Мешади Азиз-бек-оглы Азизбеков - один из первых марксистов-азербайджанцев. Был одним из руководителей организации «Гуммет», являлся членом РСДРП(б) и ЦК Персидской социал-демократической партии «Адалят», гласный Бакинской городской думы, губернский комиссар и заместитель комиссара по внутренним делам Бакинского СНК (1918).
Мешадибек Азизбеков родился 6 (18) января 1876 года в Баку в семье мастера-белокаменщика Азизбека Азизбекова (1844-1889). Был единственным ребёнком своей матери Сальминаз Гаджи Имам Али кызы. Оба родителя не получили никакого образования.
В 1883 году Мешади поступил в первую русско-татарскую школу, а в 1889 году в Бакинское реальное училище и, окончив в 1894 году основное отделение, перевёлся в дополнительный класс Тифлисского реального училища, поскольку должен был переменить климат из-за болезни. Возникшие жизненные обстоятельства побудили его в том же году обратиться с прошением к попечителю Кавказского учебного округа о его переводе в Бакинское реальное училище. Последнее он окончил в 1896 году. Ему не удалось поступить в Петербургский институт гражданских инженеров, после чего он два раза сдавал экзамен в Петербургский технологический институт, но не был принят. Лишь в 1899 году М. Азизбеков смог поступить в технологический институт. Чтобы отправить сына на учёбу, его мать заложила небольшой земельный участок.
По воспоминаниям другого однокашника Ш. А. Рустамбекова, поступившего в 1901 году в Петербургский технологический институт, М. Азизбеков пришёл к нему с целью познакомиться и узнать, как они устроились и в чём нуждаются. По его мнению, Мешади Азизбеков «был намного развитее, начитаннее и культурнее, чем все остальные студенты-азербайджанцы». Он советовал студентам больше читать, особенно русских классиков, быть в курсе общественной жизни и глубже интересоваться политическими вопросами, поскольку, как он неоднократно говорил, «таким путём можно подготовиться к общественной деятельности и принести пользу своему народу». Благодаря М. Азизбекову Ш. Рустамбеков, забросивший на время учёбу, смог перейти на второй курс. Будучи в Петербурге, М. Азизбеков посещал театры, чаще всего Александрийский драматический, музеи, библиотеки.
Группа петербургских студентов-мусульман. Во втором ряду М. Азизбеков (1-й слева). В-третьем ряду слева направо Х. Мелик-Асланов (3-й) и М. Дахадаев (6-й)
// Становление на революционный путь
Начало революционной деятельности Мешади Азизбекова можно отнести ещё к тому времени, когда в 1896 году он приехал в Петербург для поступления в Институт гражданских инженеров. В частности, тогда он посещал занятия нелегального
марксистского кружка петербургских рабочих.
В марте
1897 года петербургские студенты организовали демонстрацию по поводу самосожжения курсистки
М. Ф. Ветровой в
Петропавловской крепости, гибель которой вызвала ряд «ветровских демонстраций». М. Азизбеков побудил студентов-мусульман принять участие в этой акции. Демонстранты собрались в
Исаакиевском соборе, чтобы отслужить панихиду, но им запретили это делать. Тогда М. Азизбеков обратился к студентам со словами «Нет попа, отслужим гражданскую». Этот возглас, подхваченный всеми, постепенно сменился пением «
Вечной памяти», и с этим пением десятитысячная демонстрация начала выходить из собора. Мешади Азизбеков, сгруппировав около себя кавказцев, пошёл впереди них в общем шествии. Появившиеся крупные отряды полиции из числа конных
городовых постепенно разбили эту массу на несколько частей; многие были арестованы. Самого М. Азизбекова посадили в тюрьму «
Кресты».
Приезжая домой, как до поступления в Петербургский технологический институт, так и в период учёбы, он не оставался безучастным к проводимой здесь революционной работе. Например, прибыв в 1898 году по просьбе матери на короткое время в Баку, он участвовал в деятельности рабочих кружков, знакомился с номерами подпольных газет и журналов и проводил читки избранных статей из них, а также занимался агитацией. В другой свой приезд Мешади Азизбеков принимал участие в демонстрациях и политических выступлениях.
