онъ пришёлъ основать жительство и умереть ради Христа

Apr 02, 2015 13:15




Преподобномученикъ Евфросинъ Синозерскій, въ міру Ефремъ, родился въ Кареліи близъ Ладожскаго озера.

Въ юные годы онъ жилъ при Валаамскомъ монастырѣ, затѣмъ переселился въ Новгородъ Великій. Проживъ тамъ длительное время, святой ушелъ въ одну изъ Новгородскихъ областей - въ Бежецкую пятину. Онъ сталъ причетникомъ въ селѣ Долосскомъ въ 20 верстахъ отъ города Устюжны Железопольской. Постриженіе преподобный принялъ въ Успенскомъ Тихвинскомъ монастырѣ. Въ 1592 основалъ монастырь на берегу Синичьего озера  .  (Въ настоящее время у дер.Пустынь Чадогощенскаго р-на Вологодской обл., по законному территоріальному дѣленію Устюженскій уѣздъ Новгородской губерніи.)

Въ 1600 году онъ началъ пустынножительство въ дикихъ болотахъ на берегу Синичьего озера. Поставивъ крестъ и выкопавъ пещеру, преподобный прожилъ здѣсь два года, питаясь только дикими растеніями, грибами и мхами. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить къ преподобному за наставленіями, а нѣкоторые оставались при немъ жить. Въ 1612 году, когда польскіе отряды грабили Россію, въ его пустыни спасалось отъ разбоя множество людей. Однажды преподобный Евфросинъ предсказалъ, что поляки идутъ въ пустынь, и совѣтовалъ всѣмъ бѣжать. Многіе не повѣрили ему. «Почему же ты не уходишь отъ этого святаго мѣста?» - спрашивали они.

Старецъ отвѣчалъ: «Я пришелъ сюда умереть ради Христа». Кто послушался святаго и ушелъ изъ обители, спаслись, а тѣ, кто остались, всѣ погибли жестокой смертью. Среди насельниковъ обители былъ и инокъ Іона. Устрашенный прозрѣніемъ преподобнаго Евфросина, онъ хотѣлъ бѣжать вмѣстѣ съ прочими. Но преподобный Евфросинъ удержалъ его, воспламенивъ въ инокѣ ревность къ дому Божію и готовность пребывать въ обители до смерти. «Братъ Іона, - говорилъ преподобный, - зачѣмъ допускать въ душу страхъ малодушія? Когда настаетъ брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обѣтъ жить и умереть въ пустыни. Надо быть вѣрнымъ слову, данному предъ Господомъ. Въ такомъ случаѣ смерть вводитъ въ покой. Другое дѣло - мірскіе люди: они не связаны словомъ, и имъ нужно беречь себя для дѣтей».

Послѣ этого святой облекся въ схиму и всю ночь провелъ въ молитвѣ. На слѣдующій день, 20 марта, на обитель напали поляки. Преподобный въ схимническомъ одѣяніи вышелъ изъ келліи и сталъ у водруженнаго имъ креста. Враги бросились къ нему: «Старецъ, отдай намъ имѣніе монастыря». «Всё имѣніе этого монастыря и мое въ церкви Пречистой Богородицы», - отвѣтилъ преподобный, разумѣя то некрадомое богатство, которое для вѣрующихъ сокрыто въ Богѣ. Не понявшіе его захватчики бросились къ храму, а одинъ изъ нихъ вынулъ мечъ и ударилъ преподобнаго Евфросина въ шею. Шея была перерублена до половины, и святой старецъ палъ на землю мертвымъ. Когда поляки, озлобленные тѣмъ, что ничего не нашли въ церкви, вернулись, убійца преподобнаго, не довольствуясь тѣмъ, что святой былъ уже бездыханенъ, пробилъ ему голову боевымъ топоромъ. Погибъ и инокъ Іона.

Вмѣстѣ съ преподобнымъ въ обители остался также одинъ благочестивый крестьянинъ, Іоаннъ Сума. Когда ворвались враги, онъ находился въ келліи преподобнаго. Несмотря на тяжелыя раны, полученныя отъ иноземныхъ захватчиковъ, Іоаннъ остался живъ. По уходѣ поляковъ онъ пришелъ въ себя и разсказалъ вернувшемуся сыну о томъ, что произошло. Отъ нихъ и узнали окрестные жители о разгромѣ обители и страдальческой кончинѣ преподобнаго Евфросина. Тѣло преподобнаго было съ честью погребено 28 марта.

Въ тотъ же день погребли инока Іону и всѣхъ, кто погибъ отъ меча. Спустя 34 года по кончинѣ святаго въ его обители былъ возведенъ строителемъ Моисеемъ новый храмъ во Имя Пресвятой Троицы и колокольня съ переходами. По благословенію митрополита Новгородскаго Макарія 25 марта 1655 года мощи преподобнаго Евфросина Синозерского были перенесены строителемъ Іоной подъ колокольню.

Къ сер. XVII ст. включается въ списки святыхъ, составлены два тропаря и кондакъ, а также житie. Отмѣчаются чудеса съ конца XVIII в. Общецерковная канонизація преподобнаго состоялась полностью только въ 1912 году, въ настоящее время включенъ въ Соборъ Новгородскихъ святыхъ и Соборъ Карельскихъ святыхъ. Сами чудесно сохранившіеся мощи преподобномученика пребывали въ ракѣ до 1936 года, послѣ чего изъяты для антирелигіозный экспозицiи Устюжненскаго краевѣдческаго музея, въ 1991 году возвращены и нынѣ пребываютъ въ Казанской церкви города Устюжны. Обитель возрождается съ 2001 года по архивнымъ чертежамъ.

Преподобномучениче отче Ефросине, моли Бога о насъ!

отсюда, данные добавлены по и также по

святость, праздники, монастыри, святые, иконы, Прздники, общество

Previous post Next post
Up