Братья и сестры! Соборяне! Что-то и позавчера и ВЧЕРА останавливало меня выразить мою скорбь о мученикахъ Одесcы; я, признаться, не могъ ОСОЗНАТЬ, что Одесское убiйство состоялось наканунѣ дня Мученика Гаврiила. Таковъ-то жуткiй смыслъ произходящаго !
Я помнилъ о сёмъ святомъ, изъ книги Вл.Ив.Даля ещё съ той поры, когда его почитанiе лишь возрождалось, съ конца 1980хъ гг. Но, КАЮСЬ, симъ годомъ я ЗАБЫЛЪ. (И забылъ, увы, и прошлымъ.) Простите меня, ибо я виновенъ.
източникъ СВЯТЫЙ МУЧЕНИКЪ ГАВРІИЛЪ ЗАБЛУДОВСКО-СЛУЦКІЙ,
УРОЖДЕНЕЦЪ ЗВѣРКОВСКІЙ,
деревни Звѣрковъ, Заблудовского прихода, Бѣлостокскій страстотерпецъ - замученный въ г. Бѣлостокѣ
Заблудовскій Божій угодникъ, коего святыя мощи благочестно пребывали въ храмѣ Заблудовского монастыря въ м. Заблудовѣ, Бѣлостокскаго уѣзда - до переведенія его въ гор. Слуцкъ, - Святой Гродненской губерніи.
Въ Бѣлостокскомъ уѣздѣ, Гродненской губерніи, между городомъ Бѣлостокомъ и мѣстечкомъ Заблудовымъ, по большой дорогѣ прямолинейно расположено селеніе Звѣрки, Заблудовского прихода, въ 5 верстахъ отъ Заблудова, подлежавшее и въ давніе времена къ "Ключу Заблудовскому"( Житія святыхъ, чтимыхъ Православною церковію - Филарета, архіепископа Черниговскаго, 1835 г., апрѣль: 146).
Въ сихъ Звѣркахъ, во второй половинѣ 17 вѣка жили Православные, благочестивые поселяне Петръ Гавделъ и супруга его Анастасія, - при всѣхъ невзгодахъ жизни отъ вторженія злосчастной уніи и отъ напоровъ латинства съ еврействомъ и несмотря на всѣ невзгоды того тяжелаго вообще въ тѣхъ мѣстахъ времени, сохранившіе свято и блюдшіе твердо свое Православное исповѣданіе Вѣры Спасителя Христа, какъ наслѣдовали её отъ благочестивыхъ предковъ своихъ. У сихъ благочестивыхъ Петра и Анастасіи Гавделей 20 марта (Жит. святыхъ. - Филар. : 146. А у описателя «древне-рус. гор. Слуцка и его святынь, 1896 г. означается день рожденія 22 марта: 26, Тоже и въ "Русск. Паломн." 1891 года, № 27: 418) 1684 года родился сынъ, наименованный во святомъ таинствѣ крещенія Гавріиломъ, котораго благочестивые родители и воспитывали во святомъ своемъ благочестіи по святой Православной своей Вѣрѣ. Произошло, когда мальчику сему Гавріилу было шесть лѣтъ, мать его отлучилась на значительное время изъ дома, понесши обѣдъ мужу, пахавшему въ полѣ землю, оставивъ сына дома. Въ это время Зверковскій арендаторъ еврей Шутко, заманивъ мальчика, увлекъ его въ свой домъ и увезъ въ Бѣлостокъ, 11 апрѣля 1690 года. Тамъ сшедшіеся іудеи мучили сего малютку Гавріила безъ всякаго милосердія, ужасно: внѣся его въ темное подвальное мѣсто, прежде всего понемногу изъ боковъ пускали кровь, а потомъ, распявъ на крестѣ и уставивъ оный въ большомъ корытѣ, разными инструментами коля истощали кровяные токи изъ всѣхъ мѣстъ нежнаго тѣла, пока не источили всей крови изъ юнаго страдальца. Изъ Береста прибывшіе іудеи выжимали и послѣдніе остатки священной крови мученика. Когда же совершенно истощили тѣло уже умершее, въ конецъ истекшее кровью, ставшее безкровнымъ, не раздробляя его, вывезли въ полѣ и выбросили тамъ въ жито на пашню, покрытую ржаною зеленью, вблизи того же родного для мученика селенія Звѣрковъ, на Зверковское житное-ржаное полѣ.
Вотъ относительно сего старинные Польскіе стихи - Михаила Козачинскаго:
Gdie sie zydzi wnet insi pozbegali,
Ktorzy bez miloserdzia tam mnie mordowalie.
Narzod do zbyt ciemnego lochu mnie wniesiono.
I wycignowscy krzyrzem krew z bocn pocziono,
Potym instrumentami roznemi dreczyli.
A z poki do ostatka krwie nie wysgcyli.
(Жития свят. - Филар. 1885 г., апр.: 238).
Само собою, къ лежащему трупу слетѣлись птицы хищныя, плотоядныя, готовыя терзать тѣло. Но сряду сбѣжались и голодные псы, чуя и для себя готовый кормъ. Между тѣмъ ни тѣ, ни другіе не трогали мученическаго тѣла: собаки лаемъ отгоняли птицъ даже близко тѣла садиться, а и сами, отвлекаемые отъ тѣла стремящимися къ нему птицами, постоянно кружились около онаго. И такъ продолжалось трое сутокъ. По лаю псовъ сошлись наконецъ Заблудовскіе жители и сами родители мученика прибыли. По ранѣ въ боку и другимъ знакамъ на тѣлѣ было очевидно, что всё это дѣло изувѣрства евреевъ и таковая страдальческая кончина страстотерпца Христова тогда же занесена была въ книгу Заблудовского правленія актуально, - совершившіе вопіющее злодѣяніе разслѣдованіемъ уличены въ преступленіи и получили достойное возмездіе, - о чёмъ „кто хочетъ вѣдати пространнѣе, отсылаемъ до книгъ правныхъ Заблудовской магдебургіи", говоритъ старинная записка .
(Жит. святыхъ - Филарета, 1885 г., апр.: 147.) - Вообще, въ это время была въ Заблудовско-Зверковской мѣстности безмѣрно великая сила жидовства - царство еврейское, царящее надъ мѣстнымъ христіанскимъ населеніемъ. Вотъ, между прочимъ, 1681 - 1688 г.г. супилика жителей мѣстечка Заблудова, поданная княжнѣ Людовикѣ-Каролинѣ Радивилъ, маркграфине Бранденбургской: «Жители Заблудова - бурмистры, рада и всё поспольство - жалуются на усиленіе жидовъ въ ихъ городѣ, которые забрали въ свои руки всѣ ремесла и торговлю, но и вытѣснили ихъ со всѣхъ главныхъ улицъ. Онѣ не довольствовались Суражскою улицей, предоставленною имъ для поселенія, а завладѣли большею половиною Хворовской улицы, начиная отъ рынка по обѣ стороны. Теперь уже начинаютъ завладѣвать третьей улицей - Бѣльской (жидъ Шандеръ и другой П(?Н)ин(?п)касъ селятся, строясь подъ самымъ домомъ Божіимъ, т. е. церковью); а между тѣмъ эта улица была у князей Радивиловъ въ особомъ уваженіи, такъ какъ во время пребыванія ихъ въ Заблудовѣ на ней жили придворные. Онѣ просятъ воспретить это жидамъ, потому что они: 1)должны уступать мѣсто жидамъ и, ютясь на закоулкахъ изъ-за жидовъ, не имѣютъ никакихъ средствъ къ жизни; 2) между тѣмъ подати они платятъ наравнѣ съ жидами, а теперь жидовъ уже больше, чѣмъ христіанъ. Кромѣ того отъ солодовенъ, пивоваренъ и винокуренъ жидовъ грозитъ городу постоянная опасность пожаровъ". (Вил. Археогр. сборникъ, т. VII, № 125: 157-158. - 17 апрѣля 1659 года письмо Слуцкого протопопа Іоанна Бакачича къ Литовскому конюшему князю Богуславу Радзивилу). Доноситъ, что между евреями Слуцкими, чёмъ далѣе, тѣмъ болѣе неожиданные факты объявляются. «И то христіанское дитя въ Докторовичахъ - десять лѣтъ тому назадъ - ими убитое и еще до сихъ поръ остается безъ погребенія". (Вил. Арх. сборн., т. VII, № 85: 112.)
Страдальческое тѣло св. мученика, невредно сохранившееся и отъ псовъ, и отъ птицъ, и отъ воздушныхъ вліяній, и отъ внутренняго своего естественнаго бы разложенія, было перенесено на церковный погостъ и благочестно погребено близъ „благочестивой" - Православной церкви, стоявшей у лѣса въ верстѣ разстоянія отъ селенія Звѣрковъ, влѣво отъ дороги, идущей изъ Бѣлостока въ Звѣрки и Заблудово, въ полуверстѣ разстоянія отъ оной.
Въ 1720 году, т. е. чрезъ 30 лѣтъ послѣ смерти и погребенія сего тѣла, случилось погребать тамъ же нѣкоего тоже младенца при самой могилкѣ Гавріиловой и тутъ открылось, что тѣло мученика Гавріила есть нетлѣнно и святыя мощи такъ обрѣтенныя изнѣсли изъ земли и поставили въ храмовомъ склепѣ.
