думы къ учебному году

Aug 24, 2015 19:07



Русскому народу нужно-ли всеобщее государственное образованіе ?

Я попытаюсь обосновать отрицательный отвѣтъ на данный вопросъ. Я разкрою и прокомментирую рядъ общепонятныхъ тезисовъ на школьную тему, по возможности довольно безпристрастно.


1. Всеобщее или сколько-то широкое образованіе женщинъ приводитъ во всѣхъ странахъ къ тремъ опаснымъ вѣщамъ :
(а) рѣзко падаетъ рождаемость и сохранность брака, подскакиваетъ число разведенокъ и холостячекъ,
(б) появляется масса образованныхъ людей работающихъ не по диплому,
(в) количество индивидуалистокъ и атеистокъ увеличивается.

Насколько то, другое и третье нужно Русскому Народу , особенно сейчасъ ? И насколько часть задачъ государственнаго просвѣщенія мужской молодежи могутъ быть оставлены за арміей и производствомъ вмѣсто школы ? Возможно, часть женской молодежи нуждается только въ элементарной грамотности ? Во многихъ достаточно культурныхъ странахъ женская малограмотность мало мѣшаетъ функціонированію народнаго хозяйства, укажу на опытъ Сербіи съ 15% женской неграмотности при немаломъ % женской занятости въ домашнемъ хозяйствѣ.

2. Всеобщее принудительное казенное образованіе нужно для того чтобы индоктринировать населеніе
(а) единымъ національнымъ языкомъ и вообще общегосударственнымъ націонализмомъ (включая государственную религію) ,
(б) государственническими идеями включая соціалистическія и просто этатистскія,
(в) рядомъ элементарныхъ знаній .

Психологически, люди не столь высоко готовы цѣнить благо безплатное (то, за что сами не вносятъ денегъ) и принудительное. Такъ что не худо, если плата за образованiе будетъ узаконена. Но лучше при этомъ чуточку снизить какой-нибудь налогъ, разширить по налогамъ льготы.

Снабдить всё населеніе единымъ языкомъ нужно скорѣе въ Индіи или Индонезіи, нежели въ Россіи, вопросъ бытованія общаго (русскаго) языка въ народѣ стоитъ не остро. Учить за счетъ русскаго налогоплательщика кандидатовъ въ инородческую бюро-этнократію вообще необязательно. Образовательная система РСФСР дала и безъ того слишкомъ много будущихъ басаевыхъ.

Масса даже русскихъ православныхъ націоналистовъ и клерикаловъ совершенно не желаетъ и не обязана желать принудительности и оказённиванія Православной Церкви. Принуждать быть православнымъ населенiе можно разными способами, въ частности установивъ въ школахъ обязательный курсъ церковнослаянскаго ЯЗЫКА, который собственно вѣсь посвящёнъ Православiю. Такъ, на 2 четверти, въ придачу къ курсу русскаго языка.

Государственническихъ идей какъ таковыхъ въ народной русской толщѣ и такъ достаточно.

Элементарныя знанія изъ современной школы всё хуже передаются современнымъ дѣтямъ, въ частности по причинѣ невысокаго уровня русскоязычной педагогической науки (а уровень отчасти невысокъ изъ-за плохой конкуренціи а отчасти изъ-за порочности методикъ спускаемыхъ академиками педнаукъ), да и подборъ этихъ свѣдѣній довольно неоднозначенъ... какъ впрочемъ и престижъ школьнаго учителя. Не говоря о томъ, что современная государственная школа является болѣе или менѣе атеистической, и учитъ атеистическимъ вѣрованіямъ, скажемъ, дарвинизму.

Естественно опредѣленный минимумъ знаній должна давать любая школа (въ РФ уже установленъ ЕГЭ безъ котораго въ обычный ВУЗ не поступить), вопросъ о томъ, какой это минимумъ, долженъ быть гласнымъ вопросомъ. И кое-какой голосъ должны имѣть тѣ, кто собственно платитъ за образованіе свои деньги.

