Семинар ''СУДЬБА 'ЧЕЛОВЕКА'. Проект 'RED PEOPLE. Арт-конструктор': объекты - среда - интерактивность

Oct 22, 2011 01:55


ЦНСИ, 21.20.2012
Красные человечки и их последствия.

Конспект местами отражает авторскую лексику, так что обороты могут быть немного специфическими, но тут мопед не мой)

Немного скомкан, к сожалению, к тому же отсутствует запись обсуждения, которое как раз давало очень много интереснейших материалов. Но есть диктофонная запись, правда очень плохого качества, будто под водой, с ноутбука. 
-----------------------


До начала - они сидят на кухне и обсуждают то, какие проекты предстоят, как можно оформить человечков. Штуки на фасадах, человечки из фарфора на заводе нашем, Императорском, + человечки в виде огромной армии маленьких солдатиков.
На дивиденды Андрей купил себе ботинки. "Когда я начинаю какую-инудь презентацию, я снаала вставляю слайд с большим джипом. Вот, мол, вы нверное думаете что я теперь раздогател, и езжу на такой машине. Вторым слайдом я ставлю велосипед, со словами, что на самом деле как я на нём ездил, так и езжу. А на третьем - показываю ботинки, купленные собственно на все те дивиденды, которые я с красных чеолвечков получил".
--------------------------------------

Олег: нам интересно то, как и что было воспринято, реакция людей. Второй - как Маша рассказывала на Критической массе, о том как человечки стали жить собственной жизнью, как они вышли из под контроля авторов.

RedPeople - так как, ну правда, красные человечки. Название - по принципу капитана очевидности. Красный человечек родился просто как средовой объект, без особой миссии. 2006: выставка "новые идеи для города" (Перми). Мы придумали несколько проектов для этой выставки, в том числе и человечка, и это было самое крутое на выставке, но его радостно проигнорировали. Экспозиция была разностильная, была представлена куча всего, вплоть до макетов садиков, но для нас важно именно от, что тогда он остался в стороне, тогда как теперь их уже игнорировать невозможно.

Марии казалось, что затея вообще минутная, Андрей считал затею более масштабной, но тоже не ожидал того масштаба, который в итоге проект приобрёл.

Идея родилась из двух компонентов. Первый - сувенирные котики из папье маше, которые просто сидят. Колониальные товары. Такой котик сидел на мониторе у Маши. Второй момент - то, что из окна мастерской были видны крыши хрущёбок, плоские. Котики + крыши = угловая скульптура. Формальны объект, завязанный с прямыми углами  =>  схема, человечек.

Первый - из бруска из магазина, запиленного таджиками циркуляркой.

Модульная конструкция. Многие аспекты определяет материал. Материал же берём тот, который наиболее доступен, в данном случае - деревянный брус. Человечка нарисовали в векторной программе.

Почему нет головы? Все считают, что её у него нет. "Огромные безголовые красные мутанты". Но с головой образ теряется) На самом деле голова- это то, что все воспринимают как шею. Её отсутствие - исключительно последствия программы, техники исполнения. Если её приделывать - он же совершенно страшно будет смотреться.

Таблица анатомических возможностей красного человека - создана чтобы люди собирали в верной последовательности, чтобы анатомия была "человеческой",  не коленками назад. Чтобы не было нарушений законов природы.

КАТЕГОРИИ:
РэдПипл: арт-конструктор. Развили несколько направлений:

* вуд - дерево, разный размер. От небольших, сантиметров 30, до 4-х метровых макетов.

* микро - каминные спички.

* Travel - к стрит-арту. Аллюзия к стикерам и прочим вещам. 34 см, 2 см в сечении, брус. Человечек, которого возят по миру, фотографии, всё - в фильм, сайды. Более 30 - 40 стран посетил человек. 30 стран фиксировали, потом сами уже перестали фиксировать. «Гном амели» - идея-то значительно древнее. Суть - приделать на высоте на фоне чего-то и сфотографировать. Человечек должен был остаться, пока его там не снимут.
"Не придумали и не украли" - как девиз.
Стратегия объекта-исследования. Мы придумываем, а потом исследуем. Объяснить человечка самого по себе - сложно, а путешествующий человечек - это ясно всем. Этот этап включил в проект много народу. Все сами хотели их возить (кроме самых первых людей, которым мы их чуть ли н силой впихивали). Каждый такой человечек - история. Некоторых при этом забирали в милицию. (Бородатого мужчину, фотографировавшего в парке человечка, забрали, так как за два дня до этого в парке кого-то ограбили, и полиция ничего не нашла лучше, чем схватить бородатого мужчину с фотоаппаратом и красным человечком. Отпустили только послед долгих объяснений, так как не могли понять, кто он и что вообще делает.)
В путешествия брали небольших человечков из дерева, но это создавало ряд неудобств. Мы стали хитрыми: PDF файл, который можно распечатать, собрать и сфотографировать где угодно.

