Ситуация на предприятиях добывающей промышленности (в особенности это касается угольных шахт) в России после печально известной аварии на шахте "Распадская" в Кемеровской области, произошедшей в ночь на 9 мая, требовала принятия быстрых комплексных решений в области техники безопасности. Информация о недовольстве шахтеров условиями труда и низкой заработной платой, несопоставимой с теми рисками, которым ежедневно подвергаются тысячи работников угольных шахт, в очередной раз стала достоянием жителей всей страны. После подобных событий практически всегда начинаются активные действия чиновников (проверки соблюдения техники безопасности на других шахтах) и обсуждения в СМИ.
Но затем все возвращается на круги своя. Несколько громких отставок ответственных лиц, выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавших, заявления владельцев и руководителей угольных компаний с обещаниями сделать все возможное, чтобы такого больше не повторилось - вот, по большому счету, и все "стандартные" меры, принимаемые в подобных ситуациях. Шахтеры продолжают работать под землей, даже понимая, что такая работа - прямая угроза их жизни. Ведь без выполнения плана зарплата будет существенно урезана. На сознательный риск люди идут не от хорошей жизни - в некоторых регионах, специализирующихся на добывающей промышленности, другую работу найти чрезвычайно трудно, а семью кормить надо. Однако, видимо, существует некая "точка кипения", за которой уже понятно, что "малой кровью" собственники шахт отделаться не смогут, и для стабилизации положения требуются более радикальные и жесткие меры.
Авария на "Распадской" и бунты шахтеров после нее стали катализатором, подтолкнувшим властные структуры к принятию мер для повышения безопасности при работе в шахтах. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в несколько федеральных законов, а именно, в закон "О недрах" и закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Изменения эти призваны увеличить эффективность организации производства на угольных предприятиях, а также усилить ответственность собственников шахт и работодателей за организацию безопасного производственного и трудового процессов. Поправки в законы предполагают также ужесточение требований к технике безопасности, которое должно способствовать минимизации возникновения аварийных ситуаций и взрывов на угольных шахтах. Главным мерой, призванной улучшить показатели безопасности работ под землей, законотворцы считают дегазацию. Проект нормативного акта, предусматривающего требование обязательной дегазации угольных шахт, появился еще около двух лет назад, но прошел первое чтение в Думе только сейчас (некоторые его положения были изменены с учетом складывающейся в настоящее время ситуации).
Как известно из мирового опыта (каждый год в мире при авариях под землей погибает несколько тысяч шахтеров), основной причиной возникновения взрывов на шахтах является метан. Принятый в первом чтении законопроект регламентирует величину предельно допустимого содержания взрывоопасного газа в шахтах. Для сведения к минимуму его концентрации до начала работ должны быть в обязательном порядке проведены мероприятия по дегазации. Собственники шахт теперь будут обязаны контролировать этот процесс. В законопроекте дано определение дегазации. Это комплекс мер, направленных на извлечение метана, выделяющегося из различных источников под землей и отвод его на поверхность или в горные выработки, где метан можно разбавить до допустимой концентрации. Простое проветривание, которое в основном применялось до сих пор на большинстве российских шахт в целях избавления от скопления газа под землей - способ, что называется, "дешевый и сердитый". Добровольно проводить дегазацию владельцы шахт особого желания не изъявляли, так как этот процесс требует дополнительных финансовых затрат. Именно поэтому решением данного вопроса пришлось озаботиться государству.
Пожалуй, нет ни одной шахты, на которой никогда не происходило бы ЧП. Такова специфика добывающей промышленности. Сдельная оплата труда шахтеров и возложение ответственности за безопасность на их плечи способствуют тому, что ради возможности получения большей прибыли они иногда пренебрегают соблюдением техники безопасности. Человеческий фактор, конечно, играет большую роль в создании аварийных ситуаций. Совокупность человеческого фактора технического несовершенства систем безопасности определяют высокую степень риска, которому подвергаются шахтеры в забое.
Работа под землей даже при строгом соблюдении всех правил техники безопасности в любом случае очень рискованна. Но все-таки сведение рисков для шахтеров к минимуму не только необходимо, но и вполне реально при системном подходе к этой задаче. Надежда на "авось", расхлябанность, нежелание владельцев шахт тратить деньги на обеспечение безопасности или уверенность в том, что принимаемые меры вполне достаточны - все эти "отговорки" не должны иметь место в ситуациях повышенной потенциальной опасности, с которой работники шахт сталкиваются ежедневно. Абсолютно избежать аварий, свести их количество к нулю, скорее всего, нельзя, ведь если человеческий и техногенный факторы аварийности можно (теоретически) устранить полностью, то природные факторы отменить невозможно. Однако ситуация с безопасностью в шахтах США и Европы куда как более радужная, хотя изначальные условия работы практически не отличаются от российских. Строгие законодательные основы деятельности добывающих предприятий, огромная ответственность и контроль за безопасностью - этот опыт России необходимо перенять у иностранцев в данной сфере.
Нормативно-законодательная база, регламентирующая работы на шахтах, давно устарела. В настоящее время законодателями многое делается для восстановления и развития угледобывающей отрасли. Один из примеров тому - недавнее принятие в первом чтении уже упоминавшегося законопроекта. Однако для достижения стабильного положения отрасли и обеспечения максимальной безопасности и социальной защищенности занятых в ней людей необходимы постоянное внимание и поддержка государства. На сегодняшний день плачевная ситуация в этой сфере - результат того, что в девяностые годы прошлого века угольная отрасль была практически разрушена.
Собственников же угольных компаний вмешательство государства в деятельность шахт совсем не радует. Для них выгоднее платить больше налогов, чем подвергаться постоянному контролю со стороны государственных органов. Дело в том, что инвестиции в обеспечение безопасности шахт попросту экономически невыгодны владельцам предприятий угольной отрасли. Так, по данным за 2009 год, большинство шахт являлись убыточными или имели рентабельность, не превышающую 3 %. Хотя, к "Распадской" это не относится, она является одной из богатейших шахт страны, и рентабельность ее составляет около 50 %.
http://www.novopol.ru/