Артем Ивановский: В Карабахе снова стреляют

Jun 21, 2010 20:12

В последнее время значительно возросло количество вооруженных инцидентов в зоне давнего конфликта. Демонстративный отказ президента Азербайджана Ильхама Алиева от продолжения переговоров в Санкт-Петербурге явно указывает на незаинтересованность азербайджанской стороны в мирном урегулировании.



20 июня пресс-служба Министерства обороны Армении распространила специальное заявление по поводу крупномасштабного приграничного инцидента в зоне нагорно-карабахского конфликта. В этом сообщении было сказано: «В результате столкновения в самопровозглашенной республике Нагорный Карабах погибли четверо армянских военных и один азербайджанский солдат. Инцидент произошел в ночь с 18 на 19 июня в районе села Чайлу. Армянские военнослужащие дали отпор азербайджанской вооруженной разведгруппе».

В тот же день военное ведомство Азербайджана выступило в ответным заявлением. Как и следовало ожидать, официальный Баку возложил на армянскую сторону ответственность за столкновение на «линии фронта» (так в тексте) между армянскими вооруженными формированиями и азербайджанскими военными. В частности, глава пресс-службы Минобороны Эльдар Сабироглу отметил: «Армения нарушением режима прекращения огня с целью избежать проводимых переговоров в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта, обновленных Мадридских принципов сама себя завела в ловушку, и это должно расцениваться исключительно как ее очередная провокация». Далее он сказал, что на линии фронта произошла перестрелка, и последующее вооруженное столкновение длилось продолжительное время. По мнению Сабироглу, подобные перестрелки за последнее время участились, армянские вооруженные формирования и на этот раз, понеся тяжелые потери, отступили. «Однако привлекает внимание то, что враг впервые был вынужден открыто признать свое поражение во время боя. Очень интересно, поскольку, как правило, армяне стараются скрыть свои потери. На наш взгляд, искать тут причину не приходится», - сказал представитель Минобороны Азербайджана. Затем он разъяснил мотивы действий армянской стороны: нынешнее руководство Армении обеспокоено ростом недовольства в народе и прибегает к подобным способам для отвлечения внимания общественности. «Агрессивная Армения должна однозначно понять, что если она не отступит мирно из оккупированных земель или же прибегнет к любым другим подобного рода провокациям, то получит еще более тяжелые удары. Для этого у Вооруженных сил Азербайджана имеется достаточно возможностей», - подытожил Сабироглу.

Армения в свою очередь заявила, что происшедшее является провокацией азербайджанской стороны с целью срыва переговорного процесса по Нагорному Карабаху.

Глава МИД Армении Эдвард Налбандян назвал инцидент вероломным нападением. «Перед каждой встречей на высшем уровне с президентом Армении Баку пыталось при помощи провокационных заявлений и угроз о войне сорвать переговоры. Видимо, убедившись, что им это не удается, азербайджанцы на этот раз, сразу после трехсторонней встречи 17 июня на высшем уровне, пошли еще дальше - на открытую провокацию. Можно сказать, еще не успев выйти из зала переговоров, азербайджанское руководство в ночь с 18-ого на 19-ое июня организовало диверсионную операцию на территории Нагорного Карабаха в Мартакертском районе. Кстати, это тоже азербайджанский вероломный почерк - нападать под покровом ночи», - заявил он.

