Список международных террористов, существующий в США на основании президентского указа, пополнился еще одним человеком. 23 июня в него был включен лидер так называемого "Эмирата Кавказ" Доку Умаров. Данное решение было озвучено американским Госдепартаментом накануне встречи президентов России и США в Белом доме. По словам заместителя госсекретаря Филиппа Кроули, это решение "поможет усложнить финансовую и другую помощь Умарову". На своем официальном сайте Госдеп констатирует, что решение от 23 июня - это лишь "первая фаза" действий в отношении известного террориста.
Далее официальный Вашингтон намерен "исключить способность группировки проводить насильственные действия, а также разрушать и, в конце концов, разгромить сеть Умарова". Помимо этого, руководитель подразделения Госдепартамента, отвечающего за противодействие терроризму Дэниел Бенджамин отметил, что "включение Умарова в список международных террористов - прямой ответ на угрозы, которые он представляет для США и России. Недавние атаки, предпринятые Умаровым, и его операции иллюстрируют глобальную природу террористической угрозы, которой мы противостоим сегодня".
Насколько данное решение официального Вашингтона окажется полезным для политики России на Северном Кавказе?
Начнем с того, что никогда ранее позиция Вашингтона относительно северокавказского радикализма не была столь однозначно жесткой и определенной. Конечно, можно вспомнить благожелательное отношение Билла Клинтона к российской операции в Чечне (42-й президент США даже сравнивал ее с борьбой Авраама Линкольна против мятежников из южных штатов). Вспоминаются также жесткие заявления Джорджа Буша-младшего в адрес организаторов теракта в Беслане.
Однако заявления заявлениями, а до сих пор представители кавказских джихадистов не включались в официальные списки международных террористов, подготовленные американским Госдепом. Между тем, включение в такой список подразумевает вполне конкретные экономические и политические меры в отношении тех, кто помогает террористам. Следовательно, это предполагает и определенное взаимодействие с российскими спецслужбами по части оперативной информации, касающейся северокавказского террориста номер один.
Однако значение решения от 23 июня одной лишь оперативно-тактической сферой не исчерпывается. Включение Умарова в официальный террористический список является психологически важным шагом в контексте "перезагрузки", которую президенты РФ и США объявили стратегической задачей еще 18 месяцев назад. Авторитетный американский специалист по России Эндрю Качинс справедливо замечает, что такие двусторонние действия, как подписание Договора по СНВ в апреле этого года, расширение кооперации в Афганистане и введение санкций против Ирана "демонстрируют растущее сближение позиций Москвы и Вашингтона". Однако, по его мнению, важная задача сейчас состоит в том, чтобы перейти от "медового месяца" к стабильным и предсказуемым взаимоотношениям, не столь зависимым от перемены настроений, как это было в предыдущие годы.
В этом плане шаг официального Вашингтона в отношении Умарова нельзя недооценивать. Он дает хорошую основу для углубления кооперации по таким волнующим две страны вопросам, как киргизский кризис и ситуация в Нагорном Карабахе. В этой связи вряд ли является случайностью то, что вскоре после визита Дмитрия Медведева в Америку появилось совместное заявление президентов России, США и Франции по поводу нагорно-карабахского конфликта.
Но "перезагрузка" - это не только вопрос взаимоотношений Москвы и Вашингтона. Американское влияние в странах Центральной и Восточной Европы колоссально. Сегодня к голосу Вашингтона прислушиваются не меньше, чем в советский период к голосу генерального секретаря ЦК КПСС. В этой связи жесткая позиция Госдепа в отношении Умарова поспособствует перемене во взглядах многих из тех, кто пытается сегодня в Варшаве, Вильнюсе, Праге или Риге выступать в роли адвокатов северокавказских джихадистов. В заявлении Госдепартамента дается оценка идеологической стороны движения Умарова. Оно рассматривается, как феномен, возникший на фоне "интенсификации раскола между сепаратистами и радикальными исламистами, который привел к решению создать Эмират во главе с эмиром Умаровым". Следовательно, американское внешнеполитическое ведомство четко указывает, что России противостоят не "борцы за национальное освобождение" (о которых в странах "новой Европы" продолжают говорить с упорством, достойным лучшего применения), а сторонники "глобального джихада", то есть противники западного мира в не меньшей степени, чем России. В свою очередь, этот факт может содействовать хотя бы некоторым переменам в позиции депутатов бывших "соцстран" в ПАСЕ, Европейском парламенте и других структурах, работающих в сфере "европейской интеграции".
Вместе с тем, решение Вашингтона не стоит и переоценивать. Во-первых, несмотря на улучшение внешнеполитического климата вокруг российской северокавказской политики, ключи к успеху в этом проблемном регионе находятся внутри нашей страны, а не за ее пределами. Уничтожить Умарова - задача по преимуществу техническая. Смогли же ликвидировать Дудаева, Масхадова, Басаева, Гелаева, Астемирова и Халилова. Вопрос в том, как уничтожить "умаровщину". Ответ на него, помимо чисто силовых действий, предполагает серьезную корректировку общественных отношений на Кавказе, а также резкое повышение качества управления во всей России.
Во-вторых, "перезагрузка" американо-российских отношений станет необратимым процессом только тогда, когда две страны смогут найти более рациональные решения по ситуации в Грузии, Молдавии и в других точках постсоветского пространства, которое Москва считает зоной своих приоритетных интересов. Впрочем, и на территории бывшего СССР у Москвы и Вашингтона в последние месяцы есть определенный позитив. В конце концов, удалось же снизить накал страстей в отношении Украины. Как бы то ни было, постсоветский контекст будет серьезным фактором, который может либо помочь "перезагрузке", либо значительно выхолостить ее.
Новая политика.Ru