Leave a comment

aleksey_c September 25 2015, 14:34:11 UTC
По-моему лучшим критерием надо или не надо ваять того или иного святого будет размышление на тему, а одобрил(а) бы сам(а) святой(я) подобного кумира?

Ну например Ксения одобрила бы? Смешно и помыслить.
А преп. Сергий? А преп. Серафим?
Уже даже и не смешно...

А потом мне думается что здесь больше представлены авторские амбиции чем некая религиозная идея. Православным достаточно иконописи, фресок, которые как правило анонимны и каноничны. А скульптура мало того что неканонична ибо не существует, так она ещё и обязательно тешит авторское самолюбие, сиречь гордыню.

Ну можно наверное ставить памятники общественным и государственным деятелям, которые прославлены в лике святых, князю Владимиру, Александру Невскому, патриарху Гермогену, митрополиту Алексию, адмиралу Ушакову. Да и то не у храмов а на площадях или в скверах, что бы не было соблазна молиться на непонятное изваяние.

Но вот даже преподобному Сергию, надо ли? Лавра для него лучший памятник.

Reply

van_men September 25 2015, 14:45:42 UTC
Одобрили бы или нет - не нам судить. Скорее всего, им было бы это безразлично. Но памятники, в отличии от икон - для светских людей. И если хоть один заинтересуется личностью с памятника и войдёт в храм - существование памятника уже оправдано.

Reply

aleksey_c September 25 2015, 15:03:36 UTC
Безразлично? ЭТо вряд ли, судя по тому что они избегали любых намеков на почести и желали уединения. Я уж юродство и ваяние вещи вообще несовместимые.

Ну а использование памятников святым в качестве рекламы для завлекания в храм это несолидно. Мало ли чем можно привлечь внимание нецерковного человека, тут можно далеко зайти. Да и не работает это в 21-то веке.

Reply

van_men September 25 2015, 15:06:20 UTC
Повторяю: не нам за них судить, как бы они отнеслись к этому. Мышление у большинства святых, особенно юродивых, парадоксально. И почему в 21-м веке не работает? Не работало бы, не было бы рекламной индустрии. А если работает, почему бы не адаптировать опыт света к церковным нуждам? В рамках православного благочестия, конечно.

Reply

aleksey_c September 25 2015, 15:30:34 UTC
Опыт "света" противопоказан в таких делах. Он неизбежно будет расшатывать и размывать устои и традиции, а результат все равно будет плачевный. Вон католики до чего только не доадаптировались, и мессы сократили и форма одежды свободная и скамейки понаставили и рок концерты в храмах и халуин празднуют. И что? Помогает? Не очень-то. Да если бы и помогало, это убивает церковь.

Традиции даже если они кажутся "несовременными", надо соблюдать свято. Один кирпичик вынешь, другой, все здание поедет.

Reply

van_men September 25 2015, 15:55:39 UTC
Позиция старообрядцев. Время показало, что ошибочная. Католики покусились на основы, от того и всех их беды. Но быть или не быть статуям святых ВНЕ храмов - это не основы.

Reply

aleksey_c September 25 2015, 16:10:47 UTC
Почему ошибочная?

Я и не говорю что основы, я ответил на предыдущую реплику. А насчет статуй вне храмов - я уже высказал свое мнение, да можно, но с разбором - не всякому святому, а государственному или общественному деятелю. А отшельникам и юродивым лучше не надо.

Reply

van_men September 25 2015, 17:02:40 UTC
Они как раз за основы принимали не очень значительные вещи и яростно их отстаивали. Со статуями с Вами почти согласен. Только вот Ксения, помимо духовного, имеет и социальное измерение, особенно в Питере. Вокруг её гробницы толпится очень разный народ, часто мало православный. Так что памятник будет уместен.

Reply

aleksey_c September 25 2015, 18:36:26 UTC
Ну смотря что: двоеперстие и Символ Веры на мой взгляд весьма значительные вещи. Я бы на их месте также яростно отстаивал. Начертание имени Иисуса тоже важно. А другие может и незначительные, как число просфор или посолонь.

Reply

van_men September 25 2015, 20:12:16 UTC
Может, и значительные, но раскола не стоили. ИМХО.

Reply

aleksey_c September 25 2015, 20:48:08 UTC
Ну об этом надо было бы Никону рассказать, только некому было, ведь раскол-то учинил он со своими нелепыми нововведениями, а те кого назвали раскольниками просто держали традиционный обряд.

Reply

van_men September 25 2015, 21:12:59 UTC
Большой вопрос, чей обряд был старше. Никон исправлял по старым греческим книгам.

Reply

aleksey_c September 26 2015, 17:59:43 UTC
Ну это понятно, превратно понятая идея третьего рима. Вот только это не русский обряд. А все русские святые от преп. Сергия до патрарха Гермогена были по Никону "раскольниками". Это чистый бред, если не хуже. Об этом подумайте.

Reply

van_men September 26 2015, 18:29:09 UTC
Я Никона и не оправдываю. Но РПЦ, тем не менее, живёт по исправленным им канонам.

Reply

aleksey_c September 26 2015, 19:38:52 UTC
Это да, куда деваться. Терпит нас Господь.

Reply

van_men September 27 2015, 09:00:30 UTC
Господь многих терпит. Но староверы в расколе.

Reply


Leave a comment

Up