РОБЕРТ ШИЛЛЕР - профессор экономики Йельского университета, главный экономист корпорации MacroMarkets LLC,
В середине марта президент Турции Абдулла Гул посетил Камерун. Его поездка стала первой турецкой торговой миссией в Центральную Африку. Лидер был радушно принят, писала The Economist. Один из собеседников турецкого лидера, исламский служитель, сказал: «Турция должна снова стать лидером мусульманского мира». Он не имел в виду восстановление Оттоманской Империи. Речь шла об экспансии.
Оттоманская Империя включала в себя Египет, Ливию, Алжир, Судан, но до Центральной Африки она не добралась. The Economist пишет о возрождении турецких геополитических амбиций. В массовом сознании жителей центральноафриканских стран живы тяжелые воспоминания о западных колониалистах и арабских работорговцах. В контрасте с ними, Турция воспринимается в регионе как государство просвещенное и гуманное.
Прочитайте книгу ученого-политолога Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет: прогноз погоды на XXI век» (George Friedman. The Next 100 Years: A Forecast for the 21st Century).
Некоторые прогнозы автора вызывают здоровый скептицизм. Например, такой: к 2050 году Турция выстроит оттоманский альянс, Анкара станет столицей «мусульманского братства наций», которое будет простираться от Боснии и Герцеговины до Саудовской Аравии, от Марокко до Афганистана. Однако в большинстве прогнозов Фридмана логика и реализм сомнений не вызывают.
Почему именно Турция станет лидером мусульманского мира? Джордж Фридман напоминает, что Турция сегодня является самой богатой страной мусульманского мира и единственной мусульманской страной с современной экономикой. Турецкая экономика - 17-я среди всех стран планеты, а, например, иранская стоит на 29-м месте, египетская - на 52-м. Кроме того, по сравнению с Турцией Иран чересчур радикален для роли регионального лидера, а Пакистан нестабилен. Если сравнивать турецкую экономику с экономиками Европы, она займет 7-е место.
Когда разразится следующая глобальная война, Турция объединит усилия с Японией по выдавливанию Соединенных Штатов из Ближнего Востока и Тихоокеанского региона. Фридман даже предсказывает дату начала конфликта - 24 ноября 2050 года. Это американский День Благодарения (Thanksgiving) и дата японской атаки на Перл Харбор. В 2050 году в этот день будет нанесен удар по американским военным спутникам.
Как бы не экстравагантно звучало такое пророчество, Фридман в своем уме. Он является автором 6 книг по проблемам войны и мира, доктором университета Корнелл (Cornell University) и владельцем консалтинговой фирмы в Остине, Техас. Рожденный в Венгрии в семье евреев, переживших Холокост, Фридман представляет собой распространенный в Америке тип иммигранта, у которого здесь «все удалось».
Книга Фридмана «Следующие 100 лет: прогноз погоды на XXI век» стала бестселлером. Отказываясь от привычных стереотипов (например, от такого: Россия и Китай добьются в первые десятилетия XXI века больших экономических успехов), он временами приходит к совершенно экстравагантным выводам.
Следующий глобальный конфликт, пишет автор, как и Первая Мировая война, будет никому не нужен. В ситуации демографического упадка Японии потребуется рабочая сила из Китая. Разрушение России поставит Турцию перед необходимостью вмешаться в происходящее на территории соседей для того чтобы навести там порядок. США будут искать повода для наведения порядка силой.
История не обязательно должна повторяться в деталях, считает Фридман. Но тенденция такого повторения есть. Каждая война создает предпосылки для следующей. Внимательный наблюдатель в состоянии предсказывать взлеты и падения империй. Конфликт, который разразится в середине XXI, будет происходить главным образом в космосе между США и Японией, на земле - между Турцией и союзной Америке Польшей, эти две страны будут бороться за то, чтобы заменить собой «вакуум безвластия» на территории России. Поскольку война будет в основном космической, потери среди мирного населения и наземных войск будут минимальны.
И кто же победит? Фридман делает спорный вывод о том, что США никогда не ввязываются в военные конфликты с целью каких-то приобретений. Только для предотвращения чего-то, что американцам представляется негативным. И это свойство американской военной политики делает возможным для страны достижение военных целей без традиционной победы. Это, в свою очередь, делает неминуемой победу США. Вам может это не нравиться, но XXI век действительно принадлежит Соединенным Штатам.
А возвращаясь к теме Турции, следует упомянуть и недавний визит премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана в Сараево. Это была первая поездка турецкого ответственного лица в Боснию, в течение 400 лет являвшуюся «страной-клиентом» Оттоманской Империи.
Первоначально статья опубликованна в The Globe&Mail, Канада
Перевод Станислава Варыханова
http://www.socialistinfo.ru/