Действительно, нельзя не заметить, что по времени вооруженное столкновение азербайджанских и армянских военных практически совпало с началом очередной трехсторонней встречи по Нагорному Карабаху с участием президентов России, Азербайджана и Армении, которая состоялась в Санкт-Петербурге. В итоге президент Азербайджана Ильхам Алиев демонстративно покинул Санкт-Петербург, отказавшись участвовать в международном экономическом форуме. Причем этот демарш Алиева отнюдь не был неким спонтанным протестом. Нет сомнений в том, что азербайджанская сторона абсолютно не заинтересована в мирном урегулировании и все свои действия направляет в русло последовательного срыва любых миротворческих инициатив как России, так и международных организаций. Напомним, что 18 июня вице-премьер Азербайджана, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов, выступая в Баку на конференции, посвященной Дню беженцев, заявил: «На оккупированных территориях Азербайджана создаются террористические группировки. Там изготавливаются и продаются наркотики. Прибыль идет на приобретение оружия и боеприпасов, а также на формирование террористических группировок. Здесь создан новый международный наркомаршрут». 15 июня азербайджанская сторона обвинила Вооруженные силы Армении в поджогах на территории Тертерского района. Более того, планомерная пропагандистская кампания с целью подготовки общественного мнения к войне по нарастающей ведется с начала мая. Сообщения азербайджанских средств массовой информации о ситуации на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта все больше напоминают сводки военных действий. Так, сообщения о нарушениях «в четырех направлениях» передавались 6, 7, 10, 11 и 12 мая. 8 мая «армянская сторона нарушила режим прекращения огня в пяти направлениях, а 9-го - в семи». Обстреливаемые армянской стороной направления, по сообщениям масс-медиа, это опорные пункты азербайджанских войск практически по всей линии азербайджано-карабахской границы, а также позиции в приграничных с Арменией районах. Фактически, речь идет о заранее срежиссированном в Баку сценарии срыва переговоров в Петербурге под предлогом «армянских провокаций».

Столь резкое нагнетание напряженности в зоне конфликта напрямую связано с принятием новой военной доктрины Азербайджана.

Напомним, что азербайджанский парламент 8 июня принял проект новой военной доктрины, согласно которой Азербайджан может использовать любые средства, в том числе и военную силу, для возвращения Нагорного Карабаха под свой контроль. Этот документ состоит из 75 пунктов и касается таких вопросов, как национальная безопасность, военные угрозы в регионе, военное сотрудничество с другими странами. Армения в азербайджанской военной доктрине определяется в качестве агрессора, а международная помощь Еревану и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, направленная на «официальное признание результатов оккупации», трактуется как действия, направленные против Азербайджана.

Весьма интересны оценки этого документа со стороны азербайджанских военных экспертов. Так, военный эксперт Узеир Джафаров в своем комментарии информагентству 1news.az заявил: «Не является случайным то, что находившийся на обсуждении в парламенте свыше 15 лет проект Военной доктрины был принят именно сейчас, когда предельно стала видна безрезультатность мирных переговоров по разрешению Карабахского конфликта. Ныне ведущие державы, входящие в состав Минской группы ОБСЕ, подводят итоги переговорного процесса, длящегося почти 20 лет, и принятие Азербайджаном своей Военной доктрины является также проявлением недовольства со стороны официального Баку относительно безрезультатности мирных переговоров». Кроме того, он особо подчеркнул, что «военная доктрина дает право Азербайджану наносить превентивные удары по вражеским силам, и я считаю это самым важным пунктом данного документа».

Следует отметить, что принятие новой военной доктрины Баку произошло не на пустом месте. Фактически этот документ подвел итог масштабной работы по наращиванию военной мощи Азербайджана с вполне определенными целями. Созданный в последние годы значительный мобилизационный резерв дает возможность руководству страны в случае развязывания боевых действий быстро нарастить свой военный потенциал, и без того оцениваемый сегодня в 3-4 млрд долларов (9-10% ВВП).

Как заявил недавно премьер-министр Азербайджана Артур Раси-заде, инвестиции в развитие оборонной промышленности республики за последние три года составили 500 млн долларов.

В стране, по словам премьера, появились новые предприятия, обладающие современными технологиями. «Сегодня Азербайджан производит 350 наименований продукции оборонного назначения, с 28 странами подписаны документы о сотрудничестве в оборонной сфере, включая подготовку кадров», - отметил Артур Раси-заде. Он подчеркнул, что азербайджанские вооруженные силы серьезно укрепились, и обеспечение их техникой достигло качественно нового уровня. Соответственно, воинственная риторика официального Баку постоянно усиливается. Классическим можно считать следующее заявление Ильхама Алиева: «Мы живем в условиях войны. Не случайно основная часть наших государственных расходов направлена на оборонные цели. Это естественно. После урегулирования армяно-азербайджанского, нагорнокарабахского конфликта необходимости в столь крупных оборонных расходах, конечно же, не будет. Но сегодня в этом есть большая необходимость. Мы с каждым годом будем увеличивать расходы на оборону, укреплять армию, закупать новое оружие, сделаем так, чтобы вооруженные силы Азербайджана смогли в любой момент и за короткий срок выполнить приказ верховного главнокомандующего. Это наше суверенное право, в этом деле советчики нам не нужны».