3. Всеобщее образованіе во времена СССР и позже не обезпѣчило отечественную промышленность, транспортъ, сферу услугъ, сельское хозяйство достаточно благовоспитанной, культурной рабочей силой. Но оно и не дало господамъ работодателямъ самимъ позаботиться о воспитаніи рабочей силы сообразно ихъ потребностямъ.

А почему собственно не дать права крупнымъ бизнесамъ открывать свои университеты, профтехучилища (лицеи), техникумы и просто среднія школы съ производственнымъ уклономъ, или покупать существующія ? Какъ правило, они могутъ съ этимъ не столь плохо справляться, не хуже частныхъ предпринимателей въ сферѣ образованія. (Въ свое время реформы Гайдара включали ликвидацію объектовъ соцкультбыта крупныхъ предпріятій, и эта мѣра сейчасъ не привѣтствуется никѣмъ, какъ и громадный по сю пору имущественный налогъ.) Всё равно, пока что гос.школа неспособна подготовить дѣтей къ приличному, функціональному знанію иностраннаго языка, къ производственной дисциплинѣ какъ таковой и проч.

Современная экономика не предполагаетъ 100% занятости и даже не нуждается въ слишкомъ большомъ числѣ иждивенцевъ изряднаго (взрослаго) возраста. Нѣтъ ничего страшнаго, если нѣкоторое количество неблагонравныхъ людей покантуются безъ образованія и средствъ къ существованію, остальные будутъ лучше соблюдать себя, при видѣ отверженныхъ. Въ условіяхъ РФ существованіе слишкомъ большихъ армій лишнихъ людей слишкомъ долгое время -- всё равно невозможно.

4. Принято считать, что очень важная часть функцій принудительной школы -- соціализація дѣтей, чтобы они учились, а не шатались по улицамъ.

Допустимъ, только это дозволяетъ школамъ и не учить, и не возпитывать, молъ пусть хоть такъ сидятъ. Да есть однако и другіе средства профилактики шатанія, изъ области политики труда, семьи и недвижимости. Когда ты работаешь на отцовскомъ полѣ, въ отцовской мастерской, не говоря про работу по найму, долго шататься по улицамъ собственно нѣкогда. Кромѣ того, приличныя, благополучныя дѣти оказываются при этой системѣ задвинуты въ одинъ футляръ съ неприличными и неблагополучными. Это злоравенство съ вынужденнымъ коллективизмомъ особенно пагубно въ деревнѣ и въ малыхъ городкахъ.

Паденіе нравовъ въ нашемъ обществѣ въ 1960е-1980е годы какъ-то удивительно наложилось на продленіе сроковъ обязательнаго образованія, развитіе всё большаго числа высшихъ школъ, гуманизацію пріемовъ педагогики и проч.

Соціализаціи дѣтей могутъ способствовать отдѣльные педагогическіе пріемы, а не наличіе учрежденій какъ таковыхъ. Скажемъ, экскурсія на природу или на производство, хоровое пѣніе правильныхъ пѣсенъ, даже коллективное поощреніе школьнаго класса чѣмъ-нибудь скромнымъ со стороны, могутъ быть соціализирующей мѣрой глубокаго воздѣйствія, поглубже чѣмъ просиживаніе штановъ за партою -- только тутъ опасно переборщить. Кстати индивидуальность наказаній тоже способствуетъ соціализаціи.