Въ 1746 году св. мощи перенесены въ Заблудовскую обитель и помѣщены въ трапезной монастырской церкви у св. алтаря. Поводомъ къ сему было то, что церковь, гдѣ находились св. мощи, сгорѣла, причемъ святое тѣло св. мученика ни мало не повредилось: „Милость Божія и въ огнѣ его сохранила, когда мѣсто и церковь горѣли", какъ сообщается въ стихахъ знаменитаго Михаила Козачинского, написанныхъ въ 1755 году (Жит. св. - Филар. 1885 г., апр.: 147).
Въ 1755 году, мая 9 дня, нетлѣнныя святыя мощи св. Гавріила перенесены въ Слуцкій или по древнему именованію Случескій монастырь Всесвятыя Троицы, при настоятелѣ сего монастыря архимандритѣ Михаилѣ Козачинскомъ, съ благословенія Кіевскаго митрополита Тимоѳея Щербацкого(Древне-русск. горъ. Слуцкъ и его святыни - Ф. Ф. Серно-Соловьевича, Вильна, 1896 г.: 15. Рус. Паломн., 1891 г., № 22: 313).
Бѣлостокская область графства Заблудова принадлежала въ то время Слуцкому или Случецкому княжеству (Тамъ же). Слуцкъ - „единственный изъ городовъ Сѣверо-западнаго края, въ продолженіе двухъ столѣтій многотерпеливо выдержалъ вѣсь гнетъ латинства и непоступно былъ сильною твердынею Православія, сохранивъ цѣлость, чистоту и неприкосновенность онаго, благодаря многимъ своимъ монастырямъ и церквамъ, ведшимъ свое происхожденіе отъ ближайшихъ потомковъ перваго просвѣтителя Русской земли - князей Православныхъ, русскихъ»( Историко-статистич. описаніе церквей и приходовъ Мѣнскъ. епарх. - архим. Николая, 1879 г., т. III. Древне-рус. гор. Слуцкъ и его святыни - Ф. Соловьевича: 4. Въ 1748 году въ г. Слуцкѣ было 15 Православныхъ церквей. Тамъ же: 7).
Отъ начала своего основанія, которое восходитъ къ 10 вѣку (Древне-рус. г. Слуцкъ - Ф. Солов.: 3. 10), онъ во всё время крѣпко и высоко держалъ. знамя Православія. Ни одинъ езуитъ не осмѣливался показаться туда для своей проповѣди и между населеніемъ ни одинъ изъ Случанъ не измѣнилъ своей Православной Вѣрѣ, не перешелъ въ унію или въ латинство (Тамъ же. Рус. Паломникъ, 1891 г., № 7: 107).
Тамъ, въ 1610 году, когда на Сѣверо-западной русской окраинѣ появились миссіонеры новой, невѣдомой религіи унитской, въ которую совращались Православные, основывается при Спасо-Преображенскомъ монастырѣ Православное братство, чтобы во чтобы то ни стало твердо отстаивать святую свою Вѣру. Этому братству отъ Польскаго короля дается грамота, воспрещавшая „благочестивыхъ", т. е. Православныхъ, „принуждать къ уніи» ( Др.-рус. г. Сл. - Ф. Солов.: 5. Дана по настоянію Православной княгини Софіи Олелько, мужъ которой князь Іоаннъ Радзивиллъ и исходатайствовалъ у короли эту грамоту, хотя самъ былъ латинянинъ), а Іерусалимскимъ патріархомъ Феоофаномъ, благословившимъ монастырь братскій крестомъ, дана, въ 1620 году, грамота, освобождающая его отъ подчиненія мѣстной іерархіи и ставившая его въ зависимость отъ одного только патріарха Константинопольскаго (Тамъ же: 7), - грамота, воспрещавшая введеніе уніи въ княжествѣ Слуцкомъ, вмѣстѣ и Копыльскомъ, дана была также и Слуцкою княжною Людвигою-Каролиною Радивилъ въ 1690 году (Тамъ же: 14. Въ грамотѣ этой прямо говорится, что «церкви Греко-Россійскаго исповѣданія фундованы и еригованы - основаны и воздвигнуты - суть отъ вѣка и время непамятнаго»).
Это братство нарочито приглашало къ себѣ изъ Кіева для проповѣди Слова Божія знаменитаго іеромонаха Димитрія - впослѣдствіи святаго митрополита Ростовскаго, который и жилъ тамъ, болѣе года - съ 6 декабря 1677 по 29 января 1679 года (Тамъ же. Здѣсь св. Димитрій писалъ, между прочимъ, свои «Четьи-Минеи». На погостѣ тамошняго Свято-Троицкаго монастыря онъ вырылъ колодезь и на верхней доскѣ сруба вырѣзалъ стихъ: "Почто намъ въ Самарію за водою ходити, Егда и здѣ въ Случескѣ, лѣпо её пити», - этотъ стихъ сохраняется на одной изъ св. иконъ этого монастыря. Тамъ же: 5-6).
