РОБЕРТ ШИЛЛЕР - профессор экономики Йельского университета, главный экономист корпорации MacroMarkets LLC,
Одним их итогов мирового финансового кризиса станет революционная реформа в сфере секретности банковских вкладов. Символично, что первой страной, вынужденной пойти на беспрецедентный акт рассекречивания банковской тайны, стала Швейцария - цитадель финансового капитализма. Власти этой страны капитулировали перед США и европейскими государствами, объявившими охоту на своих граждан-клиентов швейцарского банка UBS, которые подозреваются в уклонении от налогов.
Швейцарские банки хранят 1/3 мирового частного капитала. Соблюдение строжайшей банковской тайны является базовым принципом, на котором зиждется банковская система страны уже больше трех веков. До недавнего времени обвинение в уклонении от уплаты налогов не считалось в Швейцарии основанием для разглашения сведений, представляющих банковскую тайну. Тем не менее, именно швейцарское банковское законодательство признано одним из самых эффективных на ниве борьбы с отмыванием «грязных» денег.
Высоким уровнем жизни своих граждан Швейцария в первую очередь обязана безупречно функционирующей банковской системе. Она служит предметом национальной гордости швейцарцев. Сегодня в финансовой индустрии страны сконцентрировано порядка 6 трлн. долларов, Швейцария продолжает завоевывать сердца вкладчиков особой культурой банковской секретности, имеющей многовековые корни. Порядка 1/3 капитала, хранящегося в банках страны, не декларировано. Такая практика не вызывает претензий в стабильные эпохи, но сегодня, на волне рецессии, правительства государств сражаются за каждый налоговый доллар.
Предпринятый вследствие мирового кризиса «поход на оффшоры» поставил Швейцарию с ее традициями глубокой финансовой конфиденциальности перед трудным выбором. Требования влиятельных государств приоткрыть завесу банковской тайны и предоставить информацию о вкладах своих граждан, подозреваемых в налоговых махинациях, привели к коллизии между государственными и политическими институтами Швейцарии. Первые заинтересованы в незыблемости банковской тайны, защищенной законодательством страны. Вторые озабочены сохранением международных связей.
«Происходят огромные перемены - считает Дуня Кох, менеджер лондонского отделения швейцарского банка Froriep Renggli’s. - Прежний порядок в области контроля над уплатой налогов можно считать ушедшим в прошлое».
Одним из символов перемен, о которых говорит клерк, является принятое в прошлом году решение правительства Швейцарии привести банковскую политику в соответствие со статьей 26 налоговой конвенции Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в Европе. Статья перечеркивает существующее в законодательстве страны разграничение понятий «налоговое мошенничество или что-то подобное» и «укрывательство от налогов», к которым мы еще вернемся.
«До сих пор законы Швейцарии не были предметом дискуссии представителей других стран, - продолжает Кох. - Пока не нарушено налоговое законодательство страны, у клиентов банков не было проблем. Теперь нашим банкам нужно думать о том, насколько клиент чист перед налоговыми органами своего государства, это противоречит всем швейцарским стандартам и стереотипам. Главный вопрос касается перспектив - будет ли у нас установлен порядок, предполагающий автоматический обмен информацией о клиентах или даже уголовное наказание для банкиров, которые помогают клиентам уходить от уплаты налогов».
Крупнейшей жертвой борьбы с укрывательством от налогов стал банк Union Bank of Switzerland (UBS). В феврале 2009 года UBS был вынужден выплатить правительству Соединенных Штатов Америки 780 млн. долларов по требованию американской налоговой службы IRS. Это был своего рода штраф за пока еще только предполагаемое пособничество 17 тысячам американских клиентов, которые, не платя налогов, нанесли американскому бюджеты урон в размере 20 млрд долларов (формально банк был наказан за «некорректные действия» сотрудников своих американских отделений).
Несмотря на то, что инцидент затронул лишь небольшую группу сотрудников международного департамента одного отдельно взятого банка, он стал катализатором процесса поэтапного отказа Швейцарии от политики неразглашения тайны клиентов своих банков.
«Секретность банковских операция была огромным преимуществом Швейцарии, - с нотками горечи говорит Эдмонд Таверниер, совладелец банка Tavernier Tschanz. - Случай с UBS продемонстрировал: мы потеряли свободу. Когда Соединенные Штаты заявили, что желают уничтожить институт нашей банковской секретности, UBS не сопротивлялся, т.к. он не мог допустить потери лицензии на работу в США».
