Согласна, с единством терминологии большая проблема.
Но определение "свобода как господство над обстоятельствами со знанием дела" на мой взгляд содержит логическую ошибку. Господство над обстоятельствами - это решение вопросов несвободы. А к свободе данное выражение имеет такое отношение, что удачное решение вопросов несвободы дает больше простора свободному действию (ведь время и силы человека всегда делятся между свободой (произволом человека) и несвободой).
В данный момент я не вижу ничего лучше, чем определять свободу в буквальном физическом смысле. Количеством степеней свободы. Померить их конечно не очень реально, но сравнить при прочих равных - вполне можно.
И несвобода имеет неотъемлемый, так сказать фундаментальный, характер - это несвобода необходимости поддерживать текущую жизнедеятельность.
И к сожалению отсюда получается и вывод, что длительность свободы ограничена. Окончанием жизнедеятельности "-" периоды решения вопросов несвободы (потому-то так важно с несвободой разбираться максимально эффективно).
И еще очень интересный вопрос, возможны ли периоды абсолютной свободы?
"свобода, как раз, у всех одна. Обстоятельства разные." Т.е. принцип формирования, безусловно один. Но содержание свободы разное. А уж где закрепить понятие свободы - вопрос тех же определений.
Но определение "свобода как господство над обстоятельствами со знанием дела" на мой взгляд содержит логическую ошибку. Господство над обстоятельствами - это решение вопросов несвободы. А к свободе данное выражение имеет такое отношение, что удачное решение вопросов несвободы дает больше простора свободному действию (ведь время и силы человека всегда делятся между свободой (произволом человека) и несвободой).
В данный момент я не вижу ничего лучше, чем определять свободу в буквальном физическом смысле. Количеством степеней свободы.
Померить их конечно не очень реально, но сравнить при прочих равных - вполне можно.
И несвобода имеет неотъемлемый, так сказать фундаментальный, характер - это несвобода необходимости поддерживать текущую жизнедеятельность.
И к сожалению отсюда получается и вывод, что длительность свободы ограничена. Окончанием жизнедеятельности "-" периоды решения вопросов несвободы (потому-то так важно с несвободой разбираться максимально эффективно).
И еще очень интересный вопрос, возможны ли периоды абсолютной свободы?
"свобода, как раз, у всех одна. Обстоятельства разные." Т.е. принцип формирования, безусловно один. Но содержание свободы разное. А уж где закрепить понятие свободы - вопрос тех же определений.
Reply
Leave a comment