Коммунальные квартиры: обратная сторона культурной столицы

Oct 24, 2010 15:16

Обратная сторона - разительный контраст с лощеными фасадами Невского...




История коммунального вопроса
Многие ассоциируют такое явление как коммунальная квартира исключительно с ранним “романтическим” этапом становления Советского государства. Однако это не так. Старые жильцы коммуналок построенных еще в конце 19-начале 20 го веков помнят местный фольклор касающийся возникновения коммунальных квартир и охотно делятся им. Часть коммунальных квартир - это рабочие общежития для обслуживающего персонала заводов. Не случайно, что территориальное расположение старых коммунальных массивов совпадает с расположением заводов, большинство из которых уже не действуют добрых полвека. Второй тип коммунальных квартир - это так называемые “доходные дома” где гастарбайтеры того времени - “отхожие рабочие” как их тогда называли - снимали у хозяина комнату или даже угол.

Но настоящий рассвет “коммуналок” пришелся на становление советской власти: в города начала 20-х годов потянулся пролетариат из сельской местности, нового жилья хронически не хватало, а новоприбывших надо было где-то размещать. В итоге советские руководящие работники придумали “уплотнение” - вполне благополучные квартиры “буржуев и интеллигенции” разбавляли мигрировавшим пролетариатом, превращая их в “коммуналки” . Примерно в то же время появился термин “гопник”. Расшифровка проста: были созданы Городские Общежития Пролетариата - сокращенно ГОП. Отсюда и возникло название маргинальной прослойки с устойчивыми криминальными наклонностями.
Коммунистические идеи подпитывали “коммуналки” идеологическим моментом. Братство трудящихся, общая трапеза и общее имущество итд. Доходило даже до мыслей об “общих женщинах”. Все эти моменты успешно существовали в сознании до конца 30-х годов.




Экскурсия по коммуналке нашего времени.
Загаженный двор-колодец, приземистые своды с обвалившейся штукатуркой ведут на улицу. Подходим к двери подъезда: время здесь словно остановилось. Никакого тебе домофона и металлической антивандальной двери - деревянные грязные створки пропускают любого желающего в коридор. Истертые, но довольно широкие ступени ведут наверх. В подъезде и на лестнице стоит неповторимый запах из дешевого курева, мочи, и какой-то вечной сырости. Вот наконец и наш этаж.
Огромный, нескончаемый коридор и двери, двери, двери… На одну коммунальную квартиру 12 комнат. Двери очень разные. Здесь стоит массивная металлическая дверь, словно говорящая: непрошенным гостям здесь не рады. Другие двери ветхие, деревянные, наверное они помнят еще блокаду и налеты Люфтваффе. Одна дверь вообще обита бумагой из под сигаретных пачек.
Открываем электрический щиток - внутри сразу же обнаруживается шприц с остатками крови. Ничего удивительного, здесь же был наркоманский притон…
Входим в комнату. Внешние кирпичные стены поражают своей толщиной, наверное близкой к метру. Зато стены разделяющие комнаты более похожи на ширмы: доски покрытые крест-накрест деревянной дранкой и обмазанные чем то похожим на штукатурку… Пол деревянный, из еще дореволюционных монолитных досок, в углу кирпичный пъедестал и дыра в стене - понимаешь, что когда-то здесь стояла печь. Высокий потолок с остатками лепнины безвозвратно испорчен. Деревянное окно с треснутыми стеклами заклеено полоской скотча. Теперь самое интересное: экскурсия в места общего пользования.





Туалет. Сверху копоть и слой паутины, все грязное, по трубам стекает какай-то ржавая слизь. Зрелище не для слабонервных. Кухня. Холодное помещение с двумя рукомойниками и рядом расшатанных газовых плит, сверху угрожающе смотрит отслаивающаяся штукатурка, кое где уже видна деревянная дранка. Забавно, но люди живут в этом доме уже более ста лет. И ничего не делают для того, чтобы улучшить свой быт - все только ветшает и разрушается.

Социальный состав обитателей.
Состав обитателей коммуналки невероятно разношерстный - на одной лестничной площадке соседствуют: несколько стариков, весь свой долгий век проведшие в стенах этой коммуналки, пара хронических алкоголиков - существ уже мало похожих на людей в своем безудержном пороке. Несколько приезжих мужиков, которых Северная столица заманила длинным рублем, но, похоже, так и не оправдала в полной мере их надежд. Рядом с ними тянут тоскливую лямку коммунального быта их жены и подруги. Студенты и местный наркоман, друзья которого регулярно оставляют использованные шприцы в самых неподходящих для этого местах - вот и все население реликтового дома.




Программа расселения - надежда утопающих.

В городе почти 700 тысяч человек живет в коммунальных квартирах. К 2016 году должно быть расселено 80 процентов коммуналок - так предписывает специальная программа, разработанная администрацией Санкт-Петербурга. Но, по оценкам экспертов, идея обречена на провал - реально удастся расселить не больше 40 тысяч петербуржцев.

Пик процесса расселения питерских коммунальных квартир пришелся на 90-е годы, когда практически оптом скупались все приличные квартиры в районе так называемого золотого треугольника (территория, ограниченная Невой, Фонтанкой и Мойкой). Комнаты приобретались за двойную рыночную цену! Сегодня на рынке в основном остались непрезентабельные коммуналки - в аварийных домах, с окнами во двор, в старых густонаселенных квартирах. Найти инвестора, готового вкладывать в их расселение средства, очень сложно. Первый конкурс на расселение коммуналок, состоявшийся в начале мая, фактически провалился. На торги были выставлены три лота. Но лишь к одному из них - двум небольшим квартиркам на Большой Конюшенной - проявила интерес компания, занимающаяся гостиничным бизнесом. Она же сама у себя этот конкурс и выиграла. Но, как оказалось, специалисты рады и этому - ведь в противном случае вся материальная нагрузка по выполнению программы ложиться на городской бюджет. Большой, но все же не бездонный.
Второй проблемой является нежелание ряда коммунальных жильцов что либо менять в своем жизненном укладе. Особенно “проблемны” с этой точки зрения старики, которые панически бояться черных риэлтеров - благодаря телевиденью. “Вы знаете, что делают милиционеры с такими, как я? Убьют, а квартиру отберут,” - заговорщицки шепчет Клавдия Федоровна. Увы, многие старики рассуждают подобным образом.

Как бы то ни было, несмотря на наличие программы расселения, коммунальные квартиры как явление надолго переживут барьер 2020 года, с таким прогнозом можно уверенно выступить уже сейчас.

коммуналки, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up