В Петербурге состоялась конференция "Город против памятной доски Маннергейму", организованная общественно-политическим движением "Суть Времени". Это мероприятие оформило народный протест против кощунственных действий министра культуры Владимира Мединского и Владимира Чурова.
Прошедшее событие отличалось от других подобных тем, что оставило целостное впечатление. В конференции приняли участие эксперты из разных сфер, которые целостно высветили все исторические, политические, социальные, психологические, концептуальные аспекты проблемы наличия доски фашистского пособника в городе-герое Ленинграде, одном из наиболее пострадавших городов от рук нацистов в годы Великой Отечественной войны. При всей разностронности и сложности проблемы все участники конференции сошлись на том, что доске фашистского пособника Карла Густавича Маннергейма не место в Санкт-Петербурге, что и было закреплено в резолюции конференции:
Мы, нижеподписавшиеся, настоятельно просим Вас принять меры, а именно:
1. Демонтировать памятную доску Маннергейму, установленную по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 22. в кратчайшие сроки.
2. Прекратить дальнейшую практику героизации военных преступников и иных лиц, воевавших на стороне нацистов во время Великой Отечественной войны.
3. В будущем, в обязательном порядке учитывать и опираться на общественное мнение при установке каких-либо памятных знаков и выборе объектов, которые могут послужить делу примирения российского общества по тем или иным спорным эпизодам нашей истории.
4. Главным и несомненным консолидирующим событием в нашей истории является Победа в Великой Отечественной войне. Доказательством тому служит всероссийская акция «Бессмертный полк». Предлагаем в дальнейшем при установке памятных знаков и памятников руководствоваться этими соображениями.
Известный психолог, профессор СПбГУ, блокадница Рада Михайловна Грановская высказала мнение, что доска Маннергейму - это стыд для города, пережившего блокаду.
"Повесили доску на военное училище? Понимаете! Это что, большая гордость, что там учился такой человек, как Маннергейм? Нет, это большой стыд для нас, если такая доска будет висеть. Считаю, что надо к таким вещам надо относится очень внимательно», - заявила Грановская, выступая на тематической конференции.Известный петербургский историк Игорь Пыхалов сделал предположение, что появление доски Маннергейму имеет политический подтекст и связано с возможным вступлением Финляндии в НАТО. Таким образом, доска Маннергейму, по мнению Пыхалова, явилась политическим жестом для властей Суоми. Помимо этого Игорь Пыхалов дал экспертную оценку Маннергейма, как исторической личности.
Баир Иринчеев напомнил, что город-герой Ленинград высказал свою позицию на первый же день после открытия, и предложил передать доску в музей Маннергейма в Хельсинки.
Диакон Василик, доцент исторического факультета СПбГУ: «В 1944 Маннергейм спрыгнул с подножки поезда, летевшего под откос. Это говорит о его жизнелюбии, а не о любви к русскому народу. Он недостоин памятной доски - за шкурничество их не ставят.
Может быть, государственные мужи не знают факты о войне Маннергейма с СССР. Если же знают, но ставят, тогда это маразм. Так можно доску открыть и Краснову - тоже герой Первой мировой. Правда потом сепаратист и предатель».
Фёдор Лаврентьев, настоятель храма Божьей матери в с. Ушаках, высказал мнение от себя - коренного ленинградца, относительно памятной доски Маннергейму: «Я испытываю глубокое сожаление и возмущение этим фактом. Я знаю о его заслугах перед Российской империей, но его предательство и сотрудничество с Гитлером всё перечёркивают».
Архитектор Дмитрий Лагутин указал на то, что доска была установлена без согласования с городскими властями. Он считает открытие этой доски недопустимым и привёл примеры других странных архитектурных инициатив в городе.
Относительно памятной доски Маннергейму он сказал, что провёл исследование и выяснил её автора. Памятная доска по его словам создана народным художником Щербаковым из Москвы, причём сделана как компиляция его предыдущих работ. Это полковое знамя со Спасом нерукотворным на памятнике Первой мировой войне во Пскове, доска Сергею Павловичу Непобедимому, доска Александру Павловичу Кибальникову и другие. Т.е. это работа сделана в спешке, с фактическими ошибками и без адреса, т.е. она подходит для установки в любом месте. Похоже была задача быстро сделать доску.
Дмитрий Лагутин выразил возмущение тем, что в город приезжают москвичи и своеобразным образом захватывают город - устанавливают доски без обсуждения.
Колдин Владимир, выпускник ВИТУ (на здании которого и повесили доску) назвал установку памятной доски недопустимой мерзостью. Он сказал: «Пять лет минимум дважды в день я проходил там, где теперь решили воздать память Маннергейму, который участвовал в Блокаде Ленинграда. Сейчас там ходят другие курсанты. Теперь этот позор будет капля за каплей попадать в их души как часть патриотического воспитания».
