В Таллине сегодня открывается двухдневная встреча министров иностранных дел Североатлантического альянса, на которой, возможно, будет окончательно сформирована позиция и предложения НАТО по сотрудничеству с Россией в сфере противоракетной обороны. Накануне этой встречи генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в своих заявлениях и выступлениях последовательно выступал за расширение данного сотрудничества.
Какими могут быть предложения Североатлантического альянса, и насколько они могу быть интересны и выгодны России, пока не известно. Однако налицо другой факт: стороны готовы к расширению сотрудничества, что является несомненным прогрессом в их отношениях, учитывая, что еще год назад НАТО и Россия прекратили контакты после военного конфликта на Кавказе в августе 2008 года.
В преддверии таллиннского саммита Расмуссен сделал много позитивных и обнадеживающих заявлений. Так, в видеообращении, размещенном в его блоге 14 апреля, Расмуссен сказал, что совместное изучение Россией и НАТО возможностей создания общей системы противоракетной обороны должно стать следующим шагом после подписания Россией и США договора по СНВ. "Подписание договора по СНВ создало мощный импульс для укрепления доверия между США и Россией. Мы должны использовать его для усиления нашей общей безопасности. Вместе Россия и НАТО должны изучить возможности создания общей системы ПРО, которая станет крышей, обеспечивающей реальную безопасность для наших народов", - указал глава Североатлантического альянса.
Спустя несколько дней он вновь вернулся к данной теме, сказав, что НАТО констатирует заинтересованность России в диалоге по противоракетной обороне. "Мы получили позитивные сигналы от российской стороны в отношении возможностей сотрудничества по ПРО", - отметил он. По его мнению, создание такой системы станет "сильным сигналом" для террористических групп и нестабильных режимов о том, что они "ничего не добьются, пытаясь завладеть ядерным оружием и средствами его доставки", поскольку у России и стран НАТО, включая США, появится средство защиты от точечных ракетных ударов.
В России весьма заинтересованно отнеслись к заявлениям Расмуссена. Так, постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин по завершении заседания Совета Россия-НАТО высказал мнение о том, что альянс должен определить свои предложения по сотрудничеству с Россией в области противоракетной обороны на встрече министров иностранных дел в Таллине. "У меня сложилось впечатление, что окончательно эти инициативы будут доработаны на министерской встрече", - сказал Рогозин.
В то время как НАТО готовится к налаживанию сотрудничества с Россией в сфере противоракетной обороны, Соединенные Штаты продолжают заверять международное сообщество в том, что развертывание Вашингтоном системы ПРО не повлечет выхода России из нового Договора по СНВ. Стоит напомнить, что параллельно с подписание СНВ Россия выступила с односторонним заявлением, в котором говорится: "Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США. Следовательно, исключительные обстоятельства, упомянутые в Статье XIV Договора, включают также такое наращивание возможностей систем противоракетной обороны США, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил РФ".
То, что между Москвой и Вашингтоном сохраняются серьезные противоречия по противоракетной обороне, и что это делает новый Договор по СНВ достаточно зыбким, было понятно уже в ходе его подписания в Праге. Сейчас же Соединенные Штаты предпринимают попытки убедить скептиков в том, что ПРО никакой угрозы для реализации Договора об СНВ не несет. Так, заместитель министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер, выступая в Конгрессе заявил, что Вашингтон исходит из того, что у США и России есть "взаимный интерес" в установлении и развитии сотрудничества в сфере ПРО. "Мы бы хотели продвинуться вперед в этом направлении: перейти от совместной работы по оценке ракетных угроз к рассмотрению возможности включения их (России) радара под Армавиром - и потенциально других компонентов - в нашу архитектуру ПРО в Европе", - сказал Миллер. "Мы открыты к разнообразной совместной деятельности. Среди направлений такого сотрудничества, которые мы недавно обсуждали с русскими, - обмен данными, получаемыми с существующих радаров США и России, проведение совместных полетных испытаний противоракет, проведение экспериментов по сведению воедино информации, получаемой с наземных и космических радарных систем США, с данными таких российских РЛС, как в Габале (Азербайджан) и под Армавиром", - добавил он. В то же время Миллер отметил, что США не считают, что Россия выйдет из Договора об СНВ из-за американской системы ПРО.
Со своей стороны, другой представитель Пентагона, глава Агентства по ПРО генерал-лейтенант Патрик О'Райли заявил, что подписанный с Россией новый Договор об СНВ будет только способствовать созданию американской системы противоракетной обороны. "Новое соглашение, по сравнению с предыдущим Договором об СНВ, ликвидирует ограничения, касающиеся разработки систем ПРО", - заявил он на слушаниях в Конгрессе. "Мы проводим много испытаний противоракет над Тихим океаном, - отметил генерал-лейтенант. - И предыдущим договором нам запрещалось использовать для этого ракеты-мишени, запускаемые с самолетов и кораблей. В новом соглашении таких запретов нет".
Россия, США и НАТО сейчас только начинают обсуждать будущее ПРО. С одной стороны, налицо серьезные разногласия между Москвой и Вашингтоном. С другой же стороны, страны открыты к диалогу и сотрудничеству, что в перспективе должно привести их к решению, которое удовлетворило бы все стороны. В данной ситуации активная позиция НАТО в вопросах налаживания сотрудничества в сфере ПРО играет на руку обеим странам.
Источник:
http://www.novopol.ru/