Въ 1709 году Слуцкое духовенство подведено подъ веденіе Кіевскаго митрополита - Іоасафа Кроковского, съ подтвержденія, въ 1718 году, Польскаго короля Августа II (Тамъ же, 14) . Въ 1751 г. архимандритъ Троицкаго Слуцкаго монастыря Михаилъ Козачинскій исходатайствовалъ у князя своего Іеронима Радзивилла запрещеніе христіанкамъ служить у евреевъ, такъ какъ онѣ забываютъ чрезъ службу въ еврейскихъ домахъ свои христіанскія обязанности и привыкаютъ къ обрядамъ еврейскаго закона (Тамъ же: 15). Вотъ этотъ-то радѣтель Православія, печальникъ о бѣдныхъ Православныхъ и озаботился въ наибольшее подкрѣпленіе своей почтенной дѣятельности перенесеніемъ священныхъ мощей св. великомученика Гавріила, замученнаго злобными іудеями, изъ Заблудова въ свой Слуцкій Свято-Троицкій монастырь, охраняя симъ оныя и отъ латинъ, въ Бѣлостокскомъ поветѣ сильныхъ, изымая и отъ опасности оказаться имъ въ принадлежности уніатамъ, перенесъ благочестно въ свой крѣпко и стойко Православный, твердо и ревностно благочестивый Слуцкъ, помѣстивъ ихъ въ большомъ соборномъ храмѣ своего монастыря (Тамъ же: 15).
Архимандритъ сей Михаилъ Козачинскій (1748-1755 г.г.) былъ особенно знатный, извѣстный по выдающейся въ разныхъ отношеніяхъ дѣятельности: ему, во уваженіе доблестей, въ 1752 г., Сибирскій митрополитъ Сильвестръ Гловацкій прислалъ въ даръ архимандричій посохъ изъ слоновой кости, состоящій нынѣ въ ризницѣ Мѣнскаго Свято-Духова монастыря).
Этому, само собою, пособствовало обнищаніе Заблудовского храма послѣ пожара и при ономъ самаго Заблудовского монастыря, непоступно пребывавшаго въ Православіи во всё время уніи (См. изложенное при Заблудовской церкви подъ 15 августа, здѣсь. Въ 1793 году монастырь Заблудовскій оставленъ за штатомъ, служа приходскому положенію для окружающей его мѣстности, а въ 1824 году окончательно упраздненъ, причемъ церковь его обращена въ исключительно приходскую), и при трудности боевого своего положенія среди иновѣрія и инославія, со всѣхъ сторонъ непріязненно напиравшихъ на него, само собою, бѣдствовавшаго съ опасностью и паденія отъ сего бѣдствованія. Перенесеніе это состоялось собственно по ходатайству князя Іеронима Радзивилла съ разрѣшенія Польскаго короля и Константинопольскаго патріарха, съ тѣмъ, чтобы сіи св. мощи положены были въ храмѣ этого Свято-Троицкаго монастыря при гробницѣ почіющей тамъ блаженной княгини Софіи Юрьевны Радзивиллъ-Олелько, князь такъ и ходатайствовалъ объ этомъ предъ королемъ и патріархомъ, когда Православные храмы въ Заблудовѣ отъ поджога погорѣли, а св. мощи св. мученика чудесно сохранились неврѣдно, - графство же Заблудовское, входившее въ районъ прежней Бѣлостокской области, стало принадлежать Слуцкимъ владѣтельнымъ князьямъ и резиденціею князя Слуцкаго былъ г. Слуцкъ съ его древнимъ Троицкимъ монастыремъ, наиболѣе другихъ обителей и храмовъ города виднымъ (Др.-рус. г. Слуцкъ и его святыни - Ф.ф. С.-Соловьевича, 1896 г.: 28. Княгиня Софія Олелько считается блаженною, - въ народѣ она признается покровительницей больныхъ женщинъ, - женщины тамошняго - Слуцкаго околотка - обыкновенно ежегодно дѣлаютъ общую складчину и на собранныя пожертвованія приготовляютъ шелковое или атласное платье для блаженной княгини, въ которое сами - въ лицѣ избранныхъ, признаваемыхъ особенно добродѣтельными и усердными по святынѣ женщинъ - переодѣваютъ ея, при обязательномъ неприсутствованіи при этомъ ни настоятеля монастыря, ни кого бы то ни было изъ мужчинъ. Мощи её въ деревянномъ гробѣ, вставленномъ въ металлическій - цинковый, окрытый футляромъ изъ дубоваго дерева, - онѣ всегда закрыты, открываются только для лицъ особенныхъ. Тѣло замѣчательно сохранилось: цвѣта свѣтло-желтаго воска, палеваго, - губы, зубы, глаза, волосы, брови, рѣсницы совершенно цѣлы, даже глазныя яблоки выпукло не повреждены тлѣніемъ. Преставленіе ея 17 марта 1612 года. Тамъ же: 31-33. Рус. Паломникъ 1891 г., № 28: 138-439).