Игорь Ярошенко, бывший преподаватель ВИТУ (на здании которого и повесили доску) назвал установку доски внутренним междусобойчиком.
Он принял несколько десятков обращений от студентов ВИТУ с вопросом о том, что делать и почему мы молчим. Конференцию он назвал самым правильным ответом. Установка доски по его мнению - это большая провокация и ей нельзя поддаваться.
Он также сообщил, что воинское приветствие доске выполняла рота почётного караула Западного военного округа, а не курсанты ВИТУ.
Психолог Жанна Тачмамедова, член Родительского Всероссийского Сопротивления, рассказала об идентичности современной молодёжи и связала её с текущей ситуацией. Упомянув о том, что в перестройку одни образцы идентичности были сломаны, а другие положительные образцы идентичности предложены не были, она сообщила, что подростки получают эти образцы из массовой культуры, от западных режиссёров и назвала эту ситуацию воспитыванием поколения иванов, родства не помнящих.
Жанна указала на то, что Бессмертный полк показал жажду молодёжи увидеть настоящих героев. «Они знают, что их прадед погиб, но они знают, что он герой, он боролся с мировым злом. Возвращаясь к доске, мы видим, что зло, оказывается вовсе и не злом. Трудно представить, что будет твориться в голове у молодежи, если мы будем возвеличивать носителей фашистского зла? Установка подобных досок - очень опасное дело».
Доктор исторических наук Веригин Сергей Геннадьевич (директор Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского Государственного университета) сообщил, что никаких предварительных дискуссий с историками Петрозаводска о мемориальной доске со стороны инициатора её установки (РВИО) не было.
При этом Маннергейм лично подписывал приказы об устройстве концлагерей для русских около Петрозаводска. Смертность в них была даже выше, чем в концлагерях немецких фашистов.
Сергей Геннадьевич сообщил, что после открытия доски, что не поддерживается сообществом историков Петрозаводска, в их сообществе кризис. Как упоминал член общественного движения «Суть времени» Дмитрий Фёдоров ранее на той же конференции, сейчас члены РВИО из Петрозаводска пишут заявления о выходе из РВИО.
Николай Антипин, член общественного движения «Суть времени», назвал деяния Маннергейма военными преступлениями.
Он назвал Маннергейма царским генералом, перечернувшим все свои деяния двойным предательством и участием в Блокаде Ленинграда.
Он сообщил, что неверно считать Маннергейма символом примирения красных и белых и привёл другой пример - белый генерал Деникин, который в период Второй Мировой войны отказался выступить на стороне нацистов.
Он сказал, что сложно судить - провокация это или ошибка. Доску устанавливали втайне, при почетном карауле, в двойном оцеплении (полиция и курсанты без нашивок), при открытии раздавались крики «Позор!». Собрано достаточно фактов для опровержения того, что Маннергейм герой России.
Завершил Николай своё выступление обращением к тем историкам, которые прославляют пособников нацистов: «Ваша карта бита!»
Сергей Папко, член общественного движения «Суть времени», прочитал стихотворение о доске и назвал установку её актом вандализма.
«Как будто взяли и обгадили все могилы на Пискарёвском кладбище! ... В городе-герое Ленинграде это было бы невозможно».
Олег Судаков, петербургский блогер
arctus, назвал Маннергейма фигурой, за которую никто не выступает.
Олег произвёл поиск в интернете тех, кто выступает в защиту Маннергейма - и, кроме Гранина, не нашёл никого: «Акция затронула такую точку, которую трогать нельзя. Это не удар ниже пояса, это нечто запредельное. Памятные доски устанавливают за великие деяния. Их у Маннергейма нет. Он был командиром дивизии в Первую мировую войну, таких были тысячи. Они все воевали храбро, отважно, не хуже Маннергейма. Идёт речь почему-то об увековечивании имени генерала русской армии Карла Густава Маннергейма».
Олег упомянул огорчающие монархистов факты предательства Николая II императорской армией и Маннергеймом в том числе. Было только два человека, сохранившие верность императору. К одному из них, Келлеру, для уговоров склониться на сторону большинства был послан именно Маннергейм. По возвращении он получил очередное звание - генерал-лейтенант русской армии.
Также он сказал, что Маннергейм после предательства императора возглавил в Финляндии отряды местного "Правого сектора" - финских националистов. Олегом была упомянута направленная против России "Клятва меча", данная Маннергеймом, распоряжения Карла Густава о расовой гигиене, вылившиеся в концлагеря для русских (как недофиннов), о расстрелах женщин и детей.
В ответ Гранину Олег упомянул, что Маннергейм желал уморить жителей Ленинграда голодом, а смерть от голода более мучительна.
Причин для установки Олег видит только две.
1. Маннергейм воевал против Советской России, против Красной армии.
2. Торговля достоинством, торговля честью в обмен на инвестиции. На литературном языке это называется политической проституцией.
Благодарность за "живые" тезисы с конференции -
timgud