Aug 27, 2011 05:19
Дорога - сама по себе является важной коммуникативной системой. Сетью, которая объединяет города, страны, людей и организации. Движение по дороге - сплошной разговор. С помощью фар, знаков, стикеров. Но всё это, конечно, только условные, весьма ограниченные языки, и вряд ли могут заменить обычный человеческий язык. И вот тут - то у нас и выделяются властелины дорог, танки в общей массе пешек: дальнобойщики.
Совсем недавно столкнулся с потрясающим примером, ярким образом иллюстрирующим, как коммуникация на дороге позволяет контролировать ситуацию. Практически у всех дальнобойщиков в машине установлена рация, которая позволяет машинам, находящимся в радиусе где-то пяти километров друг от друга переговариваться. Этот канал позволяет водителям всегда заранее знать, где в кустах притаился гаец, где камера, где стоит покушать, где пробка, и где объезд.
Особенно бурны разговоры по рациям в пробках. Как только машины начинают идти медленнее, чем 40 км/ч начинается бурная дискуссия. И именно она даёт дальнобойщикам почти полную власть над ситуацией. Что я и хотел бы проиллюстрировать примером:
Две недели назад мы возвращались с юга в Санкт-Петербург, и вместе с водителем, взявшим нас, попали в крупную пробку под селом Тарасовка, которое дальнобойщики на своём сленге именовали не иначе, как чуть более матерной модификацией. Ситуация там плоха тем, что поток машин - довольно плотный, а трасса, при проходе через посёлок, сужается с трёх полос до одной. И, наверное, пробка бы рассасывалась быстрее, если бы машины выдерживали какой-либо порядок. Дальнобойщики по рациям условились, чтобы шла машина слева - машина справа, если держать такой порядок - поток идёт резво. Но легковым машинам-то этого не объяснить, и они продолжают лезть, по обочине, по встречке, ломая строй и затрудняя движение.
И тут-то и сработала смекалка. Водители договорились по рациям, чтобы две фуры чуть позади съехались бок о бок, и, держа строй, перегородили трассу полностью, вместе с обочиной, дабы не было возможности их обогнать. Как только поток легковушек был пресечён, пробка почти сразу же рассосалась.
А возможна такая ситуация тотального контроля над дорогой только благодаря тому, что все водители находятся в одном поле, и могут спокойно внутри него коммуницировать.
На этой базе основываются даже приметы, которые возникают у водителей легковушек, часто ездящих по трассе. Ещё в прошлом году нас подвозил мужчина, который делился мудростями:
- Если дальнобой едет быстро, а потом вдруг сбавляет скорость - значит где-то тут камера.
- Не то кафе самое вкусное и дешёвое, которое об этом громче всех кричит, а то, около которого больше всего фур припарковано.
- Если все фуры строем покидают трассу и уходят на боковую дорогу - значит впереди всё совсем... "плохо", и надо держать путь за ними.
Ну и в таком же духе. По поведению дальнобойщиков, в итоге, на трассе начинают определять дорожную ситуацию, как по полёту птиц определяют погоду.
Мне кажется, подобный пример хорошо демонстрирует силу коммуникации в нашей жизни. Кто имеет доступ к каналу - тот на дороге и властелин.
дороги,
коммуникация