* есть большие, габаритные человеки. Размеры - от бруса. До 4 метров, как в центре Перми

* принты: печатная графика на ткани. Распечатать и повесить. Из них хотели шить платья, например, но дело не дошло.

* рэд-пипл-комикс. (Маша - арт-директор Бум-феста. Сейчас уже соучастник.) Комиксы были сделаны для Бум-феста собственно.
Андрей: «одноокошные комиксы с дурацким юмором ниже плинтуса.»
Комиксы заставили исследовать характер человечка. Он не злобный, но глуповатый).  Пришлось даже что-то там писать от его лица. Доступно интервью красного человека.
Не политкорректность, критика религии и модных трендов - всё старались отразить в этом комиксе. Старались обосрать всё, что нас трогает. *отдельная тема про Макинтош, который Андрей терпеть на может*. Гомосексуализм, религия, любовь ездить в Индию, столь популярную у менеджеров и творческих людей. Типа познавать какие-то истины. Не смогли обойтись без какашек. Комиксы, в которых нет вышеперечисленного, - не комиксы. Только Микки-Мауса не изобразили.
Мы люди терпимые, мы почти не гомофобы, не фашисты. Мы просто интерпретируем те явления культуры, которые нас интересуют, а нам иногда начинают ставить это в вину.
Момент интерактивности. Шаблон, в который человек мог вписать высказывание от первого человечка. Можно было вписать и положить в ящик. Мы обещали даже приз, но до сих пор вроде как и не разобрали, так как срезу после выставки вдруг всё закрутилось. Про комикс, на котором изображены два человечка, над левым- пустое окошко, над правым - что-то типа «а я хорошо играю в мяч». Вообще, комиксы - довольно субъективны. «-Мой пудель весит 8 кило. -А.С. Пушкин родился 6 июля» - так как у Андрея реально был пудель, а маша родилась в день рождения Пушкина.
-------------------------
Первая большая выставка - в этажах год назад.

Олег:  А почему вы говорите о нём именно в мужском роде? Это принципиально «Он»?
Андрей: Просто так повелось. Но, кстати, все столяры, которые делают человечка- приделывают брусок - пенис. Дизайнеры, работающие в компьютерных программах - не только пенис, но и женскую грудь.

Дети - зрители. Наша аудитория - студенты-гуманитарии как правило, но детям это всё очень нравится.

Далее - прорыв. Вообще думали, что этажи - это всё, крупнее не будет, но через месяц познакомились с рублёвским миллионером Гридчиным, со своим выставочным залом. Зимой - открыли ещё выставку, гораздо круче, чем в Этажах + Человечки вписались в интерьер галереи с её балками.
На участке этого человека они и появились на улице.

Человечки очень яркие, при этом очень дешёвые.
Главное в больших проектах - бюджет. При минимальных затратах - максимальные результаты.
Красный человечек у Рублёвки: мощно укреплён, на железные перекрестия, чтобы его снести надо было бы по пояс в снегу пробираться к нему на тракторе и прикладывать большие усилия. Однако, через два месяца его-таки снесли. У людей нашлось желание, время и силы это сделать.

У Гридчина КЧ был инструментом рекламным. Он всегда с тех пор использовался в качестве инструмента так или иначе. (Новая галерея. Первая выставка - крутой художник, вторая - нужно было что-то яркое, то есть как раз мы. Он рискнул, это привлекло зрителей, внимание, прессу. Галерея получила отклик. Все в профите.)

Пикник Афиши - мероприятие в Москве. Тоже никто не протестует. Всё хорошо.

Пермь. Как что там появилось. У Гридчина в галерее - мастер класс для детей, там появилась Юлия Гельман с ребёнком, жена Марата Гельмана, директора Пермского музея современного искусства. Их пригласили в Пермь. Полгода реализовывался проект, так как с одной стороны там нет бруса. К тому же, мер приказал убрать рекламные баннеры. С директором этой организации ездили по городу. Сталинские крыши - не вариант, так как все покатые. Вещи садятся на 70-хархитектуру.

Сажали на крышу органного зала, поставили около мэрии - и понеслось. Все спрашивают, что это такое. Их посадили прямо против ЗАКСа. Начался бешеный скандал. Журналисты, критика искусства, один художник собирался их вообще сжечь лично. Депутаты - недовольны, так как это типа пародия на депутата без головы, всегда голосующего за. В ЗАКСе - специальное собрание, посвященное этой проблеме.

Публикация в ФОРБС, вся иллюстрированная человечками. Сейчас всё в Перми иллюстрируется ими. Революция красных человечков в Перми.

Вандализм: пара тегов + пару раз валили человечков на самокатах. Нога отваливается - так как фотографируются. Свадьбы, фотографируются и так далее.

Пермь: когда депутаты заставили их убрать, человечки уехали в Питер. Но когда их убрали - раскалился телефон, что мол куда их убрали? Верните, так как они стали символом.

В Питере светящийся красный человечек из Перми был установлен на кинотеатре "Прибой", но никто не заметил. Ноль реакции. Человечки вернулись обратно в Пермь, и их посадили на ту же площадь, но на другое здание.

Слава труду - возле музея. Гельман там - как приезжий пакостный еврей, совращающий Пермь. он - внутри музея.
Питер - ужасное место для художников, ничего нет. Рынка нет, галерей нет, делать тут нечего. Все художники отсюда едут, только мы вот что-то тут ещё сидим.

____________
Выставка в Сколково. Сколково - обычная, хорошая бизнес-школа. Им это надо было для студентов, чтобы те развивались в том числе и в русле прекрасного, + модная тенденция. Сколково с человеческим лицом. Показать, что в Скоково не едят младенцев. Это прозвучало в прессе, что хорошо для Сколково. Таким образом Человечек - идеальное орудие, хороший инструмент пиара.
Тяжёлый монтаж, художники в ужасе и уставшие, не спали по несколько дней. А тут - круглый стол со всеми людьми, имеющими отношение к КЧ. Директора всяких проектов, Этажей, коллекционеры, Москва и всё вытекающее. 100 - 150 человечков. "Они идут, красные человечки в Сколково".

Формальный круглый стол. Все серьёзно обсуждают, слишком много коннотаций вкладывают люди в КЧ, хотя художники просят их быть проще. Расслабьтесь, не подходите так серьёзно, всё проще, это 13 брусков, при чём тут вообще политика, ЕР и прочее. Но тут авторов уже никто не слушает. Все продолжают спорить о политическом и социальном смысле красных человечков, при этом мнение автора вообще никто не слышит. Только когда Андрей сказал, что готов будет вступить в ЕР если что-то там произойдёт, на него накинулись журналисты, и от копания в красных человечках чуть отошли.

----------------------------------
Алма-Ата: тоже красные человечки на улице. Шума нет.

Скандал - самый нужный инструмент для продвижения своего искусства.
Лилия: Нужно ли просчитывать скандал?
Мария: его невозможно просчитать. Мыс сначала делаем, а потом смотрим, что там будет.

Множество побочных эффектов. Перми лучшие иллюстраторы создали постеры для улиц Перми, там вроде как есть человечки, но сами постеры Андрею и Маше не нравятся.

Теперь красные человечки - почти в каждом кабинете чиновников. КЧ стал символом Перми. Всё, что связано с Пермью начинает сейчас маркироваться красным человечком. Довольно сложно при чём проследить границу между тем моментом ,когда депутаты протестовали, чтобы человечка убрали, и тем, когда стали ставить в свои кабинеты. Но тут важна политика губернатора.
Губернатор хотел двигать рейтинг за счёт культуры. Выделил средства. Местные деятели не получают нифига, получают приезжие, тип нас, и в этом как раз одна из проблем. Поэтому человечков не любят местные, Пермские художники.

Митинг местной оппозиции против. 50 человек. С казаками в крестах и так далее. Правда, как только прочли речь против человечков - стали говорить против строительства синагоги.

КЧ появился во многих видео, в интернете, в кукольном спектакле, ещё много в чём.

Насколько учитывается контекст? Когда мы делаем какой-то конкретный проект, мы учитывали контекст того, что окружает. Например, а Алма-Ате мы придумали скамейки, на которых сидят люди.
В Перми мы изначально отказались, так как человечек не вписывается. Получается, что так или иначе они идут от проекта, подбирают место под проект, а не создают проект под какое-то место.

"за спиной красного человечка люди забывают об остальном. Виноват - красный челочек, а не мэр и ни кто другой." Красный человек - как козёл отпущения. На него вешают низкие зарплаты, приводят как пример распила Пермского бюджета. Однако, эти претензии, мягко говоря, не обоснованы. Стоимость проекта - 200 000, это очень мало для такого проекта, так что это никак не влияет почти на городской бюджет.
Гельман позиционирует свою деятельность более глобально. 200 000 - бюджет КЧ в Перми. Этого не хватит даже на то чтобы вылечить какого-либо ребёнка, а если КЧ привлек туристов, например, то это гораздо выгоднее для города.

Андрей: "Паблик-Арт в России - это мы. А кто ещё?". (позже Маша говорила, что она как раз так не считает, просто у Андрея такая манера)Кубизм (другой проект): изначально не паблик-арт проект, но он тоже шагнул на улицу, была оформлена детская площадка.

Почему в Перми не провели работы по разъяснению, что происходит, кто мы, зачем мы, что мы делаем, какой смысл этих человечков, почему это всё оставили домысливать публике - мы не знаем.

В Питере всё прискорбно. Нет денег, нет публики, климат плохой.

ИКЕЯ - на страже человеческих отношений. Она - даёт людям шкафы и кровати, которые не дают разваливаться семьям, поддерживают молодёжь.

Уровень визуальной культуры влияет на быт и наоборот. Миллионеры не гадят в подъездах.

На этом месте все окончательно перешли в формат параллельной дискуссии, не подлежащей конспектированию.

креативное, public-art, искусство

Previous post Next post
Up