Широкое развитіе спеціализированнаго высшаго образованія крайне вредно сказывается на соціализаціи : появляется масса людей съ ненужными знаніями, особенно гуманитарными, которыхъ трудно переучить на болѣе нужныя рабочія спеціальности, а съ другой стороны не тайной въ РФ является хроническій дефицитъ каменщиковъ, столяровъ, паркетчиковъ, кровельщиковъ, и ряда фабричныхъ спеціальностей. Вмѣстѣ съ тѣмъ, современная постановка профобразованія создаетъ сложности къ обученію рабочимъ спеціальностямъ у наставниковъ-непедагоговъ на рабочихъ мѣстахъ. Впрочемъ, объ этомъ я уже писалъ. Ещё одна ехидная черта сегодняшнего образованства, это низкий уровень знанiя иностранныхъ языковъ даже гуманитарными дипломантами. Такъ нужно-ли ихъ столько ? Я даже предложилъ методы сократить ихъ численностъ, если ихъ дипломы разсматривать какъ частные капиталы и облагать поимущественнымъ налогомъ, а ихъ носителей какъ лицъ особаго труда и обложить налогомъ на родъ занятiй, ну и и если разпространить на дипломоносцевъ дуэльное право. такъ и такъ .

5. Принято считать, что школьная выучка и въ частности физкультура пріучаетъ юныхъ гражданъ къ здоровому образу жизни.

Пропаганда ЗОЖ оправдываетъ въ современномъ обществѣ много ненормируемыхъ бюждетныхъ расходовъ, особенно поддержку спорта, туризма, образованія, здравоохраненія... Анализъ причинъ и возрастной динамики мужской смертности въ постсовѣтскомъ пространствѣ (это касается не только РФ) показываетъ, что она съ этимъ НЕ справляется, что здоровый образъ жизни гражданами какъ-то не оттуда и не очень удачно усваивается, особенно мужской молодежью. Видимо , принудительная педагогика и однообразная соціальная реклама имѣетъ не тѣ пріемы, но возможно и не тѣ, не подходящіе именно для русскаго характера, принципы.

Возможно, религіозное просвѣщеніе, пропаганда большаго самоутвержденія, "культъ красоты", просто почитаніе славы и чести мудрыхъ предковъ, поэтика ремесленничества, не говоря уже про ученіе рассовой гигіены, да и про милитаризацію, -- болѣе сообразны здоровому образу жизни, нежели тотъ же культъ спорта? Можетъ быть, подрастающему поколѣнію нужно больше организацій скаутскихъ и скаутскаго типа ? Но эту тему при фактической госмонополіи на начальное и среднее образованіе обсуждать, и даже какъ слѣдуетъ поставить такой вопросъ невозможно.

Кстати бичомъ казенной высшей школы РФ являются студенты, коихъ держатъ ради ихъ спортивныхъ достиженій, или изъ-за принадлежности къ инвалидамъ, или кореннымъ малочисленнымъ народностямъ Сѣвера. Какъ правило, серьезно спрашивать съ нихъ содержимое курса считается неприличнымъ, а дипломами , ради престижа ВУЗа и вообще "политики", снабжаютъ. Частный или религіозный ВУЗ можетъ этого всё-таки избѣгать и фальшиваго товара, въ видѣ выпускниковъ-недоучекъ, кстати часто съ ослабленнымъ здоровьемъ, не производить.

Спортъ-школы являются по-моему почти абсолютнымъ ЗЛОМЪ. Во-первыхъ, учиться обычнымъ премудростямъ это не очень-то даётъ. Во-вторыхъ, процентъ недоучившихся изъ-за сорваннаго здоровья чадушекъ тамъ откровенно высокъ, знавалъ немало такихъ случаевъ. Да и сейчасъ : сами попытайтесь застраховать Ваше чадо отъ спортивной травмы, если оно учится въ спортъ-школѣ а ещё лучше въ спортъ-интернатѣ, и Вы поймёте, про что я говорю. Въ-трѣтьихъ, мораль наёмнаго спрортсмена это ужасно, немного достойныхъ гражданъ кромѣ самихъ спортсменовъ заканчивало что-то подобное. Зато немало бандитовъ вышло изъ этихъ училищъ неблагочестiя.

6. Образованіе можетъ разсматриваться какъ соціальный лифтъ для достойныхъ людей изъ всѣхъ слоевъ общества. Есть опасность недоступности приличнаго средняго образованія для малообезпѣченныхъ слоевъ общества, если оно станетъ выборочнымъ и платнымъ.

