По-моему лучшим критерием надо или не надо ваять того или иного святого будет размышление на тему, а одобрил(а) бы сам(а) святой(я) подобного кумира?
Ну например Ксения одобрила бы? Смешно и помыслить. А преп. Сергий? А преп. Серафим? Уже даже и не смешно...
А потом мне думается что здесь больше представлены авторские амбиции чем некая религиозная идея. Православным достаточно иконописи, фресок, которые как правило анонимны и каноничны. А скульптура мало того что неканонична ибо не существует, так она ещё и обязательно тешит авторское самолюбие, сиречь гордыню.
Ну можно наверное ставить памятники общественным и государственным деятелям, которые прославлены в лике святых, князю Владимиру, Александру Невскому, патриарху Гермогену, митрополиту Алексию, адмиралу Ушакову. Да и то не у храмов а на площадях или в скверах, что бы не было соблазна молиться на непонятное изваяние.
Но вот даже преподобному Сергию, надо ли? Лавра для него лучший памятник.
Одобрили бы или нет - не нам судить. Скорее всего, им было бы это безразлично. Но памятники, в отличии от икон - для светских людей. И если хоть один заинтересуется личностью с памятника и войдёт в храм - существование памятника уже оправдано.
Безразлично? ЭТо вряд ли, судя по тому что они избегали любых намеков на почести и желали уединения. Я уж юродство и ваяние вещи вообще несовместимые.
Ну а использование памятников святым в качестве рекламы для завлекания в храм это несолидно. Мало ли чем можно привлечь внимание нецерковного человека, тут можно далеко зайти. Да и не работает это в 21-то веке.
Повторяю: не нам за них судить, как бы они отнеслись к этому. Мышление у большинства святых, особенно юродивых, парадоксально. И почему в 21-м веке не работает? Не работало бы, не было бы рекламной индустрии. А если работает, почему бы не адаптировать опыт света к церковным нуждам? В рамках православного благочестия, конечно.
Опыт "света" противопоказан в таких делах. Он неизбежно будет расшатывать и размывать устои и традиции, а результат все равно будет плачевный. Вон католики до чего только не доадаптировались, и мессы сократили и форма одежды свободная и скамейки понаставили и рок концерты в храмах и халуин празднуют. И что? Помогает? Не очень-то. Да если бы и помогало, это убивает церковь.
Традиции даже если они кажутся "несовременными", надо соблюдать свято. Один кирпичик вынешь, другой, все здание поедет.
Позиция старообрядцев. Время показало, что ошибочная. Католики покусились на основы, от того и всех их беды. Но быть или не быть статуям святых ВНЕ храмов - это не основы.
Я и не говорю что основы, я ответил на предыдущую реплику. А насчет статуй вне храмов - я уже высказал свое мнение, да можно, но с разбором - не всякому святому, а государственному или общественному деятелю. А отшельникам и юродивым лучше не надо.
Они как раз за основы принимали не очень значительные вещи и яростно их отстаивали. Со статуями с Вами почти согласен. Только вот Ксения, помимо духовного, имеет и социальное измерение, особенно в Питере. Вокруг её гробницы толпится очень разный народ, часто мало православный. Так что памятник будет уместен.
Ну смотря что: двоеперстие и Символ Веры на мой взгляд весьма значительные вещи. Я бы на их месте также яростно отстаивал. Начертание имени Иисуса тоже важно. А другие может и незначительные, как число просфор или посолонь.
Ну об этом надо было бы Никону рассказать, только некому было, ведь раскол-то учинил он со своими нелепыми нововведениями, а те кого назвали раскольниками просто держали традиционный обряд.
Ну это понятно, превратно понятая идея третьего рима. Вот только это не русский обряд. А все русские святые от преп. Сергия до патрарха Гермогена были по Никону "раскольниками". Это чистый бред, если не хуже. Об этом подумайте.
Ну например Ксения одобрила бы? Смешно и помыслить.
А преп. Сергий? А преп. Серафим?
Уже даже и не смешно...
А потом мне думается что здесь больше представлены авторские амбиции чем некая религиозная идея. Православным достаточно иконописи, фресок, которые как правило анонимны и каноничны. А скульптура мало того что неканонична ибо не существует, так она ещё и обязательно тешит авторское самолюбие, сиречь гордыню.
Ну можно наверное ставить памятники общественным и государственным деятелям, которые прославлены в лике святых, князю Владимиру, Александру Невскому, патриарху Гермогену, митрополиту Алексию, адмиралу Ушакову. Да и то не у храмов а на площадях или в скверах, что бы не было соблазна молиться на непонятное изваяние.
Но вот даже преподобному Сергию, надо ли? Лавра для него лучший памятник.
Reply
Reply
Ну а использование памятников святым в качестве рекламы для завлекания в храм это несолидно. Мало ли чем можно привлечь внимание нецерковного человека, тут можно далеко зайти. Да и не работает это в 21-то веке.
Reply
Reply
Традиции даже если они кажутся "несовременными", надо соблюдать свято. Один кирпичик вынешь, другой, все здание поедет.
Reply
Reply
Я и не говорю что основы, я ответил на предыдущую реплику. А насчет статуй вне храмов - я уже высказал свое мнение, да можно, но с разбором - не всякому святому, а государственному или общественному деятелю. А отшельникам и юродивым лучше не надо.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment