Великий наш комментатор, горячо любимый всей страной, разве что за исключением небольшого числа чиновников, приведший в спортивные секции миллионы детишек, юношей и девушек!
Николай Озеров был очень одаренным и разносторонним человеком. Он хорошо играл в теннис и был многократным чемпионом России. Сейчас сложно сказать, мог ли он достичь успехов на международной арене, т.к. наших спортсменов просто не пускали на такие соревнования...
Одновременно со спортивной карьерой могла состояться и его карьера как актера - Озеров был принят в штат МХАТа - главного драматического театра СССР.
И все-же главный успех ждал его за кадром объективов. Приняв вахту от другого любимого всем народом комментатора Вадима Синявского, Озеров возвел эту профессию на прежде недосягаемую высоту. Он стал народным комментатором!
Однако, большая слава всегда сопряжена с тем, что твое место желают занять другие. А если учесть, что Озеров никогда не вел интриг и не подстраивался под обстоятельства. Достаточно сказать, что Николай Озеров никогда не состоял в КПСС ,т.к. не считал для себя возможным сидеть на заседаниях и слушать всякую ерунду. В те годы это было почти что подвигом.
- Отец никогда не состоял в партии, - рассказывает его сын Николай. - Не мог сидеть на этих собраниях и слушать болтовню. И видимо, кого-то заедало, что беспартийный Озеров был популярнее всех коммунистов, вместе взятых. Ведь когда делегация, в которой был и отец, приезжала в какой-нибудь город, все бросались именно к нему. Отцу стали создавать все условия, чтобы он ушел с телевидения.
В 1988 году Озеров написал заявление об увольнении.
Уйдя на вынужденную пенсию, Озеров возглавил спортивное общество «Спартак», которым болел всегда. Некогда мощное, оно досталось Озерову в виде жалких обломков: стадионы становились рынками, базы отдыха - отелями. Он судился, но биться за каждый объект не было ни сил, ни денег. Однажды Камский автозавод подарил Озерову два грузовика. Он их продал, а деньги отнес в «Спартак».
Озеров вообще старался помочь каждому.
- Отец всем оставлял свою визитку, - рассказывает Николай Озеров-младший. - Мама говорила: «Когда ты уходишь, телефон звонит каждые пять минут». А отец знал, что такое помощь. Однажды ему пытались пришить «теннисное дело». Он ведь играл в теннис, в конце 30-х годов ходил в Москве в школу, которой руководил известный французский теннисист Анри Коше. С ним он встретился в 70-х во Франции, на чемпионате Ролан Гаррос. Разумеется, поговорили. А когда отец вернулся в СССР, «доброжелатели» нашептали кому надо: мол, неизвестно, чем Коше занимался во время оккупации Франции - с немцами, может, сотрудничал, а Озеров с ним общался. Отца стали гнобить. И тогда политический обозреватель Зорин раскопал в архивах, что во время оккупации Коше был в рядах Сопротивления, и раздолбал это дело.
В конце своей жизни Озеров тяжело болел. В начале 1990-х в Средней Азии Озерова ужалило в ногу какое-то насекомое. Организм, ослабленный диабетом, не смог справиться с инфекцией. Началось заражение, правую ногу пришлось ампутировать до колена. С инвалидной коляской спортивному комментатору помог его друг Иосиф Кобзон. Сам Озеров ни к кому и никогда не обращался с личными просьбами. Ходил на костылях, которые отдала ему вдова Льва Яшина.
Умер 2 июня 1997 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Говорили, что для того, чтобы похоронить Озерова на Новодевичьем кладбище не хватило подписи одного чиновника. Но, может быть это и к лучшему...
(могила Озеровых на Введенском кладбище Москвы)
В честь Озерова названа улица в посёлке Загорянском Щёлковского района Подмосковья, где жил телекомментатор.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Николая в Своих Небесных Селениях и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец!
Немного фактов из жизни Николая Озерова...
В 10 лет Озеров начал тренироваться в обществе «Локомотив», где его наставниками были Евгений Ларионов и Виктор Филиппов и уже через два года стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков, а в 1939-м - победителем Всесоюзных соревнований среди юношей. Разглядел талант в парне французский спортсмен Анри Коше, лучший теннисист мира того времени.
В теннисе ему не было равных, он умел четко рассчитывать ситуацию, анализируя одновременно несколько комбинаций игры. Коронным ударом маэстро была первая (пушка) и правая подачи. В 1947 он стал заслуженным мастером спорта СССР.
В 1946-м Н.Н. Озеров окончил ГИТИС и пришел на сцену МХАТа, но и занятия спортом не бросал. За 20 лет работы на сцене он сыграл более 20 ролей. Самая памятная для него - образ Хлеба в пьесе Метерлинка «Синяя птица». Николай Николаевич рассказывал, что его одевали как капусту - во множество нарядов, чтобы придать пышность. И многие коллеги по сцене подшучивали над ним, а порой пытались и боксировать его необъемное тело.
Именно Озерову принадлежит фраза: «Такой хоккей нам не нужен!» В 1972-м во время матча с Канадой на льду произошла нешуточная потасовка игроков. Как прокомментировать эту ситуацию - ведь не отреагировать на подобное было нельзя. Тогда и родился такой воспитательный экспромт. Фраза понравилась и руководству, и народу. А потом уже Геннадий Хазанов в своих пародиях часто использовал эту фразу в качестве ключевой.
Женился Николай Николаевич поздно. Его супруга трудилась редактором в издательстве. В 1970-м у четы родились двойняшки - сын и дочь.
(Николай Озеров в молодости)
Снимался он в фильме «Одиннадцать надежд» (1975), в детской комедии «Веселое сновидение, или Смех и слезы» (1976), в драме «Все решает мгновение» (1978), в драме «Девушка и Гранд» (1981). В 1973-м ему было присвоено звание народного артиста СССР.