Концепцией по пьянству

Jan 22, 2010 16:38

Российская власть демонстрирует твердое намерение бороться с пьянством. И, похоже, что это реальная борьба, а не прикрытие для извлечения дополнительных доходов в госбюджет, как это порой случалось в российской истории. Увеличение с нового года минимальной розничной цены на водку до 89 рублей за бутылку 0,5 литров принесет не слишком значительную выгоду, поскольку даже с учетом этого повышения крепкий алкоголь в России стоит в разы дешевле европейского. В то же время распоряжением премьера Владимира Путина на пропаганду здорового образа жизни выделено 350 миллионов рублей, и это не последняя трата казны в объявленной президентом и правительством борьбе с "зеленым змеем".




Впрочем, на фоне огромной денежной массы, питающей рекламу пива на телевидении, выделенные как бы в противовес ей государственные 350 миллионов выглядят незначительно: по данным аналитического центра "Видео Интернешнл", в январе-сентябре 2009 года на рекламу пива на телевидении было потрачено 3,1 миллиарда рублей. Но здесь есть нюанс - этот антиалкогольный транш должен быть потрачен не на лобовую агитацию - "не пей - это вредно!", а на разработку креативных решений, которые будут финансироваться и в дальнейшем. Рекламщики и PR-агентства уже активно борются за право включиться в эту кампанию, они прекрасно понимают - ставки здесь будут только расти, поскольку правительство официально признало, что страна стоит на краю стакана, что равнозначно краю пропасти.

Сразу после новогодних праздников Росалкогольрегулирование опубликовало на своем сайте официальный текст "Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года". Документ был подписан в конце декабря прошлого года премьер-министром Владимиром Путиным, а решение о подготовке такой концепции было принято еще 12 августа на совещании у президента Дмитрия Медведева.

В этом документе правительство признает некоторые исторические факты, которые, мягко говоря, не афишировались советской властью. И констатирует новые, которые не улучшают имидж уже нынешних правителей. Например, в концепции отмечается, что если в 1914-1917 годах в нашей стране был самый низкий в Европе уровень потребления алкоголя в расчете на душу населения, то уже с середины 1970-х годов наметилось его существенное увеличение. К началу 1990-х годов потребление учтенного алкоголя на душу населения составило 5,4 литра в год, а к 2008 году оно возросло в 1,8 раза - до 10 литров. Если же учесть крепкие спиртные напитки "домашнего приготовления", то фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.

От болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, в России ежегодно умирают более 75 тысяч человек в год, а от случайного отравления алкогольной продукцией - более 23 тысяч человек. По данным Роспотребнадзора, в нашей стране более 2 миллионов человек страдают от алкоголизма. При этом в структуре потребления алкогольной продукции более половины всего выпитого приходится на водку и ликеро-водочные изделия.

При таких масштабах разовыми мерами явно не обойтись. Поэтому реализация антиалкогольной концепции будет проходить поэтапно. На первом этапе (2010-2012 годы) запланировано снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 %. На втором этапе (2013-2020 годы) - ликвидация нелегального алкогольного рынка и снижение уровня потребления алкогольной продукции на 55 %.

Кроме установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию предлагается ограничивать продажу алкоголя с девяти часов вечера до одиннадцати утра, а так же запретить продажу пива в киосках и даже в магазинах, находящихся вблизи школ, больниц и спортивных сооружений. Эти меры явно не решат проблему окончательно - те, кому очень надо, сходят или съездят туда, где продают алкоголь. Но ведь найдутся и те, кого эти меры уберегут: "с глаз долой - из сердца вон".

Естественно, тут же активизируются бутлегеры - торговцы-подпольщики воспользуются территориями, с которых уйдут легальные продавцы спиртного. Поэтому совершенно непонятно, почему ликвидацию нелегального рынка алкогольной продукции правительство запланировало только на втором этапе - с 2013 по 2020 год?

Конечно, легче и быстрее "вырезать" сцены распития из кинолент и телепередач. Поскольку концепция предполагает ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, с экранов могут исчезнуть "алкогольные" сюжеты. В пользу запрета распития спиртных напитков киногероями уже высказался и главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Нечто подобное российское общество уже проходило. Традиционно такие меры вызывают раздражение, а их эффект не велик. Однако, и они могут помочь приблизить желаемый результат.

Гораздо сложнее будет решить другую сверхзадачу - справиться с алкогольным лобби. Сейчас в законодательстве достаточно лазеек, которые можно использовать, чтобы не снижать обороты производства и реализации спиртной продукции. Именно поэтому на первом этапе (2010-2012 гг.) в концепции предлагается "сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций".

Но самое главное то, что правительство готово вкладывать большие средства в борьбу с алкоголизацией страны и рассчитывает вести эту борьбу в долгосрочной перспективе. Ведь маленькой победоносной войны с алкоголизмом никто не ожидает. Власть может только создавать условия, способствующие свободному выбору общества - продолжать сливать свою жизнь в стакан или же начать вести здоровый образ жизни. Это задача на годы и даже на десятилетия.

Источник: http://www.novopol.ru/text80610.html

Геннадий Онищенко, алкоголизм

Previous post Next post
Up