Въ случаѣ СПЛОШНОЙ коммерціализаціи образованія цѣны всё-таки будутъ же какъ-то коррелировать съ доходами населенія. Кромѣ того, корпоративная (отъ крупнаго бизнеса) и религіозная школа сможетъ составить конкуренцію не столько государственной, сколько частновладѣльческой. Ну и надо понимать, что принудительная государственная школа -- не безплатна, она чего-то стоитъ ВСѢМЪ налогоплательщикамъ. И тѣмъ, кто ею не пользуется, это "чего-то" не грѣхъ бы даже отчасти возмѣстить, платность начальнаго и средняго образованія и адресность соціальной помощи даетъ такую возможность.

Достиженія нѣкоторыхъ высокоразвитыхъ странъ связаны именно съ плюрализмомъ школьнаго дѣла и его частичной платностью для родителей, укажу на Японію.

Россіи, Русскому Народу остро нехватаетъ именно нормальнаго отборнаго высшаго класса, хотя и со средними дѣла не блестящи. Видимо дѣло въ отборѣ людей. Въ связи съ этимъ, наряду со школами съ невысокимъ порогомъ допуска, должны быть школы съ высокимъ, а также немалое количество внѣшкольной активности. Должны быть снижены формальныя квалификаціонныя требованія къ ряду невысокихъ должностей: просто неприлично желать, чтобы младшій банковскій клеркъ или помощникъ настоящаго инженера сразу имѣли дипломъ ВУЗа.

Структурирующую роль институцій гражданскаго общества въ Русскихъ Земляхъ всё болѣе можетъ выполнять РПЦ. (Кстати духовенство могло бы взять на себя и больше попеченія объ образованіи.) Такую структурирующую роль можетъ больше выполнять и крупное предпринимательство. Почему имъ не получить за это денегъ?

Соціальные лифты должны работать не только вверхъ, но и внизъ, не-допускъ къ образованію, къ чистой публикѣ, долженъ стать мѣрой наказанія для заслуживающихъ таковое элементовъ, мѣрой общественной самоочистки. А допускъ благонравныхъ выходцевъ изъ неблагополучныхъ семей въ чистую публику долженъ быть адреснымъ, какъ соціальная помощь.

Дипломъ слишкомъ коммерціализированного техникума или ВУЗа , особенно провинціальнаго, уже и сейчасъ отпугиваетъ потенціальныхъ работодателей. Не будетъ ничего плохого, если часть такихъ структуръ попадетъ въ болѣе конкурентную среду. Болѣе того, рядъ невысокаго рейтинга государственныхъ вузовъ на окраинахъ страны можно и нужно приватизировать. Просто, чтобы выжили или обанкротились безъ особаго урона для казны.

Есть смыслъ говорить и о приватизаціи тѣхъ ВУЗовъ и техникумовъ-колледжей, которые обслуживаютъ приватизированные гражданскіе отрасли производства: зачѣмъ за казенный счетъ содержать училища для персонала частныхъ отелей или техниковъ частныхъ целлюлозныхъ комбинатовъ? Къ тому же имъ, негосударствнному бизнесу, самимъ виднѣе, какой персоналъ имъ нуженъ на рынкѣ труда.

7. Научное міровоззрѣніе должно внушаться именно школой. Поэтому она должна быть преимущественно свѣтской и больше учить нежели назидать.

Это самое научное міровоззрѣніе не столь противорѣчитъ религіозному. Опытъ Израиля, Ирландiи, Польши и отчасти Ирана показываетъ, что религіозно просвѣщенная молодежь способна неплохо продвигать науку и технику, да и попросту ремесло. Вопросъ въ томъ, чтобы школа раскрывала и улучшала характеръ учащегося. Правильный балансъ информаціи и воспитанія, развиванія интеллекта и характера -- это проблема, которую можно не столько рѣшить, сколько рѣшать, для чего и требуется съ одной стороны разнообразіе въ школьномъ дѣлѣ, а съ другой его избирательность. И помощь традиціонныхъ религій тутъ не излишня.