В эти молодые годы он также изучал произведения основоположников
марксизма. Поля некоторых лично принадлежавших М. Азизбекову книг расписаны сделанными им пометками, которые, по мнению исследователя его биографии М. Казиева, свидетельствуют о его глубоких теоретических знаниях и умении разбираться в вопросах
диалектического и
историческогоматериализма, а также о критическом отношении ко взглядам и концепциям противников марксизма. В числе таких книг пять сочинений
Карла Маркса (в их числе: «
К критике политической экономии», «
Нищета философии», «
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»), два
Фридриха Энгельса (одно из них: «
Анти-Дюринг»), монография
Владимира Ленина «
Развитие капитализма в России», работа британского натуралиста
Альфреда Уоллеса «Чудесный век» и др.
// Во время Первой русской революции
В связи с
русско-японской войной Технологический институт в конце 1904 года был временно закрыт. М. Азизбеков прервал учёбу и вернулся в Баку. После возвращения домой «за невнесение платы за право слушания лекций в 1905 г. был уволен из института».
Его приезд совпал с началом
революционных выступлений против монархии. На Кавказе произошли
столкновения армян с азербайджанцами, в провоцировании и попустительстве которых общественное мнение, и в особенности революционеры, обвиняли царские власти. Находясь в Баку, М. Азизбеков активно пытался предотвратить межнациональные столкновения. Из протоколов показаний видно, что он весь день без оружия стоял среди возбуждённой вооружённой толпы, которую увещевал. В протоколе отмечалось, что это спасло многих, при этом Мешади Азизбеков был охарактеризован «главнейшим умиротворителем».
В своём районе, по воспоминаниям Я. Б. Саркисбекова, он сохранил жизнь многим армянам, укрывая их у себя и у знакомых. Я. Саркисбеков писал, что М. Азизбеков говорил:
«массы, как армянские, так и тюркские (то есть азербайджанские - прим.), неповинны в происшедшем. Виноват режим, натравливающий одну часть населения на другую».
Его убеждённость прослеживается из показаний, которые он давал в качестве свидетеля. В них он говорил, что и мысли не допускает, что причиной этих событий стали межнациональные противоречия. Более того, он сам видел, как
казаки натравливали одну группу на другую, а, посещая многих своих знакомых, нигде не слышал разговоры о возможных столкновениях. Мешади Азизбеков говорил:
«Я враг каких бы то ни было национальных трений, в каких бы то ни было формах».
В течение того времени, когда происходили антиправительственные выступления, он принимал активное участие в них. В это же время он вступил в социал-демократическую группу «
Гуммет» («Энергия») и в дальнейшем был одним из её руководителей. Как гласило
жандармское донесение, М. Азизбеков был «видным деятелем этой организации».
По возвращении домой бакинский миллионер
Г. З. Тагиев предложил ему работу на своей ковроткацкой фабрике, но Мешадибек отказался от этого предложения и в начале
1905 года устроился на работу на
баиловскую электростанцию Акционерного общества «Электрическая сила». В том же году по его инициативе в Баку создаётся «Общество мусульманских драматических артистов» («Хамийэт»), которым руководил
М. А. Алиев. В декабре возникла организация учащихся-азербайджанцев под названием «Ухуввет» («Братство»), где гумметисты, в том числе Мешади Азизбеков, вели агитацию
социал-демократического характера.
В 1906 году он основал боевую организацию среди мусульманских рабочих «Бейдаге Нусред» («Знамя Свободы»), штабом которой стала его квартира. Задачей организации было воспрепятствование грабежам и убийствам в Баку, а также борьба с алчностью богачей и защита интересов «обездоленных всех национальностей». Будучи частью общегородской Боевой дружины Бакинской организации РСДРП, в её цели входило обучение рабочих военным знаниям и владению оружием, а также подготовка опытных дружинников, способных в момент вооружённого восстания руководить действиями рабочих, организация отпора
черносотенцам.
