Дорогие Соборяне! Сегодня - Прощёное воскресенье.
Накануне, т.е. вчера, Правмир опубликовал большую подборку на тему Прощёного воскресенья. Возможно, многим будет интересно и полезно почитать.
Прощеное воскресение: смысл, история, порядок богослужения (+Видео, аудио) Новостная служба Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обидыЧин прощения. История установления.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Источник:
http://www.pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie-smysl-istoriya-poryadok-bogosluzheniya-video-audio-1/#ixzz3SSFfPs97 Уместно, как мне кажется, вспомнить и другой аспект современных событий, о котором 20 февраля Патриарх Кирилл сказал в своём выступлении:
...Следовать путем Христовым всегда было нелегко, а сегодня - особенно. В первые годы XXI века, к сожалению, вновь стали реальностью гонения на христианскую веру, межнациональные и межрелигиозные конфликты, агрессивный секуляризм, оскорбительные выходки по отношению к религиозным святыням, пропаганда нравственного релятивизма и культа потребления.
Современные экстремизм и терроризм, использующие в том числе и религиозную риторику, нередко подпитываются нетерпимостью и провокационностью со стороны секулярного мира, что делает обе стороны конфликта ответственными за печальные последствия. Поэтому всё и все, иже во власти суть, равно как и представители средств массовой информации обязаны утверждать мир, развивать сотрудничество и диалог, быть чуткими и внимательными по отношению к ближним. Без этого трудно существовать в глобализирующемся мире. Невозможно постоянно добиваться преимуществ за счет умаления других стран, народов, групп людей. Логика жизни в этом глобализирующемся мире актуализирует важность христианского послания, потому что ничто другое не может быть положено в основу совместной жизни миллиардов людей, таких различных по культуре и по многим другим показателям. Потому что христианское послание происходит от Бога, а Бог не просто знает человеческую природу - Он ее создал. И Его послание абсолютно органично человеческой природе. Нам остается лишь воспринимать его и уметь включать это послание в качестве мотивации своих собственных поступков в личной, семейной, общественной, государственной и международной жизни.
В завершение своего выступления хотел бы обратиться ко всем вам словами святого апостола Петра: «Имейте усердную любовь друг ко другу… Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:8-10). Христиане призваны безропотно и бесстрашно следовать по этому пути, созидая мир и принося добрый плод служения своим ближним, народам, всей человеческой семье...
Источник:
http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-ekstremizm-i-terrorizm-podpityivayutsya-neterpimostyu-so-storonyi-sekulyarnogo-mira/#ixzz3SSGgo5rs Правмир в конце каждого своего материала ставит стандартную (по нынешним временам) фразу:
"Мнение автора может не совпадать с позицией редакции."
Мне кажется, что даже те из нас, которым почему-либо не нравится Правмир, поймут "позицию редакции", и простят такую форму изложения.
Прошу простить и меня.
Дополнение. Простите ещё раз: хочу вдобавок упомянуть менее серьёзные вещи. Поскольку цитирую "Православие и мир", то обращаю внимание именно на мирскую сторону жизни того мира, в котором мы все обретаемся.
В набивших оскомину продуктах западной культуры, предназначенных для массового потребления (т.е. для массовой обработки сознания массы; имею в виду разные кино- и теле-сериалы) меня просто как-то ставит в тупик обыденный, видимо, западный обычай - попросить прощения у жертвы, прежде чем её умертвить. Что-то тут и от язычества, наверное, осталось. Но больше, мне кажется, от ложно понимаемой воспитанности, "вежливости", "толерантного" отношения: никто не должен препятствовать другому проворачивать "свой бизнес". А если по ходу этого "бизнеса" нужно устранять препятствия (в виде людей, в том числе), то следует цивилизованно извиниться, объяснить свою позицию - ничего, мол, личного, это просто бизнес...
Лично мне такой вариант "прощения" как-то не очень. Уж больно карикатурой отдаёт. И ничего христианского в нём я не вижу. Простите.
Может быть, создатели всех этих шедевров как раз и хотят эту мысль донести до зрителя? если так, то можно и простить все эти художества...