Когда в свое время нас агитировали за передачу сферы сервиса и услуг в частные руки, много говорилось о том, что как только придет частный хозяин, качество услуг моментально повысится.
Действительно, в гостиницах хамить стали меньше, а белье менять чаще и места появились - только у многих ли сейчас есть деньги поселиться в гостинице? А вот в жилищно-коммунальной сфере ситуация похуже - цены выросли запредельно, а на человека (потребителя, клиента, как хотите, назовите) как плевали так и плюют. Очередной пример такого рода недавно явила костромская действительность.
Как сообщает местная пресса, сотни костромичей в один миг стали коммунальными должниками. В квитанциях за май у многих горожан появились суммы задолженности - от нескольких десятков рублей до нескольких тысяч. При этом, большинство новоявленных должников счета оплачивает регулярно. За разъяснениями костромичи идут в офисы расчетно-кассовых центров. Да и именно, «центров», ибо этих организаций теперь стало несколько, а крайними из-за отсутствия взаимодействия между ними стали потребители услуг.
Итак, обо всем по порядку.
Было в Костроме такое муниципальное учреждение - Расчетно-кассовый центр (РКЦ). Собирал с людей деньги за жилищно-коммунальные услуги и потом раздавал их поставщикам услуг. Не бесплатно, конечно, оставлял себе проценты за услуги. За то людям удобно - все платежи в одной квитанции.
Но полгода назад управляющие компании, решив, что платить за услуги РКЦ себе дороже, решили создать свой единый расчетно-кассовый центр (ЕИРКЦ) и, соответственно, проценты брать себе. Дороже ли это для потребителей-жителей, которые, в конечном счете, и оплачивают все это пиршество реформаторского духа - отдельный вопрос, о нем инициаторы реформы пока умалчивают. Но то, что теперь люди не по своей воле оказались вынуждены стоять в многочасовых очередях - неприятный факт.
Еще более неприятно, что «лихорадит» коммунальную сферу Костромы уже полгода, с тех пор как ЕИРКЦ начал свою работу. Нервотрепка с платежами длится уже полгода. Сначала людей пугали суммы платежей за электроэнергию. Два месяца назад, когда через ЕИРКЦ начал расчеты водоканал, неразбериха случилась с платежами за воду. Теперь - вывоз ТБО. И это, говорят сами сотрудники компании, возможно, еще не конец.
С какого потолка берутся недоплаты, специалисты ЕИРКЦ сказать не могут. Начисления идут по данным, предоставленным управляющими компаниями. Те, в свою очередь, информацию получили от своего прежнего оператора платежей - РКЦ. Именно туда отсылают возмущенных костромичей за разъяснениями.
Впрочем, в муниципальном расчетно-кассовом центре измученным гражданам, среди которых много инвалидов и пожилых людей, объяснить, откуда долги, не могут. С бывшими клиентами - управляющими компаниями и снабжающими организациями - центр уже не работает.
Любопытно, что пока костромичи ходят от одной инстанции к другой, выясняя, сколько же они должны платить за квартиру, сами сборщики денег (ЕИРКЦ и РКЦ) между собой даже не пытаются разобраться. Говорят, нет договора о сотрудничестве. Вот такая забота о потребителе и «невидимая рука рынка» получается. Похоже, пока эта рука способна лишь сложить перед носом несчастного жителя известную фигуру.
- Обращений много. Возмущенные граждане обращаются и в отделение партии и к нашим депутатам», - сообщила корреспонденту «СПРАВЕДЛИВО-ОНЛАЙН» руководитель аппарата регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ В Костромской области Галина Задумова. - Вопрос, прежде всего, к расчетным центрам, которые не могут сверить свои базы данных, но жители, особенно пожилые люди, страдать не должны, - подытожила Галина Васильевна.
А должникам поневоле пока можно дать только один совет. Если нет ни сил, ни времени разбираться с вдруг возникшими долгами, можно платить за услуги ЖКХ привычную сумму - без долга. До тех пор, пока все расчетные организации не найдут, наконец, общего языка.
А. Иванов
Справедливо-онлайн.Ру