Мешади Азизбеков стоял во главе «Бакинского комитета помощи иранским революционерам», оказывавшего поддержку федайинам
Саттар-хана, возглавлявшего
восстание конституционалистов в Тебризе (другой комитет, Тифлисский, возглавлял
Н. Нариманов). Его квартира стала главным складом оружия и нелегальной литературы, посылаемых в Иран. В то время её именовали «Штабом боевой дружины». По заданию Бакинского комитета в мае 1908 года он отправился с нелегальным грузом на пароходе в
Решт. В Иране М. Азизбеков встречался с Саттар-ханом и
Багир-ханом.
В 1910 году от фирмы
Нобеля поступило поручение построить в Реште электрическую станцию и жильё. М. Азизбеков во второй раз отправился в Иран, также провезя большую партию оружия и нелегальной литературы на азербайджанском и
персидском языках. Ему даже предложили занять пост городского головы (мэра) Решта, однако он, отклонив некоторые из условий рештцев, вернулся обратно.
Серго Орджоникидзе назвал М. Азизбекова борцом, беззаветно преданным «революционному делу освобождения мусульман».
Помимо общественно-политической деятельности, Мешадибек Азизбеков был также тесно связан и с культурно-просветительской работой. Он поддерживал связи с представителями азербайджанской интеллигенции, активно участвовал в деятельности культурно-просветительного общества «
Ниджат-маариф» («Спасение в просвещении»). В мае 1908 года его избрали товарищем (заместителем) председателя правления этого общества, а в ноябре он вошёл в его финансовую комиссию. В результате обращений М. Азизбекова в училищную комиссию при городской управе, а затем к смотрителю II Алексеевского городского училища
Габиб-беку Махмудбекову (азерб.)
русск., в этом здании при обществе «Ниджат» были открыты вечерние курсы для рабочих. Они состояли из изучения русского и азербайджанского языков, арифметики. На этих вечерних курсах он проводил большую педагогическую и политическую работу, состоял в управлении школьной комиссии общества; организовал ряд воскресных школ для рабочих-азербайджанцев, где сам преподавал и читал лекции.
В январе 1910 года на собрании азербайджанского населения г. Баку кандидатуру М. Азизбекова выдвинули в
гласные (депутаты) городской думы. Против его избрания выступили представители крупной
буржуазии во главе с миллионером
Г. З. Тагиевым. Для избрания Мешадибека Азизбекова мусульмане Баку прибегали к митингам, и, по сообщению газеты «
Хагигат» от 9 февраля того года, 4 тысячи мусульман уже подписались под требованием его избрать.
М. Азизбеков (4-й слева во втором ряду) среди членов Бакинской городской думы. На фото также во втором ряду слева направо А. Пепинов (1-й), М. Гаджинский (2-й), Г. Агаев (5-й). В третьем ряду А. Топчибашев (9-й слева)
В адрес Мешади Азизбекова прозвучали обвинения в том, что он ведёт среди населения агитацию по голосованию за его кандидатуру. На этом фоне 29 января он опубликовал в газете «Баку» открытое письмо о своей непричастности к предвыборной агитации.
В
1911 году его избрали гласным
Бакинской городской думы. Он получил «за» 642, «против» - 432 шара. Параллельно с января по ноябрь 1912 года он работал в должности городского электротехника. Во время выборов в
IV Государственную думу Российской империи его кандидатуру выдвинули в выборщики по общей
курии г. Баку. По итогам состоявшихся 15 октября 1912 года выборов он был избран выборщиком по общей курии, набрав наибольшее количество голосов.
С. М. Эфендиев, касаясь работы М. Азизбекова в Городской думе, впоследствии писал:
С проведением же его в гласные Бакинской думы он стал центральной фигурой во всех вопросах, касающихся городской бедноты и мелких ремесленников. Не было жалобщика среди обращавшихся к нему лиц, по делу которого Мешади не ходатайствовал бы перед тем или иным „тузом“ или организацией. Эта серая, будничная, по размерам мелкая, но в общей сложности благодарная работа заслужила ему всеобщую любовь и славу популярного народника среди всего беднейшего класса населения… К нему ходили в дом, к нему обращались за помощью и на улице… Азизбеков всех выслушивал, писал им заявления, обходил учреждения, ходатайствуя по делу того или иного бедняка, заступался за них вопреки интересам и воле всесильных богачей.
// После Революции
После
Февральской революции большевистские организации, в том числе организация «Гуммет», вышли из подполья. Первоначально организация располагалась в здании
Бакинского реального училища, в то время как почти все остальные мусульманские общественно-политические организации были сосредоточены в
здании мусульманского благотворительного общества. В результате настойчивых требований М. Азизбекова, обращённых к председателю Мусульманского национального комитета
Алимардан-беку Топчибашеву, последний был вынужден отвести для «Гуммет» одну большую комнату на третьем этаже здания.
Во время мартовского мусаватистского мятежа 1918 года в Баку М.Азизбеков пытался предотвратить этнические столкновения между армянами и мусульманами. В мартовские дни М. Азизбеков разъезжал по армянскому и азербайджанскому районам, призывая обе стороны не повторять ошибок 1905 года. Однако дашнаки его арестовали, а дом подвергли обстрелу. Только в результате вмешательства С. Шаумяна и А. Джапаридзе он был освобождён и доставлен в исполком. Что касается семьи М. Азизбекова, то она вместе с семьёй Н. Нариманова несколько дней провела на квартире С. Шаумяна, которая находилась в безопасном месте.
По решению Комитета революционной обороны Баку Мешади Азизбеков был назначен особым комиссаром по охране мусульманской части города. В Бюллетене Комитета революционной обороны было опубликовано подписанное им воззвание к населению города, гласившее:
Комитет революционной обороны г. Баку и его районов назначил меня комиссаром по охране мусульманской части города. На основании этого, обращаюсь к населению без различия национальностей моего района с просьбой не выезжать из города, не переселяться из одной части в другую. Неподчиняющиеся будут немедленно водворены назад в прежние квартиры. Мною будут расставлены везде красногвардейцы и будет обеспечено полное спокойствие и гарантия в сохранении жизни, имущества и чести населения без различия национальностей. За всеми справками по охране города могут обращаться ко мне ежедневно от 11 до 1 часу дня.
9 апреля с должности губернского комиссара Закавказского правительства был отстранён И. Гейдаров, а на его место Комитет революционной обороны назначил Мешади Азизбекова. 25 апреля, на заседании Бакинского совета был образован
Бакинский Совет народных комиссаров (Баксовнарком), состоящий из большевиков и левых эсеров. В его задачу входила реализация директив и указаний Советского правительства России и постановлений Бакинского совета рабочих, солдатских и матросских депутатов.
2 мая был образован Бакинский уездный исполнительный комитет Совета крестьянских депутатов, в котором Мешади Азизбеков занял должность председателя. При уездном исполкоме были образованы комиссии по организации милиции, организационная, земельная и медико-санитарная. Спустя неделю, 9 мая, Мешади Азизбекова вместе с Ф. И. Чикало назначили заместителем комиссара внутренних дел (то есть П. Джапаридзе).
31 июля 1918 года Бакинский совнарком заявил о сложении своих полномочий. Власть в Баку с 1 августа 1918 года перешла в руки нового правительства - Временной диктатуры Центрокаспия и Президиума Временного исполнительного Совета рабочих и солдатских депутатов (Диктатура Центрокаспия), сформированного блоком правых социалистов (меньшевиками и дашнаками). По приглашению Диктатуры Центрокаспия в Баку началась переброска британских войск.
В дальнейшем, судьба М.Азизбекова сложилась трагична, он был расстрелян в числе 26 комиссаров Бакинской коммуны английскими войсками в 1918 году.
Источник: Казиев М. А. Мешади Азизбеков: жизнь и деятельность. - Баку: Гянджлик, 1976.
___________________________________
Подписывайтесь на «Socialist Armenia» в
ВКонтакте ,
Facebook и на
Politsturm|Armenia