:))). Различна также длительность потопа: по одной версии - сорок дней и ночей, по второй - более года. Кроме того в одной части бог рекомендует взять по паре, то есть самца и самку, а в другой - по паре от нечистых и по семь пар от чистых животных. Так что налицо как минимум два разных источника, более древних (см. пункт 1)
3. Теперь Арарат. Акадеяне, имевшие свой вариант месопотамского мифа о потопе, называли вероятно Арарта. Это гористая местность начиналась в южной части Армянского нагорья и позже дала название государству, которое теперь принято называть Урарту (прочтение спорное). Очевидно, изначально так назывались Кордуйские горы к юго-западу от озера Ван. Это первый хребет, который виден из низменного Междуречья - родины мифа о потопе. И, интересное совпадение, шумерская легенда о Зиусудре, перекочевавшая в легенды вавилонскую и ассирийскую об Атрахасисе и Утнапиштиме, соответственно, называла местом пристанища спасшегося героя где-то в этих местах. Например упомянутая гора Ницир. Это весьма и весьма логично. Тигр и Евфрат часто выходили из берегов, и древнему человеку междуречья казалось, что это затопило весь мир. Да и топило весь известный ему мир. И только на севере видны были снежные вершины гор, которые как стояли, так и продолжали стоять. Видимо это и породило легенду о возможном спасении себя, жены, семьи, овец и коз, соорудив плот и причалив к тем вершинам.
4. Древние армяне не называли Арарат Араратом. Они его называли Азат Масис. Вообще словом Масис армяне обозначали   три горных массива: Азат Масис - Большой Арарат, Покр Масис - Малый Арарат, Нех Масис - гора Сипан недалеко от озера Ван, а также Масисом называли современную гору аль-Джуди в Кордуйских горах. Слово само, очевидно, индоевропейское, того же корня, что слова "масса", "массив". Следовательно слово изначально означало нечто крупное, массивное. 
5. Самое интересное, что аль Джуд указан в Коране, как пристанище ковчега пророка Нуха. Писался Коран в 7 веке и одним из его источников являлись еврейские и христианские предания, причем часто в региональном, не обработанном Западным и Византийским христианством вариантах.
6. По своему внешнему величию гора Арарат всегда занимала центральное место в мифологических представлениях окружающих народов, и в первую очередь армян. И уж точно больше подходила для присанища героя привнесенного с христианством древнееврейского мифа. Тем более, что упомянутые в мифе Араратские горы тоже имели вершину под названием Масис, схожее с армянским названием Арарата (Азат Масис). Постепенно неприметная вершина в Кордуйских горах забылась, и название горы Араратские перешли на куда более величественную гору - Большой Арарат. Очевидно, изначально на Запад отождествление пошло по византийскому каналу, который подпитывался непосредственно армянской интерпретацией мифа. До того сами армяне нигде не называют Азат Масис Араратом. Евреи же вряд ли знали о существовании этой вершины, так что не могли иметь в виду ее в качестве пристанища для Ноаха в библейском мифе.

Подводя итоги можно сказать, что
1. Наводнения, связанные с паводками в Тигре и Евфрате и вечное желание спасти от них свой скарб, а также далекие, непотопляемые горные вершины породили в сознании древних жителей Месопотамии миф о спасшемся Зиусудре-Утнапиштиме.
2. Миф от родственных семитских соседей перешел древним евреям, тогда еще политеистам, которые со временем перейдя в монотеизм отредактировали, как и многие другие и этот миф, и включили его в дискурс своей религии.
3. Этот дискурс получило в наследство христианство, через которое миф о потопе и горах Араратских пришло к армянам и другим народам региона. Как это часто бывает, в мифе поменялись акценты. Араратом вместо Масиса в Кордуйских горах стал называться Масис Большой, более подходящий на роль божественной горы, коим всегда являлся в представлении языческих армян.
4. Таким же образом вместо малознакомой горы на стыке Армянского нагорья и Месопотамии упомянутая в мифе гора стала отождествляться с более величественным Большим Араратом, который так и стали называть (кстати, сами армяне его чаще называют именно Масис), сначала, вероятно греки, а далее - вся Европа и христианский мир.
5. Однако мусульманская редакция того же древнемесопотамского мифа, имея обособленное развитие, продолжало приписывать лавры пристанища мифологического ковчега одной из вершин Кордуйских гор - ближайших к долине Междуречья, а по сему наиболее вероятных претендентах быть идентичными с аутентичным, месопотамским вариантом мифа о потопе. 
6. Следовательно не надо искать какой-то высший смысл, тем более, что самого потопа-то не могло быть. Для меня, например, величие Арарата намного выше, чем мелко-скотоводческий миф о потопе. Это колыбель моего народа, гора, воистину священная, поскольку является свидетелем всех исторических перепетий моего народа. И какие-то библейские сказки для меня не прибавляют его величия, также как и не убавляют его в условиях неточности их трактовки.

национальный миф, миф о превосходстве, христианство, деизм, история, церковь, наука, Армения, армяне, Библия, атеизм, Арарат

Previous post Next post
Up