Преемственность РФ-овской школы отъ РСФСР-овской есть очень вредная преемственность. Во всѣхъ отношеніяхъ. Хотя бы потому, что тотъ строй, тотъ порядокъ ПРОИГРАЛЪ въ мирное время. Если въ нашемъ обществѣ не будетъ послѣдовательно проведена люстрація, а въ системѣ образованія люстрація неизбѣжно обернется чисткой атеистовъ, то всё равно съ совѣтской преемственностью предстоитъ кончать и кончать съ ней стихійно -- найдется немало желающихъ. Но всё-таки гражданская солидарность и коллективизмъ, не говоря про личную стойкость, должны какъ-то воспитываться. Если это произойдетъ порой въ ущербъ научности, не бѣда.

Естественнонаучный уклонъ совѣтской школы, предполагая атеизмъ, страннымъ образомъ не предполагалъ приличнаго изученія метеорологіи, столь важнаго для войны и хозяйства знанія. Научная общественность, страннымъ дѣломъ, не озадачилась этимъ изъяномъ даже и по сю пору. Стоитъ хотя бы посмотрѣть, какъ обстоятельно дается это знаніе въ странахъ Сѣверной Европы.

Ничего страшнаго, если часть среднихъ школъ будутъ чисто религіозными. Гуманитарное образованіе религіозная педагогика даетъ обычно не самое худшее. Опытъ ряда странъ съ церковными школами и техникумами говоритъ (укажу въ частности на Испанію съ ея конгрегаціонными колледжами), что и естественнонаучная спеціализація у нихъ можетъ получаться. Къ тому же, для радости гражданъ-атеистовъ, можно признать атеизмъ религіей и дозволить т.ск. религіозно-приходскія атеистическія школы.

Кое-какой выводъ

А. Отъ всеобщаго унифицированнаго казеннаго школьнаго образованія стоитъ отойти. Не столь очевидна выгода приносимая имъ Русскому Народу. Вмѣстѣ съ тѣмъ, какіе-то перечни фактовъ для обще-школьныхъ программъ государство можетъ и должно спускать негосударственному образованію.

Б. Финансированіе образованія дѣтей и юношества можетъ осуществляться по схемѣ тѣхъ же "материнскихъ капиталовъ", такихъ адресныхъ соціальныхъ чековъ на оплату услугъ. Понятно, что часть финансированія неизбѣжно пойдетъ по благотворительной линіи, если къ дѣлу будутъ всецѣло допущены духовенство и крупный бизнесъ. Налогами же можно поправить "толщину интеллигентной прослойки" отъ регiона къ регiону.

В. Долженъ существовать плюрализмъ начальной, средней и высшей школы, ея учредителями должны быть вправѣ выступать общества гражданъ, особенно религіозныя объединенія, крупные работодатели, а не только частные бизнесмены и общественныя организаціи, какъ это есть сейчасъ. Государство и такъ устанавливаетъ, чему учить по ряду предметовъ.

Г. Кое-какую публику можно оставлять и вовсе съ сокращеннымъ образованіемъ, либо безъ онаго.

Д. Часть учрежденій спеціальнаго образованія можно просто списать съ государственнаго баланса и не финансировать отъ казны .

Е. Вопросы содержанiя учебныхъ плановъ , баланса образованiя и возпитанiя, способовъ формированiя воли къ здоровью, должны разматриваться гласно и имѣть разнообразныя рѣшенiя.

Оригиналъ записи.

Вообще вся моя подборка сюрныхъ либерализмовъ см. такъ

.

их опыт, интересное в блогах, советуемся, школа, воскресная школа, наши дети, наука, наши домыслы, их методы, общество

Previous post Next post
Up