Святыя мощи святаго великомученика Гавріила почиваютъ въ деревянной ракѣ-гробикѣ, открыто, въ Слуцкомъ Свято-Троицкомъ монастырѣ, - съ праздника Свѣтлаго Воскресенія Христова до 22 октября они помѣщаются на особомъ катафалкѣ подъ сѣнью у лѣваго клироса главнаго монастырскаго соборнаго храма, а на зиму переносятся въ теплую домовую церковь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, состоящую въ каменномъ двухъэтажномъ зданіи для общежитія монастырской братіи. Особенно торжественное церковнослуженіе святому совершается на мѣстѣ въ праздникъ Сошествія Святаго Духа, - святыя мощи въ этотъ день обносятся вокругъ храма и потомъ ставятся среди церкви для всеобщаго поклоненія и лобызанія, - особенно много на этотъ день стекается крестьянъ изъ окрестныхъ уѣздовъ - святой Гавріилъ признается покровителемъ малолѣтнихъ болящихъ дѣтей. - Обѣ ручки его обхватываютъ небольшой металлическій напрестольный крестъ, - пальцы всѣ исколоты и между мякотью видны рваныя раны, ногти цѣлы, - голова отдѣлена отъ туловища. Онъ канонизованъ (Рус. Паломн. 1891 г., № 27: 418. Древне-рус. гор. Слуцкъ и его святыни - Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 25-26).
Изображеніе его и раки святыхъ мощей его - въ «Русскомъ Паломникѣ» 1891 года (№ 22: 337 и № 27: 417) и въ книгѣ «Древне-русскій городъ Слуцкъ и его святыни» - Ф. Ф. Серно-Соловьевича, 1896 года (25 и 37) . Въ книгѣ „Житія святыхъ, чтимыхъ Православной церковью" - преосвящ. Филарета (Гумилевского), архіепископа Черниговскаго, 1885 года, съ изображеніями святыхъ академика Ф. Г. Соли(?н)цева, подъ 20 апрѣля (147) онъ представленъ распятымъ на четыреконечномъ толстомъ крестѣ, прибитымъ ко кресту четырьмя гвоздями раздѣльно въ ногахъ, - крестъ утвержденъ въ корытѣ, въ которое каплетъ струйками кровь изъ ранъ гвоздинныхъ въ рукахъ и ногахъ и изъ прободеннаго бока, а также и изъ тѣла, изсѣченнаго ранами, - всё тѣло - въ кровавыхъ пятнахъ, - рубашка - ниже пояса до колѣнъ спущена, - корыто - на глухой подставкѣ, на полу изображены молотокъ, клещи, два ножа, изъ нихъ одинъ съ острымъ концомъ, - ликъ - милый, въ нимбѣ. Вообще изображается святой въ стоячемъ видѣ, со сложенными накрестъ при груди руками, подпоясаннымъ веревкой, безъ обуви, какъ это и на св. иконѣ въ сіяніи надъ гробницей его святыхъ мощей.
Надъ ракой его святыхъ мощей въ Слуцкомъ храмѣ, за стекломъ, означена такая біографія его: «Надгробокъ Младенца Гавріила Говделючелка изъ села Звѣрковъ, графства Заблудовского, рожденнаго 1684 года, мѣсяца марта 22 дня, а умученнаго отъ жидовъ въ Бѣломъ Стокѣ 1690 года, апрѣля 11 дня. О семъ, кто хощетъ пространнѣе ведати, отсылается до книгъ Магдебургіи Заблудовской правныхъ. Мощи его святыя перенесены изъ Заблудова до архимандріи Слуцкой 1775 года, мая 9 дня, за благополучнымъ княженіемъ сіятельнѣйшего князя Гіеронима Радзивилла.
Аще кто мя вопрошаетъ:
Кто есмь и откуда -
Прочитай и узнаешь
Истину отсюда.
Греко-Россійскія вѣры
Родители быша
Въ ню же мя крещеніемъ
Святымъ окрестиша.
Въ тысяща шесть сотній рокъ
Осемьдесятъ четвертый
Гавріиломъ названъ:
Грѣхъ отеческій стертый.