Другие эксперты видят ситуацию в иных красках. «Считаю, что происходящее вокруг банка UBS и в банковской сфере в целом - хорошо для страны, - говорит Фрэнсис Роджас, сотрудник налогового департамента женевского отделения банка Withers Worldwide’s. - Пора прощаться со старыми привычками ведения банковского дела, позволявшими клиентам укрываться от налогов».
UBS оказался в фокусе общественного внимания. Немалое число швейцарцев поддерживало отказ властей страны от защиты секретности работы банков с клиентами. Картина изменилась после того как Министерство юстиции США, невзирая на уплату банком UBS солидной суммы денег не совсем понятно за что, потребовало от него раскрыть имена 4.500 американских вкладчиков, подозреваемых в уклонении от налогов. Требование вступало в противоречие с фундаментальными принципами банковской тайны. Тем не менее, когда UBS пригрозили потерей американской лицензии и уголовным преследованием, он был вынужден сдаться. Против такого лома приема не нашлось.
Если для большинства швейцарских банков закрытие американских отделений не является смертельной утратой, то для банка UBS, получившего щедрый государственный заем в разгар кризиса, потеря американских клиентов грозила стать катастрофой. И не только для UBS. По мнению министра финансов Швейцарии Ханса-Рудольфа Мерца, коллапс UBS нанес бы экономике страны ущерб в 250 млрд долларов.
Швейцарская Служба по надзору за финансами и рынками FINMA (Financial and Markets Supervisory ¬Authority), потребовала от UBS предоставления американским налоговым органам сведений о 285 вкладчиках-американцах. Свое требование FINMA мотивировала статьями 25 и 26 Швейцарского Банковского Акта, предоставляющими властям право принимать жесткие превентивные меры в отношении банков в тех случаях, когда под угрозу поставлена экономика страны.
После передачи Америке данных о состоянии дел 285 клиентов UBS следственные органы США завели уголовные дела на полторы сотни соотечественников-вкладчиков банка. Швейцарские банки забили тревогу и заботливо рекомендовали своим топ-менеджерам не покидать пределы страны из-за опасений, что во время зарубежных поездок их могут арестовать. Особенно не советовали посещать США. Некоторые банки ввели для руководящих кадров полный запрет на зарубежные поездки.
В августе 2009 года швейцарское правительство признало правомерность решения службы FINMA и согласилось предоставить американской стороне имена 4.450 вкладчиков банка UBS. Эта сделка была компромиссом: американские налоговики получили имена недобросовестных плательщиков, Швейцария - возможность оставаться верной политике соблюдения банковской тайны.
Картину испортило постановление Федерального административного суда Швейцарии. В январе нынешнего года суд признал незаконными действия Службы по надзору за финансами и рынками FINMA. Суд решил, что служба не имела права выкручивать UBS руки и заставлять раскрывать информацию о своих американских вкладчиках, поскольку этого не предполагало заключенное в августе прошлого года соглашение между правительством страны и США.
«Правительство утверждает, что раскрыло банковскую тайну вкладчиков UBS в полном соответствии со швейцарским законодательством, - говорит совладелец банка Tavernier Tschanz. - Это не так. Нарушены законы страны».
Решение административного суда основано на противоречиях в толковании ранее упомянутого выражения «налоговое мошенничество или что-то подобное». Оно содержалось в тексте прошлогоднего договора швейцарского правительства и американских налоговиков. Что можно и что нельзя рассматривать как «что-то подобное» - сокрытие клиентом своего настоящего имени с помощью нелегальной договоренности с кем-то? Неправильное заполнение налоговой формы при открытии счета? По швейцарским законам первое, т.е. фактическая подделка документов, считается уголовным преступлением. А второе, т.е. «мягкая форма» укрывательства от налогов, рассматривается как административное правонарушение. В настоящее время продолжается судебное разбирательство, цель которого - установить, являются ли все-таки махинации с налогами преступлением или это только правонарушение. Однако Швейцария уже поставлена в незавидное положение страны, не способной выполнить обязательства перед США. А американские налоговики в случае упорства швейцарской стороны могут вновь прибегнуть к репрессиям против UBS.
