Оригинал взят у
podosokorskiy в
Евгений Евтушенко: «Стихи могут всё!» В Риге побывал известный русский поэт
Стоя на подножке поезда Санкт-Петербург-Рига, Евтушенко, в своей фирменной пестрой рубашке и таком же берете, как с трибуны, обратился к встречающим:
- Люди, кто тут не сердечник? Помогите выгрузить книги! Они очень тяжелые.
Границы - шрамы от войны
Поэт привез с собой целый чемодан собственных сочинений. Из Риги он отправлялся в Москву, где четыре дня подряд в книжных магазинах собирался презентовать свой новый сборник «Можно все еще спасти», раздавать автографы сотням поклонников и, конечно, читать стихи.
- Это сказки все, что люди не интересуются поэзией. Я был в 96 странах, и везде меня встречали отлично. В прошлом году я выступал перед 42-тысячной аудиторией! У нас просто нет поэтов. А точнее, нет поэтов национального масштаба.
Впрочем Евгению Александровичу, прибывшему в Ригу на авторский концерт Раймонда Паулса, который написал песни на его стихи, сначала было не до поэзии.
- У меня жену ночью сняли с поезда. Да еще где! На станции с ужасающим названием - Пыталово. Границы - это шрамы, оставшиеся от последней войны, - говорил он.
Пока недоразумение выяснялось, Мария Владимировна успокаивала мужа по телефону, уверяя, что еще успеет на концерт - послушать песни Раймонда Паулса на стихи Евгения Александровича, ради чего супруги и ехали в Ригу. И действительно - успела!
- Люблю женщин! Это более высокая порода людей, - говорит Евтушенко. - Они мужчину любят и как матери, и как бабушки. Мужчины не умеют так отдавать себя любви.
- Я еще не налюбился, женщин всех я не добился! - декламирует Евгений Александрович, и лицо оживляется, глаза загораются...
«Нет лет!»
Вечер песен Паулса на стихи Евтушенко в программе международного конкурса «Новая волна» в Юрмале был адресован ценителям песен, а не текстов, мелодий, а не ритмов.
Раймонд Паулс, задумывая этот вечер, обратился к Евгению Александровичу:
- У тебя есть стихи? Надоело писать песни на тексты!
- Я прислал ему несколько. И он невероятно быстро написал сразу песен десять, потом еще несколько, - рассказывает Евгений Александрович. Сам он теплым летним вечером со сцены концертного зала «Дзинтари» прочитал стихотворение «Нет лет!»:
Копни любого старика -
и в нём найдёшь озорника,
а женщины немолодые -
всё это девочки седые.
19 июля Примадонна Пугачева, поздравляя Евтушенко с днем рождения, которое он уже 17-й год подряд отмечал на сцене Политехнического музея в Москве, произнесла загадочную фразу:
- К сожалению, Евтушенко сегодня не формат. К счастью, он сегодня не формат.
Он может себе это позволить - быть таким, какой он есть. Так было всегда.
Еще совсем юного Евтушенко исключили из Литературного института за поддержку романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». В 1968 году он написал стихотворение «Танки идут на Прагу» и обратился с письмом протеста к властям.
- В моих стихах не было ничего антипатриотического. Я никогда не был антисоветчиком. Правда ведь всегда патриотична.
Нас сильно гнобили, и я пришел пригласить Михаила Шолохова послушать наши стихи: «Вам понравится!» Он вроде бы заинтересовался, а потом написал письмо, что наших стихов не читал, но их не одобряет. Я растерялся: «Как же так? Он был таким искренним со мной!» Те, кто хорошо знал Шолохова, не удивились: «У него много искренностей. С тобой он одну включил, с ними - другую».
Шолохов сказал мне: «Зачем ты написал «Бабий яр»? Такое оружие своим врагам дал. У меня в столе (он постучал по поверхности) много всего лежит. Но я же не печатаю! Зачем врагов радовать? - вспоминает Евгений Александрович. - Мне, правда, показалось, что когда он стучал, звук отдавался пустотой.
Поэт как идея
- Вы, как и Пушкин, считаете, что гений и злодейство - вещи несовместные?
- Несовместные. Может, только на коротком этапе. Гнусные люди всегда знают, что они гнусные. Совести уже нет, но остается в душе такой черный уголок, он болит, как болит ампутированная рука. И все силы уходят на преодоление этой боли.
В чем суть моего конфликта с Бродским? Мир узнал о его процессе благодаря журналистке Фриде Вигдоровой, которая его застенографировала и передала за границу. За это ее выгнали с работы.
К его освобождению из тюрьмы приложила руку Компартия в лице секретаря райкома того места, где он отбывал заключение. Он из «Голоса Америки» узнал, что на его территории сидит знаменитый поэт, приехал в тюрьму с бутылкой водки, салом, попросил Бродского почитать стихи. И тут же велел освободить поэта от тяжелой работы, отобрал три стихотворения и, рискуя карьерой, опубликовал в местной газете. Он постоянно писал в Москву, что, мол, Бродский взялся за ум и нуждается в снисхождении. Но никогда, ни разу он ни словом не обмолвился об этом.
Анатолий Рыбаков прямо спросил его: «Почему вы никогда не сказали этим людям «спасибо»?» Он не ответил... И тогда Рыбаков сказал: «Может, я ваши стихи и буду читать, но говорить с вами - нет, не буду».
- Почему Бродский так поступил?
- Такой характер. Не хотел никому быть обязанным. А то, что ему помогала Компартия, могло повредить образу борца с режимом, который из него начали лепить. Гордыня - это нехорошее качество.
- Вы преподаете американцам русскую литературу? Она им понятна?
- Все зависит от того, как преподавать. У нас есть люди, которые ничтоже сумняшеся считают, что в Америке нет культуры. Чушь! Если бы в Америке был один только Хемингуэй, уже достаточно. А ведь и кроме него было много хороших писателей - Артур Миллер, Джон Стейнбек, с которым мы дружили…
Один Марк Твен чего стоит! У меня, кстати, есть трость Марка Твена, мне подарила ее еврейская семья в благодарность за «Бабий яр». А я передал ее в свой музей в Переделкино.
В Америке такие же проблемы, как в других странах. Там есть интеллигенция, есть неинтеллигенция, есть коммерческое искусство, которого и у нас полно. В небольшом городе Талса, штат Оклахома, где я живу, две-три тысячи человек изучают русский язык.
Американский заработок позволяет мне издавать антологию руской поэзии. Это моя миссия. Американцы, которые знают русскую классику, никогда не позволят себе относиться к нашей стране свысока. Стихи могут все...
- Что такое национальная идея?
- Поэт - это и есть национальная идея. Толстой и Достоевский - наша национальная идея! Никакие светлые идеалы будущего не стоят слезы невинно замученного ребенка - вот идея.
- Какой ваш главный недостаток?
- Такой же, как и достоинство, - неуемное любопытство.
ЗАГОРОВСКАЯ Ксения
http://kp.ru/daily/25738/2727515/