1. О грехах людей, пожалуй, говорить нет смысла. О грехах категорий- можно. Мусульманин или гомосексуалист могут иметь сугубый грех. И степень страдания в аду всё-таки может быть разная. Данте не только Великий поэт, но и великолепный богослов. Да, его богословие кафолическое, но мы же знаем, что разница не так уж велика?
2. Мы этого не можем решить. Христос решает. Может увидеть что-то вся Церковь. Соборно. И тогда арианин, погибший от рук язычника за человека Христа всё-таки окажетмя в аду. Не потому что мы или даже Церковь так решила. Так решил Господь и сам человек. А Церковь прозрела. Увидела это решение.
3. Уже в п.2 ответил. Церковь не решает. Она лишь в отдельных случаях может что-то прозреть. Как в отношении Святых, так и в отношении грешников и еретиков. Лишь про отдельных людей она может сказать что-то. Это очень редкие случаи. В остальном мы не знаем посмертной судьбы человека. Мы можем лишь сказать, что если он до смерти стоек в ереси, то его скорее всего ждёт такая-то судьба. Но тайна его личного спасения остаётся тайной.
П.С. немного сумбурно спросоня написал, но в общем пусть так и остаётся.
> И тогда арианин, погибший от рук язычника за человека Христа всё-таки окажется в аду
Вопросы я предлагаю поставить несколько иначе: 1. Копт/друз/баптист/католик, погибший за веру - может попасть в рай? Если да, получается, "неправильное" вероисповедание не 100% ведет к погибели, и тут вопросы только множатся. Если нет, то уготованная ему участь как минимум не лучше, чем для его же мучителя - не перебор ли? 2. Может ли попасть в рай мусульманин? Иудей? Буддист, атеист, агностик? При любых условиях, но не принимая православие, может или нет? Если нет, к чему разговор о вреде и грехе? Если да, см. выше.
Ну и о кругах ада: а кроме художественных произведений (я и про мытарства тоже; хотя это чуть иное, но мало ли), где-то еще рассматривался вопрос дифференциации адских мук? Ну или разных "кругов" Царствия?
> если он до смерти стоек в ереси А если он просто родился и вырос в польской/итальянской/испанской глубинке? Много ли у него шансов не быть "стойким в ереси"? Да слава Богу, если атеистом-то не станет...
1. Да кто ж ответит? Могу только сказать, что крещение католиков признаётся. Их не перекрещивают. И участь пострадавшего за Христа всё равно лучше. Априори. Я вроде бы ответил, что степень страдания бывает разная. Только вопрос, за Христа ли они страдают?
2. Убеждённый? Полагаю, что нет.
Мк.9:48. где червь их не умирает, и огонь не угасает.
"А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. «Всякий, - говорит, - огнем осолится», то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем (1 Кор. 3:13). «И всякая... жертва солию... осолится», - эти слова привел Иисус из книги Левит (Лев. 2:13)." Феофилакт Болгарский
Меньше злых дел -меньше муки совести. Т.е. страдания подобны тому, как если бы тебя жгли. Тебе не важно, с одной стороны, субъективно, поджаривают тебя на не сильном огне или на сильнейшем пламени. Но это пока не начнут жечь. Меньше будут жечь - уже воспримешь как благодать.
2. Мы этого не можем решить. Христос решает. Может увидеть что-то вся Церковь. Соборно. И тогда арианин, погибший от рук язычника за человека Христа всё-таки окажетмя в аду. Не потому что мы или даже Церковь так решила. Так решил Господь и сам человек. А Церковь прозрела. Увидела это решение.
3. Уже в п.2 ответил. Церковь не решает. Она лишь в отдельных случаях может что-то прозреть. Как в отношении Святых, так и в отношении грешников и еретиков. Лишь про отдельных людей она может сказать что-то. Это очень редкие случаи. В остальном мы не знаем посмертной судьбы человека. Мы можем лишь сказать, что если он до смерти стоек в ереси, то его скорее всего ждёт такая-то судьба. Но тайна его личного спасения остаётся тайной.
П.С. немного сумбурно спросоня написал, но в общем пусть так и остаётся.
Reply
Вопросы я предлагаю поставить несколько иначе:
1. Копт/друз/баптист/католик, погибший за веру - может попасть в рай? Если да, получается, "неправильное" вероисповедание не 100% ведет к погибели, и тут вопросы только множатся. Если нет, то уготованная ему участь как минимум не лучше, чем для его же мучителя - не перебор ли?
2. Может ли попасть в рай мусульманин? Иудей? Буддист, атеист, агностик? При любых условиях, но не принимая православие, может или нет? Если нет, к чему разговор о вреде и грехе? Если да, см. выше.
Ну и о кругах ада: а кроме художественных произведений (я и про мытарства тоже; хотя это чуть иное, но мало ли), где-то еще рассматривался вопрос дифференциации адских мук? Ну или разных "кругов" Царствия?
> если он до смерти стоек в ереси
А если он просто родился и вырос в польской/итальянской/испанской глубинке? Много ли у него шансов не быть "стойким в ереси"? Да слава Богу, если атеистом-то не станет...
Reply
2. Убеждённый? Полагаю, что нет.
Мк.9:48. где червь их не умирает, и огонь не угасает.
"А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. «Всякий, - говорит, - огнем осолится», то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем (1 Кор. 3:13). «И всякая... жертва солию... осолится», - эти слова привел Иисус из книги Левит (Лев. 2:13)." Феофилакт Болгарский
Меньше злых дел -меньше муки совести. Т.е. страдания подобны тому, как если бы тебя жгли. Тебе не важно, с одной стороны, субъективно, поджаривают тебя на не сильном огне или на сильнейшем пламени. Но это пока не начнут жечь. Меньше будут жечь - уже воспримешь как благодать.
Reply
Leave a comment