Тысяча жъ шестьсотъ пріиде
Рокъ девять десятый
Отецъ мой Петро Говдель
Изыде орати.
Мати Анастасія,
Мѣнѣ шестилѣтняя
Оставивши въ дому,
Несла обѣдъ бѣдна.
Аредарь- жидъ изъ Звѣрковъ,
Выбравши годину,
Апрѣля одинадцатого
Схватилъ мя дѣтину
На свой возъ и завезли
До Бѣлаго Стоку,
Гдѣ первѣе кровь мою
Пущали изъ боку;
А потомъ мя вкинувши
До темнаго ліоху
Пуцадлами стощали
Кровь съ мѣнѣ потроху.
Жидъ арендарь изъ Звѣрковъ,
Шутко прозывался.
Мучили поки съ Бресця
Вѣсь кагалъ собрался.
Собравшися шайками
Вездѣ мя ранили
Ажъ даже конечнее
Кровь съ мѣнѣ стащили.
Умертвивши, на части
Недробили тѣло,
Но на ниву у жито
Выкинули цѣло,
Иде же слетешася
Птицы плотоядны,
Но абіе прибѣгли
И псы зѣло гладны.
Натуру свою песью
Вскорѣ пременили,
Отъ птича терзанія
Мнѣ стражею были.
Знашедшажъ родители,
Мя презентовали
Въ Заблудовской Магдебургіи
Въ книги записали,
Что жиды умучили
Мя отрока суща,
Шесть лѣтъ отъ роду
Больше не имуща;
По такой презентаціи
На цвинтарь тѣло внесено
Близъ церкви благочестивой
Чинно погребено;
Идеже и подъ спудомъ
Лежалъ часъ не малый,
Ажъ въ тридцать лѣтъ другого
Тамъ же погребали.
Узнавши мя цѣла,
Въ склепъ церкви вложили,
Дондже въ Заблудовѣ
Церкви погорѣли.
Тысяща жъ семьсотого"
Сорокъ шестаго года
Только сія на монастырь
Сталася пригода,
Взяща мя изъ склепу,
До трапезной церкви
И вложили въ алтарь
При безкровной жертвѣ;
Тысяща жъ седмьсотого
Пятьдесятъ пятаго
Изъ Заблудова до Слуцка
Съ тѣломъ трупа взята.
Храняй младенца спудъ,
Хранитъ мя и нынѣ:
Буди честь и слава
Его благостынѣ» .
( Рус. Палом. 1891 г., № 27: 418-419. Древне-рус. г. Слуцкъ и его святыни - Серно-Соловьевъ. 1896 г. : 26-27. Лит. Епарх. Ведъ.1885 г., № 35: 346. Имѣются еще и Польскіе стихи, приписываемые архимандриту Михаилу Козачинскому, приведенные выше на стр. 716 въ примѣчаніи. - Что злодѣяніе, учиненное надъ св. мученикомъ Гавріиломъ далеко вообще неединичное со стороны евреевъ см. между прочимъ "Свѣтъ" 1899 года, №№ 249: 3 и 250: 1. «Новое Время" 1899 г. № 8465).
У святыхъ мощей св. икона св. Гавріила - списокъ, въ увеличенномъ видѣ, съ св. иконы его, имѣющейся въ иконостасѣ Виленского Свято-Духова монастырскаго храма съ давняго времени (Приношеніе общника И. П. Трутнева, завѣдующаго Виленской рисовальной школой, въ 1891 году) .
