В последние 30-35 лет глобальный капитализм ставит естественный эксперимент, результаты которого забивают хороший, годный осиновый кол как минимум в "потолочные теории" интеллекта - мол, у каждого есть верхний предел развития ума, обусловленный биологией (понимаемой то как гены, доставшиеся от предков, то, чуть разумней - как структура и биология твоего конкретного мозга), за который не прейдеши.
А как максимум - в гроб идеи "наследования интеллекта" как таковой, важной частью которой является обоснование "биологичности" межрасовых / межнациональных различий в цифрах IQ, понимаемых грубо и прямо как мера того самого интеллекта.
За это время он переместил через океан примерно столько же африканцев, сколько в 16-19 веке доставлялось в виде рабов. И вот их дети в Англии-США, при достаточно низком IQ, учатся здорово, лучше белых, почти вровень с китайцами, и сильно превосходят афроамериканцев.
Данные по высоким академическим достижениям детей африканских мигрантов в Англии и США исключительно важны потому, что они
а) подрывают миф о "биологическом характере" межрасовых различий по IQ; даже если вдруг окажется, в противоположность тому что сказано выше, что эти цифры показывают именно интеллект, они явно не связаны с расовой конституцией - максимум, с межиндивидуальными особенностями генов, физиологии и т.д. "биологии", не межгрупповыми различиями;
б) несовместимы с представлением, что цифры IQ и жёстко коррелирующий с ними (при капитализме) социальный статус - везде и всегда хороший предиктор успехов в учёбе, что бедные при прочих равных учатся хуже богатых, чем подрывают "потолочные" концепции интеллекта, показывая возможность "поднять потолок" за счёт социальных влияний, оптимизирующих организацию ментального опыта у более обученных и/или мотивированных к учению индивидов, как предполагается в теории интеллекта А.Двек (вариант концепций "организации ментального опыта" с "подвижным потолком".
в) Показывают, что это могут быть за социальные влияния - сохранность образовательной системы в стране, более равный доступ к качественному образованию, хотя бы начальному, и коллективистская культура, сопряжённая с уважением к знанием, учению и учёности.
http://www.socialcompas.com/2016/11/29/bednost-kollektivistskaya-kultura-i-uspehi-v-uchyobe-afrikantsev/