Решиться в кризис строить бизнес практически с нуля - на это нужна известная доля авантюризма и смелости. Но Виктор Данилов, генеральный директор
тепличного комплекса «Зеленый луч» со своей командой произвели расчеты, учли свой шестилетний опыт работы в сельском хозяйстве и, в частности, в тепличном производстве овощей, и решили, что начинать нужно именно сейчас.
Платят только за еду
- Ситуация в стране такова, что многие бизнесы закрываются, - объясняет свою решимость Виктор Данилов. - Потребители продолжают платить только за еду. Получается, что актуальны только бизнесы, связанные с продуктами питания. А что связано: перепродажа и производство. Каналы продаж давно схвачены - не протолкнешься, в сети зайти сложно. Производство - это ресурсоемкая ниша: фабрики, элеваторы, комбинаты требуют миллиардных инвестиций. Растениеводство, животноводство - рискованные направления. Высокая зависимость от погодных, климатических и прочих условий. Остаются теплицы, не зависящие от погоды. Тут есть два варианта - гидропоника, как, например, у наших крупных сетевиков - миллиардные вложения и многолетняя окупаемость; и грунтовые овощи, с огромными трудностями на старте и зависимостью от команды и каналов продаж. Мы выбрали последний путь и идем по этому пути уже более шести лет.
Команда Данилова прошла большой путь от первых экспериментов в деревянных теплицах до современных пленочных теплиц-термосов на металлокаркасе. При этом себестоимость их теплиц существенно ниже, чем тепличных комплексов других предприятий.
- Конструкция наших теплиц - результат многолетнего опыта производства овощей в теплицах, - рассказывает Виктор Данилов. - Мы добились экстремально низкой цены теплицы, при этом ее окупаемость - менее полугода. Строим тепличный комплекс по разработанному нами генплану, согласно которому можем поставить на нашем участке земли более 370-ти теплиц размером 100х10 метров.
Расположение теплиц относительно сторон света выбрано такое, чтобы теплицы ловили каждый лучик солнца. Конструкция позволяет разумно распределять и сохранять тепло внутри, обеспечивая оптимальную циркуляцию воздуха. Все это дает возможность рационально использовать природные ресурсы и выращивать качественную продукцию.
Где взять деньги, Зин?
Данилову повезло - он нашел инвестора для успешного старта, который вложил в компанию несколько десятков миллионов рублей. Именно благодаря этим инвестициям было куплено новое поле - 73 га земли в Тактамукайском районе. 23 февраля построена первая теплица на новом поле. Сейчас там уже высаживают рассаду огурцов. Именно благодаря инвестициям, команда смогла сделать рывок и перешла с арендованного земельного участка на собственный.
К середине марта построят еще несколько теплиц. Виктор Данилов с агрономом Андреем Савельевым буквально живут в поле. Работа там сейчас идет полным ходом - на очереди следующие три теплицы. Даже сварочный цех перенесли прямо на площадку, чтобы не возить негабаритный груз по городу.
О технологиях выращивания овощей Данилов говорит так - классическая, дедовская. Никакой химии, гидропоники, только ручной труд и полив из специально для этих целей пробуренных скважин.
- Да, у нас урожайность ниже в несколько раз, чем на гидропонике, - признался генеральный директор компании Виктор Данилов, - но мы не гонимся за тоннами красивых, долгохранящихся, но выращенных в основном благодаря достижениям химической промышленности, овощей. Нам важно качество. Мне не стыдно приносить своим детям собственные овощи.
Продаются овощи «Зеленого луча» в Краснодарском крае и Адыгее. В основном, продукция уходит оптовикам прямо с поля. Но планы по диверсификации каналов продаж уже имеются, для чего руководство предприятия активно ищет партнеров. Например, они готовы отдать часть теплиц в аренду вместе с командой, технологиями и растущими там овощами. В результате - арендатор получает бесперебойный канал поставки продукции. Бесперебойность обеспечивают круглогодичные циклы выращивания овощей и возможность отгрузки товара из всех теплиц комплекса.
На кредиты надежды нет
Кредитная политика в нашем государстве такая, что молодому предприятию надеяться на них практически бессмысленно.
- Мы бы взяли кредит, да вот заложить нечего, - говорит Виктор Данилов. - Стоимость земли у нас не высокая, а теплицы - не капитальные строения, их не заложишь. Потому ищем другие пути расширения производства. Приглашаем партнеров - арендаторов и инвесторов, и предлагаем им готовые автономные растениеводческие комплексы с командой и гарантией дивидендов. Мы им предлагаем 100 процентную доходность за год, а нам через год остаётся теплица. Таким образом, мы увеличиваем тепличный парк предприятия.
Инвесторов привлекает низкий порог входа - от 2,5 млн руб. и быстрый выход на окупаемость от 5 месяцев. Риски страхуются в любой страховой компании. Кроме того, можно создать аналог производства в любом другом месте.
- Эко продукция - это уникальная ниша, - смотрит уверенно в будущее Виктор Данилов. - В ближайшие годы здесь не может быть конкуренции, судя по магазинам в других странах, прилавки которых заполонили овощи, выращенные на гидропонике. К тому же стоимость грунтовых овощей всегда на 30-40% дороже средних цен на рынке, потому как на них спрос выше, чем предложение. Даже в низкий сезон на них цена падает не существенно, особенно в курортных местностях.