Сегодня у швейцарских властей есть только два выхода. Это заключение нового договора с налоговой службой США, который подтвердил бы достигнутое в августе прошлого года соглашение в рамках более широкого договора о двойном налогооблажении. Либо - одобрение швейцарским парламентом августовской сделки с США «задним числом». Но и то, и другое решение может быть принято только после проведения общенационального референдума, результаты которого мало кто берется предсказывать.
Масла в огонь добавили угрозы налоговиков Франции и Германии купить украденные доброхотами базы данных граждан этих стран, чьи счета открыты в швейцарских банках. Германия даже заявила о готовности заплатить 2.5 млн. евро за информацию о своих нарушителях, благодаря которой немецкая казна, по некоторым оценкам, может пополниться на сумму до 200 млн. Немецкие налоговики заявили о намерении биться до последнего и использовать приобретенную «из-под полы» базу данных для того, чтобы нерадивые налогоплательщики были наказаны.
«То, что мы наблюдаем со стороны Германии, шокирует всех, кто уважает законы и принципы», - говорит Эдмонд Таверниер. Однако в ситуации, когда правительство готово идти на форс-мажорные меры для погашения дефицита бюджета, принципы отходят на второй план, следовательно, сопротивляющаяся внешнему давлению Швейцария плывет против течения, уверен обозреватель британского журнала Lawyer («Юрист») Джеймс Свифт.
Свифт напоминает, что к настоящему моменту договор об обмене информацией о клиентах банков подписал Лихтенштейн. Кроме того, благодаря налоговой амнистии, проведенной в декабре прошлого года в Италии, в казну страны вернулось 18 млрд евро из швейцарских банков. Швейцарскими вкладами канадцев заинтересовалась налоговая служба Страны кленового листа Revenue Canada.
Логика развития событий заставляет предположить, что нынешний год станет для Швейцарии годом радикальных перемен в сфере банковской политики. Об этом говорит, в частности, 92-летний Ганс Фонтобель, сын создателя одного из крупнейших в истории игроков швейцарского банковского рынка, почетный председатель совета директоров банка Vontobel Holding AG: «В 1930-е годы в Германии правили нацисты. Тогда, согласно немецкому законодательству, граждане страны обязаны были предоставлять всю информацию о своих доходах в налоговые органы. В случае уклонения наказание могло быть самым суровым, вплоть до расстрела. Я помню, как благодаря нашим законам мы отвечали отказами на запросы немецких налоговиков. Эти законы оказались очень полезными, благодаря им огромное количество иммигрантов смогло воспользоваться своим капиталом, хранившимся в швейцарских банках, когда они перебрались в Америку. Сейчас мы вновь обсуждаем банковскую тайну. Это сложная проблема. В то время банковская тайна не ставилась под сомнение. Но времена изменились».
«У банков нет выбора из-за давления зарубежных стран, - продолжает мысль старшего коллеги уже известный нам совладелец швейцарского банка Tavernier Tschanz Эдмонд Таверниер. - Банковская секретность умерла».
Если он прав, то смерть банковской тайны станет закономерным событием в контексте общего курса на ужесточение государственного контроля над экономикой и финансами западных стран. Вот некоторые другие факты, иллюстрирующие мировую тенденцию.
Несколько крупных банков Европы, оказавшихся не в состоянии выполнять обязательства, полностью или частично национализированы, в их числе - шведский банк Camegie, латвийский Parex Banka, португальский Banko Portugues de Negocios, британские Northern Rock и Bradford & Bingley. В Исландии в связи с нехваткой ликвидности национализирован практически весь банковский сектор страны. Правительство Канады протянуло руку помощи находящимся на ее территории предприятиям «Большой Тройки» (Chrysler, General Motors, Ford), плата за помощь - государственный контроль. Швеция через механизмы ЕС ввела полный финансовый контроль над экономикой Латвии с целью спасти от краха свои пенсионные фонды, которые вкладывались в экономику балтийского соседа.
Банковская тайна, «святая святых» капитализма, становится анахронизмом. Ее уход в историю - еще одна иллюстрация «левого поворота» в политике развитых государств, взятого с началом мирового финансового кризиса и остающегося неизменным, несмотря на то, что историей становится уже сам кризис.
http://www.socialistinfo.ru/