Трудно без Бога

Mar 13, 2014 00:45

атеистов привязать к креслам и заставить досмотреть:)


В этом фильме я когда-то снимался в эпизодах и проходил даже что-то вроде практики как режиссёр в съёмочной группе..


Я тогда пришёл только что из Театральной Академии с её классическим танцем, фехтованием - и, зная, что и Герман её закончил, не мог понять, как же он может таким образом представлять средневековье, таким сборищем грязи и прочих "субстанций". Бомжей и полубомжей чуть не со всего Питера на массовку нагнали с лицами поуродливее.

Но если говорить об идее, я тогда полагал, что она в том, что весь такой жизнерадостный, общечеловеческий и коммунистический Румата-Ярмольник вдруг попал в мир, полный грязи, гуана, уродов, смерти, и сам становится в нём зверем. Такой грязи и смерти, которую у себя на Земле (в СССР) не мог даже и представить.

Читая появившиеся отрицательные отзывы о фильме, я думал, что сейчас таковая идея  просто менее актуальна. Потому что с одной стороны грязи стало меньше, чем в 90е, гораздо, а с другой какая-то грязь осталась, но о том, что бывает без грязи вообще, уже забылось (да и в СССР без грязи вообще конечно не было, был "наивный идиотизм", но это как-то уже малоактуально).

Посмотрев чегодня картину, я понял, как ошибался.
Есть такое киношное присловье - чтобы показать, что в городе не было ни одной собаки, надо показать где-то собаку. Чтобы показать, что вся планета в гуане, надо показать хоть что-то не залитое гуаном. Но Герман решил этому правилу не следовать. Получился неудобочитаемый хаотический набор случайных дрыганий обмазанных гуаном людей и камеры.
С Германом сыграла злую шутку его привычка снимать долго, злоупотребляя безконечным бюджетом - картина в итоге вышла фрагментарной, она рассыпается и не соединяется в целое.

А я тогда идею Германа не понял, и забыл, что он ведь был и оставался и антисоветчиком и в таком виде идею определить не мог.
На самом деле ключ к его идее во фразе Голубенко (кого он там играл) что "бог сдох". Вот это чувство и вело атеиста Германа. Он постарался до конца показать мир, лишённый Бога и высшего идеала, любви, благодати.
В этом смысле фильм, хотя я назвал бы его неудавшимся, может как вещь в себе служить показателем трансформации и закономерного жизненного итога для атеистического сознания, сумевшего гениальным образом убить гения в этой работе гениального режиссёра.
В этом мире нет ВООБЩЕ места любви. Даже Арии, которую в романе Румата любит, здесь он просто «матросит». Так что даже непонятно, чем Румату так задела её смерть.

Сам же Румата "супергерой". Нашедший свою планету малиновый пиджак из 90х, не играющий в жестокость для конспирации, как в романе, а с самого начала получающий от жестокости удовольствие.  Он, разумеется, тоже ни во что, ни в Бога ни в коммунизм не верует, поэтому он в сущности даже и не знает, к чему вести не то что Арканар, а и как жить на Земле тоже.
Всё что в нём осталось это последняя жалость, не дающая спалить мир в ядерном пламени. Но он пожалуй совсем скоро через неё перешагнёт. Будь у него в финале не мечи, а "Звезда смерти", пожалуй что и перешагнул бы. Хотя опять же мотив его озверения в финале с такой Ари непонятен.

Именно гениальность, ударившаяся в полное отрицание высшего, могла породить такой фильм. Именно от безбожия в нём нету ни не только любви и человечности, но и даже сюжета как течения какой-никакой, пусть голливудской, жизни, есть одна сплошная смерть и небытиё.
В общем, фильм как фильм я не назвал бы удавшимся, но атеистов надо привязывать к креслам и заставлять смотреть. Это логическое завершение их идеологии и картины мира.

искусство, фильм, мракобесие, кино, культура

Previous post Next post
Up