Совершенно незавуалированные приготовления Азербайджана к войне вызывают неизбежные ответные меры с армянской стороны. «Военный бюджет Армении будет увеличиваться, дабы были удовлетворены все потребности армии, и по качественным показателям был сохранен паритет сил в регионе». Об этом в интервью информагентству Armenia Today заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. Как сообщило агентство, министр не скрыл свою озабоченность ростом военных расходов Азербайджана, но «с этой реальностью ничего не поделаешь, и Армения должна сделать все, чтобы по качественным показателям поддержать баланс». «Наши расходы на оборону также возрастут», - заверил министр, добавив, что военные расходы Армении растут как по линии обучения военных кадров, так и по иным направлениям. На вопрос журналистов, как долго продлится перемирие, министр обороны Армении сказал: «Мы должны сделать все, чтобы перемирие в карабахском конфликте было продолжено. Власти нашей страны делают все, чтобы карабахская проблема нашла свое логическое завершение и была решена мирными средствами». Тем не менее, «логическое завершение» карабахской проблемы в условиях перманентного наращивания военных потенциалов обеих конфликтующих сторон представляется весьма проблематичным. Так, 13 мая весьма решительное заявление сделал первый командующий силами самообороны Нагорного Карабаха Аркадий Карапетян в интервью армянской газете «Аравот»:

«Война, в конце концов, будет. Как и в какой форме, не могу сказать, но может начаться, и мы за одну неделю войдем и возьмем Баку. Все!».

В свою очередь министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, комментируя визит президента Армении Сержа Саргсяна в Нагорный Карабах, заявил журналистам, что Саргсян не имеет права ступать на эти земли: «Возможно, этот его визит станет последним». Коснувшись боевой подготовки азербайджанской армии, он сказал, что Вооруженные Силы «способны освободить оккупированные азербайджанские территории».

Особо отметим, что существуют неафишируемые внутриполитические причины, толкающие как Баку, так и Ереван на путь раскручивания маховика нагорно-карабахского конфликта и, скажем прямо, создающие ситуацию обоюдной заинтересованности в новой войне. По мнению руководителя Армянского центра стратегических и национальных исследований, политолога Ричарда Киракосяна: «Если попытаться объяснить, в чем причина агрессивности Азербайджана, то следует предположить, что она или во внутриполитических проблемах, или в желании остановить, а вернее - убить процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией». Влияние на проблему Карабаха окажут также предстоящие в октябре президентские выборы в Азербайджане. В случае войны полномочия Алиева будут продлены и потому именно он демонстрирует наибольшую непримиримость. Интересно, что некоторые армянские оппозиционные политики говорят о «встречной заинтересованности» со стороны Еревана. Лидер Марксистской партии Армении Давид Акопян на состоявшейся в агентстве АрмИнфо пресс-конференции заявил, что «Армению ожидает повторение киргизского сценария». Он считает, что руководство страны умышленно акцентирует внимание общественности на вопросах признания Геноцида и урегулирования карабахского конфликта. «Только и разговоров, что об этом. Можно подумать, что в стране решены все проблемы, осталось только о Геноциде и Карабахе думать. В действительности же в Армении сложилась сложная социально-экономическая ситуация, игнорировать которую крайне опасно», - отметил он, добавив, что все разговоры о дипломатических путях решения карабахского вопроса есть «не более чем фарс и желание отбарабанить президентский срок».

Возможность возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе представляет значительную угрозу для России.

Прежде всего, новая война в крайне взрывоопасном Кавказском регионе обладает значительным «детонирующим» действием, несет в себе потенциал расширения конфликта на сопредельные территории. С учетом того обстоятельства, что данный регион является точкой пересечения интересов целого ряда держав, конфликт неминуемо примет международный характер. Излишне говорить о том, что в него окажется вовлеченной Россия.
Возможно также предположить, что новый карабахский конфликт может привести к обострению обстановки на
границах Грузии с Южной Осетией и Абхазией.

Столетие.Ru

Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах

Previous post Next post
Up