Интрига с формированием нового британского кабинета министров завершилась довольно быстро. Так называемый "подвешенный парламент", в котором ни у одной из сил нет большинства, породил, как многие и думали, коалиционное правительство, которого Британия не знала уже несколько десятков лет.
Тори пошли на союз не с мелкими партиями, как предполагали многие обозреватели, а сделали такое предложение либерал-демократам, которых поначалу записывали в союзники лейбористов. В итоге в новом кабинете Дэвида Кэмерона пять либерал-демократов. Вице-премьером стал их лидер Ник Клегг, кроме того, они получили еще четыре министерских поста.
Но прежде рассмотрим позиции победителей майских выборов - консерваторов, которые спустя тринадцать лет вернули себе власть. Дэвид Кэмерон стал самым молодым премьером страны за последние двести лет, что свидетельствует о том, что Британией отныне правит новое поколение элиты, которое вошло в сознательную жизнь уже после окончания "холодной войны". Напомним, что рекорд принадлежит Уильяму Питту-младшему, который возглавил правительство в двадцать четыре года, и в наше время такое достижение побить невозможно.
На плечи Кэмерона свалился не просто груз традиционных проблем. В мире бушует финансовый кризис, и он не обошел Британию стороной. Необходимо как можно скорее избавиться от бюджетного дефицита в 163 миллиарда фунтов стерлингов. Уже внесено предложение сократить расходы на шесть миллиардов. Дабы показать, что правительство начинает с самого себя, зарплаты министров сокращены на 5 %. Жалованье Кэмерона составит 142500 фунтов в год, на 7500 меньше, чем было у Брауна.
Выполнение задачи финансовой стабилизации ложится на новичка большой политики, 39-летнего министра финансов Джорджа Осборна, самого молодого члена кабинета в этой должности с 1886 года. Он выходец из старинной аристократии, как и положено классическому тори. Помимо борьбы с дефицитом бюджета, ему предстоит изменить банковское регулирование, и решить проблему государственного долга. Все это он должен сделать, не имея достаточного авторитета в глазах лондонского Сити.
Иностранными делами будет заведовать Уильям Хейг, бывший лидер оппозиции, которым он стал в тридцать шесть лет, а в сорок ушел в отставку, приняв на себя ответственность за неудачный для консерваторов исход парламентских выборов 2001 года. Ему еще нет пятидесяти, но он в большой политике уже свыше двадцати лет, занимал министерский пост еще при Джоне Мейджоре, является автором книг по истории, и считается блестящем оратором. Как министр иностранных дел он будет иметь дело в первую очередь с тремя проблемами: Афганистан, где у Британии крупнейший после американского контингент войск; иранская ядерная проблема; и отношения с Евросоюзом. Ассистировать Хейгу будет впервые созданный Совет национальной безопасности. Кстати, другой бывший лидер тори - Йан Дункан Смит - стал министром труда и пенсий. Таким образом, в кабинет включены представители всех основных направлений внутри партии. Ход с стороны Кэмерона весьма тонкий, поскольку его критики будут работать под его началом на принципах министерской солидарности.
Проблемой Афганистана наряду с Хейгом будет заниматься и новый министр обороны Лайэм Фокс, известный своими жесткими взглядами, и являющийся одним из лидеров тори. В числе его ближайших приоритетов - модернизация вооруженных сил (в том числе ядерного потенциала Британии), которая осложняется урезанием финансирования.
Тереза Мэй, министр внутренних дел займется в первую очередь проблемой миграции, с одновременным установлением жестких квот и ослаблением полицейского контроля за рядовыми британцами. В числе ее планов - введение банка данных о ДНК всех совершивших преступления, и выборность местных полицейских властей, которые до сих пор назначаются сверху.
Лидеру либерал-демократов Нику Клеггу достался пост вице-премьера (в отличие от российского кабинета, в Британии таковой всего лишь один), формально он также занимает старинную и ничего не значащую должность Лорда-председателя Совета. Его специальным поручением является, по взаимному соглашению сторон, конституционная и политическая реформа. На этом поприще предлагается сделать Палату общин избираемой ровно на пять лет, без права премьер-министра требовать от монарха ее роспуска и досрочных выборов. Сейчас же в Великобритании нижнюю палату парламента как правило распускают досрочно - когда это выгодно правящей партии. Кроме того, дебатируется предложение о переходе от мажоритарной к пропорциональной системе выборов, либо о перенарезке и сокращении избирательных округов.
Кроме того, как уже было сказано выше, у либерал-демократов еще четыре должности в кабинете. Среди них два полноценных министерских поста - по делам бизнеса и инноваций и по делам окружающей среды. Первый займет Винс Кейбл, второй - Крис Хьюн. Также в кабинет войдут министр по делам Шотландии Дэнни Александер и первый заместитель министра финансов Дэвид Лоз.
Следует иметь в виду, что кабинет Великобритании включает в себя отнюдь не всех "министров", равно как не все его члены возглавляют министерства. Понятие "министр" в Британии весьма условно, и многое зависит как от перевода на русский, так и от важности его офиса. Так, министры по делам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии не имеют своих министерств. А с учетом того факта, что с недавних пор в этих регионах имеются свои правительства, их значение и вовсе снизилось. Однако тот же Александер будет иметь функции специального помощника Ника Клегга, что повышает его статус.
Консерваторы и либерал-демократы, несмотря на острые разногласия в прошлом, договорились работать дружно, не вынося расхождения на публику и улаживая их в рамках специально созданного примирительного комитета, сопредседателями которого будут Кэмерон и Клегг. Любопытной новацией стало решение о запрете использования мобильных телефонов на заседаниях кабинета. После первого заседания правительства министры, принявшие в нем участие, объявили о полном взаимопонимании и согласии. Но это чувство может оказаться в перспективе обманчивым. Как отмечают наблюдатели, больше всего бонусов в нынешней ситуации получают консерваторы, поскольку они всегда могут списать те или иные свои действия, или, наоборот, отказ от обещанных действий на необходимость выполнять коалиционные соглашения с либерал-демократами. У последних же такой подстраховки нет, ведь они лишь младшие партнеры в кабинете, и курс в целом определяется не ими. Уже сегодня весьма резкую критику вызвало то, что в составе кабинета мало женщин. Их всего четыре, что меньше, чем при Брауне. Все они представляют консерваторов. Кстати, одна из них, баронесса Уорси - первая в истории министр-мусульманка.
Если в течение следующих пяти лет коалиция докажет свою работоспособность, то есть шансы на ее сохранение и в дальнейшем. Но велика вероятность того, что она повторит судьбу правительства Германии, где правые и левые после четырех лет работы в коалиционном кабинете предпочли выступить на выборах как соперники.
http://www.novopol.ru/