"Экуменистам" на радость? Или ради Христа?

Nov 30, 2013 20:04


  Дорогие  Соборяне!  отнюдь  не  из  соображений  экуменизма  решил  я  на  основе  материала  из  "Правмира"  соорудить  вот  такой  нехитрый  пост.  Не  судите  меня  строго  -  ни  за  "Правмир",  ни  за  "охмурение  ксёндзами" (шутка,  если  что!)
    У  меня  просто  скопилось  много  непросмотренного / пропущенного  материала,  и  я  каждой  яркой  находке  радуюсь,  как  дитя.
    Да  ещё  и  с  другими  так  и  норовлю  поделиться.  Пусть  хоть  дорогие  москвичи  успеют  посмотреть  вживую.  Нам-то,  провинциалам,  -  только  картинки  вприглядку.
    Но  идея  всё  же  мне  понравилась (насколько  она  доступна  моему  разумению,  конечно).
    Не  обессудьте)

Необычный вариант ризницы расположился   в Музее современной истории России.
Католические и православные богослужебные облачения выставили вперемежку. Витрины чередуются: рядом со священнической ризой и казулой из ризницы храма святого Людовика Французского - облачение Святейшего Патриарха Алексия I из церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, и куколь соседствует с тиарой.

Восточные и западные облачения настолько разнообразны, что при небольшом количестве экспонатов впечатления «двух не смешивающихся жидкостей» не возникает. Идею выставки можно назвать «экуменической»: кураторы хотели показать, что православная и католическая традиция - две части единого целого, две стороны одного Креста.






             
       

Крест, изображенный в обратной перспективе, сделали эмблемой выставки: у него видны все грани. Так будет видна с обеих сторон ладонь, если приставить ее ребром к носу. «Если присматриваться к христианской традиции с очень близкого расстояния, - считает художник экспозиции Алексей Лобанов, то станет видно их единство и общий источник - Христос».

- На выставке показана разность католических и православных облачений с одной стороны, а с другой стороны каждый профессиональный литургист знает, что они имеют общий источник и совершенно одинаково используются на богослужении. Интересно, как одно и то же начало дало разные результаты на Востоке и на Западе, - рассуждал на открытии выставки   иеромонах Иоанн (Гуайта),   сотрудник   Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. - Трудно говорить об отношениях двух Церквей на основе только облачений и сосудов, но даже здесь видно, что точек соприкосновения и даже взаимопроникновения двух традиций гораздо больше, чем иногда кажется.

Например, в славянском языке сохраняется латинское название главного элемента диаконского облачения: «орарь» - это от orare, «молиться». Иногда на католических и православных ризах можно увидеть похожие орнаменты.

Конечно, это связано с общим источником вдохновения - Евангелием: христианам всех конфессий естественно изображать, например, виноградные лозы, ведь с лозой сравнивал Себя Христос.

- В последнее время Западная Европа все чаще и чаще обращается к наследию Византии, - отметил   иеромонах Иоанн (Гуайта).  - Эта выставка позволяет убедиться, что того, что нас объединяет, больше, чем того, что разделяет. Это касается не только изобразительной культуры. На днях Московский Синодальный хор будет выступать в одном из католических храмов Рима - Санта Мария Маджоре. Затем будет большая совместная православно-католическая конференция по проблемам семьи. Церкви много сотрудничают по культурным и этическим поводам.

«Две конфессии едины в красоте, а настоящий образ Красоты - это образ Иисуса», - отмечали на выставке зрители-католики.

Сегодня, заходя в католические храмы, будь то в Москве или в Риме, православные нередко встречают среди чтимых святынь русские или византийские иконы. Обнаружились они и на католических облачениях: здесь вышиты «Троица» преподобного Андрея Рублева и «Спас Вседержитель» в традиционной для Востока иконографии.

Сотрудник   Апостольской нунциатуры  в Российской федерации отец Игорь Чабанов  напомнил, что богослужебные облачения напоминают о единстве Церкви как Тела Христова. Святые, в том числе мученики Русской и Католической церквей ХХ века, участвуют в Литургии на небесах уже в новых, белых одеждах. Они могут напомнить нам о том, что мы плохо пользуемся богатством и разнообразием, которое есть у нас на земле. Когда Церковь в России была истерзана - при том что сильнее пострадала Русская Православная Церковь, - в Соловецком лагере особого назначения православные и католические священнослужители помогали друг другу организовать служение Пасхальной Литургии, напомнил священник.

В обшитый деревом зал имеет смысл зайти хотя бы просто для того, чтобы порадоваться трудолюбию рук человеческих.
Сделать это можно до 8 декабря.  
(Редакция  текста  моя  -  ppetrovichh)
Отсюда

интересное в блогах, православие, пост, католицизм, советуемся, ревность не по разуму, соборяне, культура, Церковь, фото, Христос, общество, история, Интернет

Previous post Next post
Up