Счетная палата, проверив эффективность государственных финансовых вложений, официально заявила: бюджет несет убытки, потому что никто не заинтересован в контроле за государственными тратами. Как следует из отчета Счетной палаты,«Результаты проверки законности и эффективности распоряжения движимым имуществом государственной казны Российской Федерации в части средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц в 2007-2008 гг. и за истекший период 2009 г.» оказавшегося в распоряжении «Маркера», вкладывая в уставные капиталы различных акционерных обществ (АО) сотни миллиардов, никто даже не ставит задачи потратить деньги эффективно. В итоге средства выводятся по хитрым схемам, а выплаченные дивиденды от государственных компаний уменьшились за три года в пять раз. Все это происходит на фоне того, что в последние 2-3 года Росимуществом была свернута деятельность по контролю и отчетности за использование компаниями госсредств.
Росимущество перестало контролировать госимущество
Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов недоумевает: сотни миллиардов бюджетных рублей выделяются в уставные капиталы АО без какого-либо обоснования целевых эффектов, показателей и критериев их достижения. При этом полностью отсутствует мониторинг результативности данных вложений.
Ранее были попытки осуществлять контроль за бюджетными вложениями: до 2008 г. ежегодно Росимущество представляло в Госдуму отчетпо форме 0507025 о вложениях средств бюджета в уставные капиталы компаний. И хотя этот отчет не позволял оценить эффективность вложений в полном объеме, были хоть какая-то форма отчетности и обобщенные данные по эффективности госвложений. Теперь даже такой скудной отчетности никто не ведет. Деньги уводятся от государства в компании с госучастием (иногда минимальным) без всякого контроля.Росимущество не смогло оперативно предоставить «Маркеру» комментарии по этому вопросу
Росимущество вело специальный реестр показателей экономической эффективностипредусмотренный постановлением правительства РФ от 11 января 2000 г. № 23 государственных предприятий до 2009 г., после чего без каких-либо причин прекратило делать это.
Компании не только используют, но и присваивают госсредства
В Минпромторге и Минэнерго аудиторы не нашли вообще никаких данных, что ведомства хоть как-то пытаются контролировать свои расходы. Более того, из 112 основных российских распорядителей бюджетных средствминистерства, федеральные службы, внебюджетные фонды подразделения внутреннего контроля есть только в 62. Но и те фактически не работают: планы проверок и внутренние регламенты работы имеются только у шести.
Между тем стоимость государственной доли в различных компаниях к 1 января 2010 г. достигла 4 трлн руб. Только в 2009 г. дополнительно было внесено в уставные капиталы свыше 500 млрд руб. А доходность постоянно падает: сумма выплаченных дивидендов снижается год от года - за 2009 г. от своих вложений государство получило немногим более 10 млрд руб.
Отсутствие какого-либо контроля провоцирует различные схемы по выведению государственных денег из уставных капиталов. Одна из самых популярных: вместо вложения в УК из бюджетных средств формируется эмиссионных доход, который впоследствии списывается на издержки компаний. Банк ВТБ, по утверждению Счетной палаты, таким образом смог вывести 142 млрд руб. из выделенных 180 млрд руб.
Александра Баязитова
Маркер.Ру