На днях глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что "газовая война" между Белоруссией и Россией закончена. Определены условия транзита газа через территорию Белоруссии на 2010 год, определена, согласована и ценовая политика российского газового монополиста - все эти нюансы будут прописаны в дополнении к "газовому" соглашению с Белоруссией - документ будет подписан сторонами в Минске уже на этой неделе.
Впрочем, на деле все не так просто. По словам первого вице-премьера республики Беларусь Владимира Семашко, российская сторона должна за транзит газа ещё 32 миллиона долларов. "Газпром" же настаивает на том, что выплатив 228 млн. долларов, он расплатился с Минском полностью, поскольку оплачивал транзит газа исходя из условий действующего контракта. Ставка транзита по этому контракту составляет 1,45 долларов за 1 тыс. куб. на 100 км. Правда, при создании совместного предприятия на базе "Белтрансгаза" оговаривалась возможность увеличения размера ставки до 1,88 долларов в 2010 г. Однако, как утверждает "Газпром", этот рос привязан к увеличению оптовой надбавки на газ, реализуемый "Белтрансгазом" на местном рынке.
Все эти спорные вопросы предстоит разрешить рабочей группе из Москвы, которая прибывает на переговоры с "Белтрансгазом" в понедельник, а в среду в Минск прилетит заместитель главы "Газпрома" Валерий Голубев.
Между тем, президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь обрушился на Москву с жесткой критикой. Он заявил, что газовый спор носит чисто политический характер, обвинив российское руководство в попытках давления на Минск перед предстоящими в начале следующего года президентскими выборами. "Это повод для нагнетания обстановки, это абсолютно политическая ситуация. Газ - это повод... Все предельно ясно - идет давление накануне президентских выборов в Белоруссии. И наша оппозиция, и Кремль считают, что Лукашенко ради сохранения власти перед выборами сдаст все", - сказал президент Белоруссии. По его мнению, газовый спор - это "проявление имперских амбиций России, которая пытается подчинить Белоруссию своему влиянию и получить контроль над белорусской собственностью".
Правда, при этом Лукашенко заявил, что не собирается рвать стратегических отношений с Россией из-за газового конфликта: "Нельзя говорить о том, что у нас сегодня разрыв стратегических отношений. Большая политика не терпит никаких разворотов, а резких разворотов - тем более".
Более того, президент вынужден был признать, что найти других союзников ему просто негде. "Будем объективны: нас что, в Европе ждут? Европа нас не ждет. У Европы столько сегодня проблем с этими 27 странами, что им сегодня не до Белоруссии, не до Украины и не до других стран", - сказал он. Вместе с тем, Лукашенко заверил, что Белоруссия не намерена ссорится с Евросоюзом, на который приходится около половины объема внешней торговли республики.
Президент утверждает, что деньги на оплату долга за российский газ республике дал взаймы президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Важный вывод, который сделал Лукашенко после конфликта с Россией - это необходимость искать альтернативные каналы поставки энергоносителей в республику. "Мы нашли нефть в Венесуэле, что очень Россию напрягает. Кроме того, мы сегодня работаем, как работает Европа, в направлении того, чтобы получить сжиженный газ. Где-то на берегу моря построить терминалы, бросить трубу и получать этот газ, чтобы была альтернатива, - сказал глава государства в интервью телеканалу "Евроньюс". - Вы представляете: в Европе - $ 174-$ 176 за газ из Катара и Норвегии... А нам пытаются довести в будущем году цену на газ до $ 230 за тысячу кубометров", - отметил белорусский лидер.
Впрочем, пока это всего лишь "прожекты" и никакой реальной альтернативы российским газу и нефти у Лукашенко нет. Более того, планы России по строительству трубопроводов в Европу в обход Украины и Белоруссии заметно сокращают Минску пространство для маневра. Сейчас практически единственным инструментом давление на Москву для Лукашенко являются угрозы перекрыть транзит газа в Европу. Белорусский лидер прекрасно понимает, что в случае диверсификации поставок российского газа его возможности шантажировать Кремль будут сведены к минимуму.
Последний конфликт между Россией и Белоруссией остро поставил вопрос о том, возможно ли в ближайшее время создание нормально функционирующего Таможенного союза в его первоначальном формате, предполагавшем участие Минска. Несмотря на заявления Лукашенко о том, что он будет продолжать стратегическое партнерство с Москвой, Белоруссия вряд ли в ближайшее время станет полноправным членом ТС на тех условиях, которые были согласованы Россией и Казахстаном. Белорусского лидера не устраивают существующие таможенные пошлины на нефть и ценовая политика Москвы по отношению к государствам-партнёрам по Таможенному союзу.
Напомним, что 5 июля в Астане на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества должны быть приняты решения, касающиеся второго этапа формирования Таможенного союза. Как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов: "Это решение будет о втором этапе Таможенного союза: либо Россия, Казахстан и Белоруссия, то есть тройственный формат, как мы и договаривались ранее. Либо это будет формат Россия и Казахстан".
Судя по всему, Москва и Астана вполне готовы ко второму варианту. По крайней мере, они вряд ли пойдут на серьезное изменение уже достигнутых договоренностей ради участия в ТС Белоруссии.
Новая политика.Ru