Интернет и познание

May 08, 2016 14:06



С появлением Интернета и возможностью электронного доступа к научным журналам перед исследователями открылось значительное информационное богатство буквально "на кончиках пальцев". Как они им распоряжаются? Исследование Джеймса Эванса из Чикагского университета даёт парадоксальных ответ - хуже, чем распоряжались раньше. Исследователи цитируют (при прочих равных) в среднем меньше статей, выше вероятность, что статью, приводимую в списке литературы конкретного исследования, также цитируют многие. Поскольку каждое исследование должно приносить какой-то новый результат, списки литературы разных исследований в одной специальности не могут быть "на одно лицо", они должны быть не менее оригинальными чем сами исследования - а они становятся всё более и более однотипными, возникает своего рода "стайный эффект" в цитировании.
Наконец (что, по-моему мнению, хуже всего), Интернет ускорил забывание статей, сразу не привлекших к себе внимание. По мере развития электронного доступа списки литературы и в оригинальных исследованиях, и в обзорах всё больше включают "последних" работ и всё меньше "старых". При уменьшении среднего числа цитирований на статью это может затруднить генерирование новых идей и теорий, поскольку наука живёт не собственным гением - или результатами - отдельных учёных, а активностью коллег, корректирующих их идеи и результаты своими, отчего возникает совместное движение к истине. Если же у сообщества появляется "короткая память" (а исследование Эванса демонстрирует "укорачивание" более чем внятно), вместо движения вперёд есть риск топтаться на месте.
Также обсуждается ещё пара эффектов, негативный и позитивный.
http://www.socialcompas.com/2016/05/06/internet-i-poznanie/

Интернет, наука, общество, современный мир

Previous post Next post
Up