Общество vs чиновник

Feb 17, 2010 20:30

Чиновник в современном мире, в частности, в России - прежде всего функционер. То есть, он человек-функция в больше степени, чем представитель любой другой профессии. Для последнего главным является выполнение той или иной задачи: строить, лечить, спекулировать - то есть осуществлять некий направленный на результат конкретный процесс, что-то обеспечивать.




Чиновник имеет своей функцией собственно функционирование. Он - некое звено в информационно-волевой системе власти. И его непосредственная задача - выполнять данные ему поручения. В той степени, в какой он является чиновником, то есть "имеющим чины", должность, права, обеспечение - он должен вовремя приходить на работу, вовремя готовить те или иные бумаги, справки, проекты постановлений, отчеты, присутствовать на совещаниях, проводить совещания, делать доклады.

То есть, он во всем зависит от мнения о себе начальства и от отношений с ним. А объективной оценке его труд слабо поддается - потому что не имеет конкретного выражения. Собственно, главная его непосредственная задача - сделать так, чтобы его руководство было им довольно. Поэтому, он должен, с одной стороны, производить приятное впечатление, с другой - не совершать ошибок. Поскольку он - человек-функция, требования к его действиям описаны в функционально-регламентирующем документе, то есть - в инструкции. Его главная задача - соблюдать ее. Главная ошибка и главный промах - ее нарушение.

Если он предпримет нечто на свой страх и риск, в нарушении инструкции - он может добиться некого неожиданного успеха, тем более, что он как правило человек компетентный и неглупый.

Но может и не добиться. При успехе его возможно оценят. Хотя еще неизвестно, насколько этот его успех нужен руководству - может быть ему как раз в этот момент данный успех ему и не нужен. Но при отсутствии успеха примут во внимание не то, какие он приложил усилия, и с какими столкнулся сложностями, насколько сумел их преодолеть. Примут во внимание то, что он нарушил инструкцию, правила.

Поэтому, выбирая между возможно успешными действиями и бездействием, или даже заведомо бесперспективными действиями, соответствующими правилам и инструкции, ему приходится выбирать последнее. Так безопаснее.

Соответственно, проблема взаимодействия с гражданским обществом для него функционально невнятна и, как минимум, не вписывается в его функционирование.

Ведь "гражданское общество" - это не вполне определенная категория. В самой определенной трактовке - это "совокупность отношений, неопосредованных государством". Даже если отвлечься от вопроса о том, что поставить перед чиновником задачу "вступить во взаимодействие с отношениями неопосредованными государством" - это уже, мягко говоря, неалгоритмизируемая проблема, и свести ее до простого "вступить во взаимодействие с партийными и общественными организациями" - это тоже не так просто, как кажется.

Его задача - производить приятное положительное впечатление на руководство. На своего начальника. Стало быть, он будет вступать во взаимоотношения с некими общественными организациями только в том случае, если будет уверен, что начальнику это приятно.

Стало быть, с одной стороны, он должен получить четкую формулировку задачи: не вступать во взаимодействие вообще, а сделать нечто конкретное, в рамках некой процедуры, например, "с сегодняшнего дня все совещания вашей структуры вы проводите с приглашением представителей общественных организаций". И тут же возникнет вопрос - каких? Со всеми существующими - много. Со всеми политическими - есть угроза нелояльности к власти. Со всеми представленными в местном или федеральном парламенте - значит не только с партией власти, но и с оппозицией. Без прямого указания, с какими именно - слишком рискованно.

Если взаимодействие в виде встречи санкционировано - встреча будет. Но не больше того. Однако встреча не может быть самоцелью. Подразумевается, что она нужна как для информирования друг друга и достижения взаимопонимания - так и для координации тех или иных совместных действий. То есть для того, чтобы чиновник в своих действиях руководствовался как минимум точкой зрения общественных структур.

Его же функциональная задача - руководствоваться распоряжениями начальства и инструкциями. Если точка зрения общественной структуры совпадает с точкой зрения начальства - то зачем она нужна, она не добавляет ничего нового. Если же противоречит - то она вредна. Потому что мешает выполнять распоряжения.

В старой России существовало такое выражение - "подневольный человек". Чиновник - подневольный человек. Если он будет выполнять волю начальства - он будет цениться положительно. Если выполнит не его волю, а волю структур гражданского общества - то будет отвечать перед начальством. Будет воспринят как ненадежный. Однако его судьба и карьера зависит в существующей реальности от начальства, а не от тех или иных общественных структур. Отсюда, самое большее, на что он может пойти в отношениях с гражданским обществом - и то только в случае прямого и четкого указания непосредственного начальства - на имитацию взаимодействия.

То есть, встречаться, улыбаться, советоваться, восторгаться собеседником. Обещать разобраться и учесть. Но ни в коем случае, как правило, не исполнять предлагаемое собеседником.

С точки зрения политики - это уже очень важное дело. Но с точки зрения делового функционирования - бесполезная трата времени. И нервов. И чиновнику субъективно лучше избавить себя от этого бессодержательного ритуала. Ему нужно выполнять свои обязанности - то есть, распоряжения начальства. Потому что оценивать его деятельность и принимать решение о поощрении и наказании будет начальство, а не общественные структуры.

Для того, чтобы он стал на деле взаимодействовать с этими структурами, нужно, чтобы его же начальство постоянно делало тоже самое, причем не на уровне имитации, а всерьез, принимая во внимание то, что ему советуют представители общества.

И нужно, чтобы чиновник был ответственен перед общественными структурами. То есть, чтобы его судьба и карьера зависели не только и не столько от его начальства, сколько от структур и институтов гражданского общества.

А, значит, необходимо, чтобы и назначался он с учетом мнения общества и политических партий - либо их согласованным решением, либо по результатам получения ими соответствующих мест в парламенте - федеральном или региональном.

Задача чиновника - выполнение требований начальства. Вопрос только в том, кто собственно будет его начальством.

Автор: Сергей Черняховский
Источник: http://www.novopol.ru/
.

общество, чиновники

Previous post Next post
Up