О прощении.

Feb 22, 2015 10:29

    Дорогие  Соборяне!  Сегодня  -  Прощёное  воскресенье.
Накануне,  т.е.  вчера,  Правмир  опубликовал  большую  подборку  на  тему  Прощёного  воскресенья.  Возможно,  многим  будет  интересно  и  полезно  почитать.




Прощеное воскресение: смысл, история, порядок богослужения (+Видео, аудио)

Новостная служба

Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды

Чин прощения. История установления.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Источник: http://www.pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie-smysl-istoriya-poryadok-bogosluzheniya-video-audio-1/#ixzz3SSFfPs97

Уместно,   как   мне  кажется,  вспомнить  и  другой  аспект  современных  событий,  о  котором  20  февраля  Патриарх  Кирилл  сказал  в  своём  выступлении:

...Следовать путем Христовым всегда было нелегко, а сегодня - особенно. В первые годы XXI века, к сожалению, вновь стали реальностью гонения на христианскую веру, межнациональные и межрелигиозные конфликты, агрессивный секуляризм, оскорбительные выходки по отношению к религиозным святыням, пропаганда нравственного релятивизма и культа потребления.

Современные экстремизм и терроризм, использующие в том числе и религиозную риторику, нередко подпитываются нетерпимостью и провокационностью со стороны секулярного мира, что делает обе стороны конфликта ответственными за печальные последствия. Поэтому всё и все, иже во власти суть, равно как и представители средств массовой информации обязаны утверждать мир, развивать сотрудничество и диалог, быть чуткими и внимательными по отношению к ближним. Без этого трудно существовать в глобализирующемся мире. Невозможно постоянно добиваться преимуществ за счет умаления других стран, народов, групп людей. Логика жизни в этом глобализирующемся мире актуализирует важность христианского послания, потому что ничто другое не может быть положено в основу совместной жизни миллиардов людей, таких различных по культуре и по многим другим показателям. Потому что христианское послание происходит от Бога, а Бог не просто знает человеческую природу - Он ее создал. И Его послание абсолютно органично человеческой природе. Нам остается лишь воспринимать его и уметь включать это послание в качестве мотивации своих собственных поступков в личной, семейной, общественной, государственной и международной жизни.

В завершение своего выступления хотел бы обратиться ко всем вам словами святого апостола Петра:  «Имейте усердную любовь друг ко другу… Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:8-10). Христиане призваны безропотно и бесстрашно следовать по этому пути, созидая мир и принося добрый плод служения своим ближним, народам, всей человеческой семье...

Источник: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-ekstremizm-i-terrorizm-podpityivayutsya-neterpimostyu-so-storonyi-sekulyarnogo-mira/#ixzz3SSGgo5rs
    Правмир  в  конце  каждого  своего  материала  ставит  стандартную (по  нынешним  временам)  фразу:
"Мнение автора может не совпадать с позицией редакции."
    Мне  кажется,  что  даже  те  из  нас,  которым  почему-либо  не  нравится  Правмир,  поймут  "позицию  редакции",  и  простят  такую  форму  изложения.

Прошу  простить  и  меня.
Дополнение.  Простите  ещё  раз:  хочу  вдобавок  упомянуть  менее  серьёзные  вещи.  Поскольку  цитирую  "Православие  и  мир",  то  обращаю  внимание  именно  на   мирскую   сторону  жизни  того  мира,  в  котором  мы  все  обретаемся.
    В  набивших  оскомину  продуктах  западной  культуры,  предназначенных  для  массового  потребления (т.е.  для  массовой  обработки  сознания  массы;  имею  в  виду  разные  кино-  и  теле-сериалы)  меня  просто  как-то  ставит  в  тупик  обыденный,  видимо,  западный  обычай  -   попросить  прощения  у  жертвы,  прежде  чем  её  умертвить.   Что-то  тут  и  от  язычества,  наверное,  осталось.  Но  больше,  мне  кажется,  от  ложно  понимаемой  воспитанности,  "вежливости",  "толерантного"  отношения:  никто  не  должен  препятствовать  другому  проворачивать  "свой  бизнес".  А  если  по  ходу  этого  "бизнеса"  нужно  устранять  препятствия  (в  виде  людей,  в  том  числе),  то  следует  цивилизованно  извиниться,  объяснить  свою  позицию  -  ничего,  мол,  личного,  это  просто  бизнес...
    Лично  мне  такой  вариант  "прощения"  как-то  не  очень.  Уж  больно  карикатурой  отдаёт.  И  ничего  христианского  в  нём  я  не  вижу.  Простите.
    Может  быть,  создатели  всех  этих  шедевров  как  раз  и  хотят  эту  мысль  донести  до  зрителя?  если  так,  то  можно  и  простить  все  эти  художества...

православие, общество, история, соборяне

Previous post Next post
Up