Мѣсто происхожденія и жительства святаго Гавріила - въ памяти мѣстныхъ жителей, - въ послѣднее время, въ Звѣркахъ и именно гдѣ былъ домъ поселянъ Гавделей сооружена особымъ довольно значительнымъ по величинѣ зданіемъ съ куполомъ и красиваго рисунка часовня - деревянная, собранными пожертвованіемъ суммами, во имя святаго, съ большою его иконою среди многихъ въ ней другихъ иконъ тамъ. - Вотъ наше обращеніе къ Высокопреосвященнѣйшему Архіепископу Литовскому и Виленскому Донату отъ 19 мая 1892 года за № 454, вызвавшее устройство этой часовни: „Съ Архипастырского благословенія Вашего Высокопреосвященства отъ 2 сего мая отправясь на день святыхъ Кирилла и Меѳодія въ селы Пухлы и Тростяницу ради церковнослуженія въ храмовой праздникъ одной изъ тамошнихъ церквей 11 мая, я 10 числа проѣзжалъ чрезъ селеніе Звѣрки, Заблудовского прихода, Бѣлостокскаго благочинія, гдѣ родился, жилъ и взятъ былъ на мученіе святой мученикъ Гавріилъ въ 1690 году, коего святые мощи нынѣ въ Слуцкомъ монастырѣ, благочестно перенесенныя туда изъ Заблудова въ 1755 году послѣ пожара въ 1746 году. Въ этомъ селеніи - Звѣркахъ жители его - старые и малые, мужчины и женщины - встрѣтили насъ благочестно. Въ бесѣдѣ съ ними я узналъ, что память священная о св. мученикѣ Гавріилѣ сохраняется у нихъ, указывали и мѣсто жительства Православныхъ, благочестивыхъ родителей святаго - поселянъ Петра и Анастасіи Гавделей, - сообщали, что тамъ, гдѣ повергнуто было тѣло святаго страдальца, оставшееся непричастнымъ тлѣнію и поврежденію отъ псовъ, птицъ и огня, было у нихъ кладбище, нынѣ закрытое. Между тѣмъ ни въ селеніи семъ, ни на кладбищѣ нѣтъ знака соотвѣтственнаго священной памяти святаго. На Зверковскомъ кладбищѣ помнятъ крестъ на мѣстѣ могилы, - теперь всё это кладбищное мѣсто пусто, поросло сосенникомъ и можжевельникомъ, такъ что могилъ и не замѣтить, лишь ходя по этому густо поросшему мѣсту только ногами можно признать могильные неровности и вѣрность сообщенія, что тамъ священное мѣсто. Не можетъ, полагаю, не быть желательнымъ, чтобы въ селеніи Звѣркахъ была часовня съ видною св. иконой св. Гавріила Заблудовского, нынѣ Слуцкого, также - по меньшей мѣрѣ - видный и прочный крестъ на священномъ мѣстѣ бывшаго тамошняго кладбища, находящагося въ лѣсу. Священнику Заблудовской церкви, въ посѣщеніе мною этого храма въ тоже число при проѣздѣ мимо, мною рекомендовано устройство сего. Приглашеніе же его или и прихожанъ его къ устроенію чего-либо тамъ большаго и болѣе надежное и дѣйствительное къ осуществленію желаемаго и нужнаго зависитъ уже отъ Архипастырского благоусмотрѣнія Вашего Высокопреосвященства". - Впослѣдствіе сего, священникомъ Заблудовской церкви о. Петромъ Четыркинымъ на средства прихожанъ въ селеніи Звѣркахъ и устроена названная часовня, торжественно освященная 19 апрѣля 1891 года. Часовня и торжество освященія ея такъ описаны очевидцемъ въ мѣстныхъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ (Гродн. Губъ. Вѣдом.11894 г., № 41: 1-2): «Часовня деревянная, на каменномъ фундаментѣ, имѣетъ видъ квадрата, сторона котораго равна 6 аршинамъ, съ куполообразною крышей, увѣнчанной крестомъ. Окрыта желѣзомъ, - въ стѣнахъ обита досками и вся окрашена въ свѣтло зеленый цвѣтъ, - внутри вся выклѣена обоями. У входа въ часовню подъ небольшимъ навѣсомъ - крыльцо. Часовня обнесена деревянною рѣшетчатою оградой. Въ день освященія часовни за обѣдней Заблудовская церковь была наполнена молящимися изъ мѣстныхъ прихожанъ и жителей сосѣднихъ приходовъ. Послѣ обѣдни священникомъ было объявлено, что въ 5 часовъ вечера послѣдуетъ крестный ходъ въ Звѣрки. Въ 4 часа ударили въ большой колоколъ и народъ толпами хлынулъ въ церковь. Въ 5 часовъ начался молебенъ св. мученику Гавріилу. Затѣмъ, при пѣніи кондака, при звонѣ колоколовъ съ пѣніемъ „Христосъ Воскресе", крестный ходъ медленно направился черезъ базарную площадь въ Звѣрки. Вся Бѣлостокская улица была занята народомъ разнаго возраста и пола. Впереди шли дѣвочки и бросали по пути изъ корзинокъ зелень. За ними несли крестъ, а по сторонамъ его иконы св. мученика Гавріила и другихъ святыхъ; за иконами слѣдовали хоругви и братство со свѣчами въ рукахъ, пѣвцы и священникъ, а за ними свыше 2000-ная масса народа. Пройдя мѣстечко, священное шествіе остановилось; здѣсь священникомъ прочитано евангеліе, съ окропленіемъ св. водой при крестоосененіи на всѣ четыре стороны, - послѣ чего крестный ходъ тронулся далѣе при непрерывномъ, несмолкаемомъ пѣніи пасхальныхъ пѣснопѣній (То былъ вторникъ Свѣтлой недѣли). День былъ солнечный, жаркій. Поднявшаяся облакомъ пыль осыпала всѣхъ и каждаго съ ногъ до головы, но это нисколько не уменьшало числа участвовавшихъ въ шествіи. Въ половинѣ седьмаго часа вечера крестный ходъ приближался уже къ Звѣркамъ: Здѣсь на встрѣчу шла новая масса богомольцевъ, сошедшихся заблаговременно въ Звѣрки и присоединилась къ общему песненному шествію, - матери съ дѣтьми на рукахъ ползли на колѣнахъ на встрѣчу св. образу Божія угодника и крестному ходу, который, наконецъ, остановился предъ убранной зеленью часовней. Предъ часовней уже стояли: аналогій, подсвѣчники и прочіе необходимые при церковнослуженіи принадлежности. По совершеніи водоосвященія, послѣдовало освященіе часовни и установка въ ней двухъ св. иконъ св. мученика Гавріила: одна изъ нихъ, большая, помѣщена внутри часовни, а меньшая - надъ дверью, подъ навѣсомъ; - затѣмъ, началось пасхальное всенощное бдѣніе при яркихъ лучахъ заходящаго солнца. Послѣ всенощной, кончившейся уже въ глубокіе сумерки, священникъ на крыльцѣ часовни прочиталъ народу о страданіи св. мученика Гавріила и судьбѣ его святыхъ мощей, присоединивъ и свое прочувствованное слово. Въ заключеніе торжества розданы предстоявшимъ образки св. мученика Гавріила. Съ великимъ стремленіемъ, съ сильнымъ духовнымъ подъемомъ двинулась вся эта народная масса къ высокому крыльцу часовни, съ которой священникъ вручалъ сіи образки, благоговѣйно осѣняя ими каждаго получающаго, жаждавшаго получить святыню себѣ, чтобы помѣстить ея у себя въ домѣ. - На слѣдующій день, 20 апрѣля, въ день памяти св. мученика Гавріила, въ Заблудовской церкви, имѣвшей особенно праздничный видъ, при множествѣ вплотную наполнявшихъ её людей, была совершена литургія съ молебномъ св. мученику Гавріилу. Такимъ образомъ, заключаетъ хроникеръ, торжество изъ торжествъ христіанской церкви усугубилось въ Заблудовскомъ приходѣ чествованіемъ мѣстнаго святаго, благотворно отразившись на всёмъ мѣстномъ крестьянскомъ населеніи, которое особенно сочувственно и благоговѣйно отнеслось къ памяти св. мученика, вышедшаго изъ его среды» (Древне-рус. г. Слуцкъ и его святыни - Ф. Ф. Соловьевича, 1896 г.: 29- 30). - Съ этого времени и ежегодно въ 20 число апрѣля таковой же крестный ходъ изъ Заблудовской церкви въ Зверковскую Гавріиловскую часовню совершается съ подобнымъ же торжествомъ, при массѣ участвующаго въ немъ народа.
Св. иконы св. мученика Гавріила имѣются вообще во всѣхъ церквахъ губерніи, какъ это циркулярнымъ распоряженіемъ Литовскаго Епархіальнаго Начальства предложено въ 1893 году, - особенно удачно исполненными можно видѣть иконы его въ Афанасіевской церкви Гродненскаго Борисо-Глебского монастыря, а также въ крестовой церкви Гродненскаго архіерейскаго дома, на послѣдней иконѣ святой Гавріилъ изображенъ вмѣстѣ съ св. преподобно-мученикомъ Аѳанасіемъ Берестскимъ. - Во имя св. мученика Гавріила храмъ - въ м. Друскеникахъ, Гродненскаго уѣзда, устроенный особымъ зданіемъ вновь, торжественно освященный архіерейскимъ служеніемъ 11 іюля 1895 года (Гродн. Губ. Вѣд. 1895 г., № 58: 1-2. Лит. Епарх. Вѣдом., № 32: 300-302).
Тропарь св. мученику Гавріилу, гласъ 4-й:
Мученикъ Твой, Господи, Гавріилъ, во страданіи своемъ вѣнецъ пріятъ нетлѣнный отъ Тебѣ Бога нашего, терпѣніемъ мучителей низложи и смиреніемъ немощны сотвори ихъ дерзости, - Того молитвами спаси души наша".
Кондакъ :
„Святе младенче Гавріилe, Ты за Прободеннаго насъ ради отъ іудей люте отъ тѣхъ же въ ребра прободенъ былъ еси и за Истощившаго кровь свою о насъ всё тѣло Твое на истощаніе кровѣ въ лютыя язвы предалъ еси. Нынѣ же во славѣ вѣчней съ Нимъ веселишися. Тѣмъ же поминай тамо и насъ, молимъ, зде чтущихъ Тя, прося намъ здравіе телесемъ и спасеніе душамъ нашимъ» (Жит.святыхъ, чт. Правосл. ц. - архіеп. Филарета, апр. СПб. 1885 г.: 147).