Дорогие Соборяне! отнюдь не из соображений экуменизма решил я на основе материала из "Правмира" соорудить вот такой нехитрый пост. Не судите меня строго - ни за "Правмир", ни за "охмурение ксёндзами" (шутка, если что!)
У меня просто скопилось много непросмотренного / пропущенного материала, и я каждой яркой находке радуюсь, как дитя.
Да ещё и с другими так и норовлю поделиться. Пусть хоть дорогие москвичи успеют посмотреть вживую. Нам-то, провинциалам, - только картинки вприглядку.
Но идея всё же мне понравилась (насколько она доступна моему разумению, конечно).
Не обессудьте)
Необычный вариант ризницы расположился в Музее современной истории России.
Католические и православные богослужебные облачения выставили вперемежку. Витрины чередуются: рядом со священнической ризой и казулой из ризницы храма святого Людовика Французского - облачение Святейшего Патриарха Алексия I из церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, и куколь соседствует с тиарой.
Восточные и западные облачения настолько разнообразны, что при небольшом количестве экспонатов впечатления «двух не смешивающихся жидкостей» не возникает. Идею выставки можно назвать «экуменической»: кураторы хотели показать, что православная и католическая традиция - две части единого целого, две стороны одного Креста.
Крест, изображенный в обратной перспективе, сделали эмблемой выставки: у него видны все грани. Так будет видна с обеих сторон ладонь, если приставить ее ребром к носу. «Если присматриваться к христианской традиции с очень близкого расстояния, - считает художник экспозиции Алексей Лобанов, то станет видно их единство и общий источник - Христос».
- На выставке показана разность католических и православных облачений с одной стороны, а с другой стороны каждый профессиональный литургист знает, что они имеют общий источник и совершенно одинаково используются на богослужении. Интересно, как одно и то же начало дало разные результаты на Востоке и на Западе, - рассуждал на открытии выставки иеромонах Иоанн (Гуайта), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. - Трудно говорить об отношениях двух Церквей на основе только облачений и сосудов, но даже здесь видно, что точек соприкосновения и даже взаимопроникновения двух традиций гораздо больше, чем иногда кажется.
Например, в славянском языке сохраняется латинское название главного элемента диаконского облачения: «орарь» - это от orare, «молиться». Иногда на католических и православных ризах можно увидеть похожие орнаменты.
Конечно, это связано с общим источником вдохновения - Евангелием: христианам всех конфессий естественно изображать, например, виноградные лозы, ведь с лозой сравнивал Себя Христос.
- В последнее время Западная Европа все чаще и чаще обращается к наследию Византии, - отметил иеромонах Иоанн (Гуайта). - Эта выставка позволяет убедиться, что того, что нас объединяет, больше, чем того, что разделяет. Это касается не только изобразительной культуры. На днях Московский Синодальный хор будет выступать в одном из католических храмов Рима - Санта Мария Маджоре. Затем будет большая совместная православно-католическая конференция по проблемам семьи. Церкви много сотрудничают по культурным и этическим поводам.
«Две конфессии едины в красоте, а настоящий образ Красоты - это образ Иисуса», - отмечали на выставке зрители-католики.
Сегодня, заходя в католические храмы, будь то в Москве или в Риме, православные нередко встречают среди чтимых святынь русские или византийские иконы. Обнаружились они и на католических облачениях: здесь вышиты «Троица» преподобного Андрея Рублева и «Спас Вседержитель» в традиционной для Востока иконографии.
Сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской федерации отец Игорь Чабанов напомнил, что богослужебные облачения напоминают о единстве Церкви как Тела Христова. Святые, в том числе мученики Русской и Католической церквей ХХ века, участвуют в Литургии на небесах уже в новых, белых одеждах. Они могут напомнить нам о том, что мы плохо пользуемся богатством и разнообразием, которое есть у нас на земле. Когда Церковь в России была истерзана - при том что сильнее пострадала Русская Православная Церковь, - в Соловецком лагере особого назначения православные и католические священнослужители помогали друг другу организовать служение Пасхальной Литургии, напомнил священник.
В обшитый деревом зал имеет смысл зайти хотя бы просто для того, чтобы порадоваться трудолюбию рук человеческих.
Сделать это можно до 8 декабря.
(Редакция текста моя - ppetrovichh)
Отсюда