Христос посреди нас!
Милостью Божьей, вновь побывали в нашей Красной Горбатке…
Вечером, в субботу, уже в храме, послышав колокольный звон перед началом богослужения, вспомнилось о праведном Ное:
«Повелел Бог Ною построить ковчег из негниющего дерева и научил его, как нужно делать и каков он должен быть по величине, как о том пишется в книге Бытия (Быт. 6, 14-16). Начал Ной делать сей ковчег с большими затруднениями на высокой горе…
Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву . Человек же Божий , побуждая их к покаянию , проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам . Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2 Пет. 2, 5).
Из слышавших сие одни сомневались, другие не придавали никакой веры, надругались над проповедью Ноевой и посмеивались над постройкою ковчега, а иные, поверив его словам, ужасались и как будто начинали исправляться. Когда же проходил год, два и более и они не видели надвигающегося потопа, они опять возвращались к прежним беззакониям, считали проповедь Ноеву весьма лживой и дело его превратили в предмет смеха.» (свт. Дмитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова).
Предание не донесло до нас те слова, что обращали к праведнику дошедшие до безумия люди. Но полагаю, что среди прочих не редкими были и такие:
- Безумный старик!
Человекам свойственно награждать праведников и просто ближних теми эпитетами, что по большей мере характеризуют нас самих. И оттого слова эти: «Безумный старик!» от обезумевших человеков мне видятся наиболее правдоподобными.
Вечером в деревенских храмах прихожан практически нет. Так было и в этот раз - мы с женой, два священника и три человека из притча да пять-семь прихожанок. На поселок в семь с лишним тысяч человек маловато.
Звонят колокола, призывая всех очнуться от сна и притечь к месту спасительному, звонят долго и призывно.… Так же, как звучала в свое время проповедь праведного Ноя. И точно так же, как и в далекие допотопные годы никого не отвратила от греха проповедь старика, никого не призвали колокола и в тот вечер. Не разбудили. Не докричались.
Но разве проповедь была плоха и стала виной тому, что не оказалось внявших ей? Нет, не проповедь вина, а отяготелось человеческая земным упованием и неверие Богу. Собственно, эта отяготелость и рождает неверие.
Разве тих и неприметен колокольный звон? Нет, он весьма призывен и наполняет собой все, окрест храма. Но уши слушающих не слышат от огрубения сердца и от упования на самих себя. И точно также - огрубение рождается от неверного упования. Оттого слышит такой человек призывающий его звон или проповедь (ведь колокольный звон это самая настоящее проповедь, потому и был в свое время запрещен безбожной властью), но не относит слышимое к себе или даже если и относит, то не движется, не имея сил поднять свою волю.
Чем угодно озабочен ум подобного человека. И бездействием властей и воровством чиновников и несправедливыми на его взгляд назначениями на должности и несовершенством соседей…прогнозом погоды и тем, кто же пройдет дальше в том или ином телевизионном шоу. Гороскоп, происшествия в мире, как приготовить еду на завтра или как купить такое же, как уже есть у кого-то из знакомых… все важно и все занимает внимание кроме главного - как угодить Богу и спастись. Будто и нет в том никакой необходимости или спасение придет само собой без всяких усилий.
Не стоит обольщаться - спасение, хотя и даровано Господом нашим Иисусом Христом всем нам само по себе нас не настигает. Так и хочется напомнить всем:
- Не дожидайтесь доставки в церковь, идите сами, пока можете!
(Похоронная процессия. Пожедаев Г.А.)
Бог, как любящий Отец всем нам желает спасения. Но спастись, будучи полностью поглощенным мыслями о земном очень трудно, практически невозможно. Оттого Он часто отнимает от нас то земное, что занимает всецело наши время и мысли: у богатого богатство, у здорового здоровье, у того, кто сверх меры прилепился к ближним - ближних… или же Он создает условия, при которых то, что мы из тварного обожили своим неверным отношением к этому тварному, становится для нас невозможным к использованию: у чревоугодника появляется болезнь, которая заставляет его поститься всегда и так оставить чревоугодие; у спортсмена случается травма, несовместимая с высокими достижениями в его виде спорта и так излечивается последний от гордости…
Нам думается, что все это случившееся есть зло, а это напротив - добрые вести от Господа: «Вспомните обо Мне!», это Он призывает нас не погибнуть до конца, а начать спасаться.
Слава Богу, что во многих наших людях, хотя бы и не воцерковленных, живо милосердие и желание к совершению добрых поступков. Именно они иногда могут стать той самой ниточкой, что рано или совсем поздно, иногда перед самым концом, все-таки приведут человека к покаянию и Исповеди. Могут стать. А могут и не стать.
"скажи ты беззакония твои прежде, да оправдаешься" (Ис. 43:26).
Важно помнить, что надо успеть назвать свои беззакония первым, до того, как будешь обличаем в них Господом. И откладывание на потом, на будущее время свою исповедь вещь не просто неразумная, но и поистине безумство. Кто сказал тебе, человече, что для тебя завтра настанет?!
Известный персонаж Булгаковского романа так сказал:
- Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Мы же многие продолжаем жить так, будто уже достигли бессмертия и избежали пропасти. И проходит мимо проповедь церковного колокола…как не достигла в свое время ушей слушающих проповедь «безумного» старика, пренебрежение этой проповедью обернулось гибелью почти всего человечества, за исключением восьми душ. Тем большее осуждение мы себе собираем, что в отличие от допотопных людей мы имеем перед собой пример Ниневии.
Уже собираясь домой, заехали к нашим знакомым, которых просим собирать яйца (нам и наша родственница Надежда всегда помогает, Спаси её Господь! Но семья-то большая, потому просим и других).
- Подождите, сейчас соседка придет, у нее еще полтора десятка есть перепелиных.
- Хорошо, мы не торопимся.
Стучит в дверь соседка.
- Вот, тут полтора десятка.
- Спасибо! А сколько мы вам должны?
- Я в церкву не хожу, простите… для маленького.
- Да, перепелиные для внука (кто-то уже рассказал про него - знает). Но все-таки?
- Нет, нет, ничего не надо! Я в церкву не хожу…вот, для маленького принесла.
- Спаси вас Господь!
И радостно, что люди, тебе практически незнакомые и для которых ты сам не домашний (хотя и ближний, как мы все друг для друга) вот так имеют порыв помогать. И грустно: «Отчего же ты, мать, в церкву не ходишь? Ведь дорога то туда тебе не безызвестна…».
Не мы судьи, и это очень хорошо. И не известны нам Его Суды о нас. Но очень хочется верить, что Он имеет Пути, чтобы всех, кто хотя бы малое добро сделал в этой жизни, так или иначе привести к Себе. Чтобы пусть и позднее, но проникла в сердце его проповедь церковного колокола - этого «безумного» старика. И дабы хватило времени этой жизни примириться с Богом. Помоги, Господи!
И помня о том, что у Господа милость, не забудем, что и от нас требуется усилие. Господь помогает обстоятельствами, однако сами обстоятельства без нашего должного к ним отношения и изменения себя не спасают. Два разбойника висели каждый на своем кресте и испытывали страшные мучения. Но лишь один из них преложил страдания в спасение. Дай же, Господи, нам разумение во благо использовать все Твои подсказки! И помоги нам укрепить лежащую и расслабленную нашу волю на восстание и на творение угодных Тебе дел.
Господу же нашему Иисусу Христу слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и со Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь!
С любовью,
рБ Дмитрий