Мода, архитектура и обнаженная натура были свооеобразной "нишей" для фотографов бывшей ГДР. А причем тут штази? "При всём". Госбезопасность была тогда вездесуща.
Звезда эстрады ГДР Тина Дауте
"Эрос и штази" - так называется выставка восточногерманской фотографии, которая проходит в Людвиг-форуме (Ludwig Forum für internationale Kunst) в Ахене. Эрос, бог любви в греческой мифологии, - это не только символ сексуальности, но и присущего человеку жизнеутверждающего начала. Ну, а "штази", как известно - это министерство госбезопасности бывшей ГДР, меч и щит партии, тайная полиция, державшая в страхе всю страну.
Рогер Мелис. "Поэтесса Сара Кирш" (1977)
На выставке "Эрос и штази" два этих слова, понятия, явления сосуществуют в тесном пространственном и текстовом взаимодействии. И парадоксальным образом экспозиция показывает, что ни эротика как таковая, ни произвол властей в ГДР не были главными темами восточногерманских фотографов.
Нагота как право на индивидуальность
В ГДР работали первоклассные мастера художественной фотографии. Так, Арно Фишер (Arno Fischer), Сибилле Бергеман (Sibylle Bergemann) и Уте Малер (Ute Mahler) широко известны за пределами Германии. Арно Фишер несколько лет преподавал в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге - одном из самых известных творческих вузов не только бывшей ГДР, но и сегодняшней объединенной Германии.
Сибилле Бергеман. "Мария и Лиане" (1981)
В ней учились Уте Малер и Сибилле Бергеман. Последняя позже стала женой Фишера. Все трое снимали для популярнейшего в ГДР журнала мод Sibylle.
Фотографии обнаженной натуры, которые представлены на выставке также работами Гундулы Шульце Эльдови (Gundula Schultze Eldowy) и Гюнтера Ресслера (Günter Rössler), регулярно публиковались и в литературно-художественном журнале Magazin. Незащищенность нагого тела контрастирует в них с пластической естественностью позирующих в домашней обстановке моделей. Эротика здесь не абстрактна, но отличается яркими индивидуальными чертами.
Видимая штази
Экспонаты выставки в Людвиг-форуме принадлежат жительнице Ахена Габриеле Кениг (Gabriele Koenig). Собирать свою восточногерманскую коллекцию она начала с фотографий моды, но постепенно открыла для себя и другие темы. В результате была собрана обширная коллекция, отражающая многообразие искусства фотографии ГДР. В ней представлены городской пейзаж, портрет, архитектурная, интерьерная, уличная и жанровая фотография.
Сибилле Бергеман. "Памятник Марксу и Энгельсу" (1986)
Непосредственно о штази рассказывают работы, выполненные уже после объединения Германии. Цикл из десяти фотографий супругов Даниэль и Гео Фукс (Daniel und Geo Fuchs) под названием "STASI - Secret Rooms" датирован 2004 годом. На этих крупноформатных цветных снимках запечатлены хранилища архивных досье, кабинеты сотрудников штази, помещения для допросов. Повторяющийся прием цикла - строгая линейная перспектива - подчеркивает холодную симметричность интерьера, безличность и враждебность которой подчеркивают желто-коричневые тона обоев, ковровых дорожек, мебели..
Подтекст и символика
Критика власти была в ГДР эпохи "реального социализма" под запретом, многие темы - просто опасными. Вне социально-политического контекста своеобразной нишей становились для художников мода, архитектура, портретная живопись и фотография. Но при этом большее значение приобретал подтекст, куда вытеснялось все неявное, недосказанное. Строго и сосредоточенно смотрит на нас с фотографии Уве Штайнбрюка (Uwe Steinbrück) молодая женщина с ребенком на руках. На голове у нее косынка - узнаваемый атрибут работницы. Пронзительный взгляд и настороженность матери резко контрастируют с умиротворенным выражением лица спящего младенца. Похоже, что социалистическая Мадонна не верит в светлое будущее своего ребенка.
Харальд Хаусвальд. "Под конвоем в Берлине" (1980)
На выставке можно увидеть и одну из самых известных работ Арно Фишера "Трещина в стене". Почти все пространство фотографии занимает старая кирпичная стена. В ней два маленьких окошка. Из одного выглядывает человек. Длинная вертикальная трещина делит стену на две части. Эту фотографию Арно Фишер сделал в 1953 году в Берлине. В пятидесятых и в начале шестидесятых годов он работал над фотоциклом о разделенном городе "Положение в Берлине" (Situation Berlin), который предполагалось опубликовать отдельной книгой. Но пока она готовилась к печати, советскую, восточную часть Берлина отделили от западной Стеной.
Книгу опубликовать не дали. Она вышла в свет почти тридцать лет спустя, уже в объединенной Германии. А "Трещина в стене" все эти годы оставалась фотографическим символом разделенного города.
Автор: Ольга Солонарь
Редактор: Ефим Шуман
DW-WORLD.DE