Христос посреди нас!
Только сегодня праздновали мы годовщину прославления блаженной Матроны Анемнясевской, а уже подкралась Лазарева Суббота...
(Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани (Джиордани; Giordani) в Риме. 4 век.)
Кажется, что события никак одно на другое не похожи и ничем не связаны, ан нет, связь есть.
Вот, Матронушка... не просто безобидная старушка, а инвалид с детства, тяжко больная, полупарализованная - она не вставала из своего "гробика", в котором так почти всю жизнь и пролежала.
Крохотная - примерно 90 см. роста - какую опасность или какой вред могла она причинить советской власти? Но эта власть о яростью ополчилась на нее - ее, калеку, не оставили в покое и отправили в Бутырскую тюрьму:
" Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в Отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной" (из жития).
Мне вспоминается история Пузовских новомучеников, у которых мы были минувшим летом по возвращении из Дивеево (это в деревне Суворово, неподалеку). Была среди них Евдокия Шикова - блаженная Дуня:
"Была у нее подруга Мария, с которой они вместе везде ходили неразлучно. Родные их били, а на улице в них кидали камнями. Потом Мария умерла, и в Дуню стали еще больше кидать камнями. Была она слабая и больная, потом вовсе ослабела. А когда ей было за 20 лет, она сильно заболела, и больше уже не вставала. К ней приходили девушки - хожалки, который и ухаживали за ней" (из жития).
Тоже мы видим немощную женщину, не то, чтобы что-то сделать опасное, вредоносное, но даже не могущую встать и поухаживать за собой. Что же, как ее потчует власть советов?
"Когда их арестовали, Дуню непрерывно били, таскали за волосы, били плетью. Безбожники пришли в шесть вечера, и били ее в келье до десяти вечера. И потом еще били. И били всю ночь попеременно, и плетьми били, и стаскивали, и топтали ее ногами, и с утра били. Никого к ней не пускали. Топтали иконы ногами. И еще целый день ее били. А на другой день утром солдат попался хороший - не бил ее, она попросила приобщить ее Святых Таин, позвать священника. Священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц за два часа до их кончины. Вскоре после этого их повели на расстрел" (из жития).
Не правда ли, не поддается никакому логическому объяснению подобное поведение молодых, крепких, вооруженных, обличенных властью мужчин по отношении к обездвиженной больной женщине? Ну, я могу понять (не принять, нет), когда арестовывали крепкого средних лет священника или мирянина и осуждали или даже уничтожали - тут логика, хотя и извращенная есть - мало ли кто он, в темноте каждый может оказаться к дрыном или с ружьем... да и просто кулаком может зарядить...Это враг, и боязнь быть этим врагом убитым или получить от него урон могла иметь место.
Но какая опасность от лежачей больной?
Лазарь, друг Господа был иудеем и судя по всему семейство его было в почете среди других иудеев, иначе не случилось бы столько утешающих и плачущих в доме у сестер:
"Иудéе [же] ýбо сýщiи съ нéю въ домý и утѣшáюще ю́" (Ин. 11: 31).
"я́ко ви́дѣ ю́ плáчущуся и пришéдшыя съ нéю иудéи плáчущя" (Ин. 11: 33).
"Глагóлаху ýбо жи́дове: ви́ждь, кáко любля́ше егó.
Нѣ́цыи же от ни́хъ рѣ́ша: не можáше ли сéй, отвéрзый óчи слѣпóму, сотвори́ти, да и сéй не ýмретъ?" (Ин. 11: 36-37).
"Мнóзи ýбо от иудéй пришéдшiи къ Марíи и ви́дѣвше, я́же сотвори́ Иисýсъ, вѣ́роваша въ негó:
нѣ́цыи же от ни́хъ идóша къ фарисéомъ и рекóша и́мъ, я́же сотвори́ Иисýсъ" (Ин. 11: 45-46).
Святитель Амфилохий Иконийский, один из великих каппадокийцев так описывает это событие:
"Только это чудо они не могли оклеветать . Они оклеветали исцеление слепорожденного , говоря : Это он . Это не он. Похож на него (Ин. 9,9).
Они оклеветали воскрешение дочери Иаира , говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти.
Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти.
Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа.
Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал.
Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно, как четыре дня, он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло. Зная это, они смутились, когда увидели воскресшего Лазаря целым, здравым, совершенным, только что созданным, сияющего возвращенной жизнью. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, поскольку Господь учинил это" (Слово святителя Амфилохия, епископа Иконийского, на воскрешение Лазаря).
И вот, среди множества иудеев (а святитель убежден, что чуть ли не весь город стекся ко гробу Лазаря, когда пронесся слух, что туда пришел Иисус Христос) Господь творит великое чудо - воскрешает четверодневный труп, который по свидетельству погребавших, уже смердел. Кажется, что нет и не может быть большего подтверждения окружающим его Его Божественного происхождения.
Но что до первосвященников, то опять таки, невозможно принять, но понять некоторую логику возможно - Господь как лицо активное, творящее нечто невозможное есть угроза их благополучию и их нечеловеческая зависть подсказывает не путь покаяния и спасения, а путь уничтожения Творца, как неминуемого источника конца их власти.
"Дѣ́лателе же ви́дѣвше сы́на, рѣ́ша въ себѣ́: сéй éсть наслѣ́дникъ: прiиди́те, убiéмъ егó и удержи́мъ достоя́нiе егó" (Мф. 21: 38).
Но Лазарь! Он, повторю, среди иудеев был известен и известен как добрый муж, и именно эта память о нем заставила многих прийти в дом его и разделить с сестрами его тяжесть утраты.
Лазать не творил чудеса, не проповедовал нечто новое и опасное с точки зрения первосвященников - он вообще не проповедовал.
Лазарь не крестил во Иордане иудеев и не призывал их к покаянию, никого не обличал.
Лазарь даже не просил о своем воскресении! Он просто чудесным образом вышел из гроба по Слову Господнему:
" лáзаре, гряди́ вóнъ" (Ин. 11: 43).
И что же первосвященники?
"Совѣщáша же архiерéе, да и лáзаря убiю́тъ" (Ин. 12: 10).
И это решение, на мой взгляд, может случить образцом самой вершины человеческого безумия! И как это безумие похоже на те, что были описаны выше - когда власть безбожная с остервенением о полным ослеплением гнала, мучила и убивала совершенно безопасных и немощных людей лишь по причине того, что на них явственно был виден отблеск божественной славы. И этот Нетварный Свет, конешно, тьма перенести никак не могла.
Будем же и мы сторониться этой тьмы, дабы никаким дурным поступком не позволить ей загадить дом нашей души и сотворим этот дом горницей для Господа нашего Иисуса Христа!
Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий