Искусствоцентризм в Христианстве.

Nov 09, 2013 03:59

Папа Римский готовится к ревизии понятия греха.
«Последнее, что еще оставалось в католической доктрине, это этика. Существовало жесткое понятие греха, которое не давало возможности признать современную толерантную систему ценностей. Сейчас сделаны революционные шаги для размывания этого», - так специалист по политике Ватикана Ольга Четверикова охарактеризовала газете ВЗГЛЯД опрос об отношении к проблемам семьи, который римская курия проводит среди епископов и паствы.
Специалист по политике Ватикана явно не рубит фишку. Этика это далеко не последнее. что оставалось в католической доктрине, тем более, что после интронизации Папы Франциска всем католикам, да и не только католикам, следует вспомнить, что такое изначально этика ордена Иезуитов. Зато понятие греха это действительно то, что сделало до-христианский иудаизм религиозным чемпионом античного мира, приуготовившим приход Христа. "Грех" это центральная концепция христианства и именно понимание того, что такое "грех" лищает Зло онтологической реальности и отделяет католичество от всевозможных дуалистических и гностических сект типа Ананэрбе, которые сейчас так популярны в Европе. Если Католическая церковь откажется от понятия грех, то после этого можно будет окончательно закрыть вопрос о принадлежности Римской Церкви к авраамической традиции и соответственно к монотеистическим религиям.

Причем мне кажется, что, вопреки широко распространенному мнению, этот процесс начался не со Второго Ватиканского Собора, а с уничтожения визуального символа католичества, созданного гениальной кистью Микеланджело, который может и был голубым, но он искренне любил Христа, раскаивался в своих грехах, и Бог его простил и позволил выразить христианскую душу Католической Церкви на стенах Сикстинской капеллы, где недавно иезуит впервые был избран "наместником Святого Петра."
Сразу скажу, что для меня изобразительное искусство и архитектура всегда было выразителем сущностей, значительно более важных, чем те сущности, которые познает и описывает наука, ну или прозаическая литература. Несколько особым образом стоят музыка и поэзия, но их сходство с изобразительными искусствами мне представляется очевидным хотя бы в силу характерной для них для всех холистичности и обращению к символическому мышлению человека как образу и подобию Божия. Но обоснование этой точки зрения я отложу до лучших времен, а пока хочу только отметить, что сама сущность Западно-Евпропейской Империи Католицизма - а Ватикан это не только Церковь, но и государство, - выражена, конечно, архитектурой Собора Святого Петра, архитектором которого на заключительном этапе был гениальный скульптор Микеланджело Буанароти. И весьма символичным является то, что сущность Католицизма как духовной общности была выражена тем же Микеланджело Буанаротти, но в качестве художника и поэта, когда он расписал Сикстинскую капеллу.



Микеланджело получил образование как скульптор, а искусство фрески он изучал подростком в мастерской Гирландайо, и всех секретов мастерства просто не знал. А искусство фрески требует к вечеру полностью закончить кусок стены на который штукатурка положена утром, да еще с учетом того, что краски при высыхании штукатурки сильно меняют цвет. После высыхания штукатурки на ней выступает стекловидная известковая пленка, укрывающая краски и вносить изменения темперой уже невозможно. Для того чтобы различные части фрески не отличались друг от друга по цвету краски надо готовить с миллиграммной точностью, вплоть до того, что яйца должны быть от одной и той-же курицы и разбавляться одной и той же водой. А Микеланджело просто не знал всех секретов этой техники, которые мастер сообщал своему ученику только в самом конце обучения и то, далеко не всякому ученику.
Кроме того фрески обычно писали всей мастерской 15-20 человек, причем подмастерья выполняли каждый свою работу, которую каждый знал досконально и процесс обучения состоял в том что они передвигались от одного задания к другому, причем каждая мастерская имела свои секреты, которые передавались от отца к сыну и каждый мастер хранил их как самую большую драгоценность семьи. А Микеланджело, в юности не прошедший этот путь до конца, за 3 года без всяких подмастерьев написал почти 3000 полномасштабных фигур, то есть в среднем по три фигуры в день каждый Божий день без выходных. Естественно ему пришлось изобрести свою собственную технику, которая состояла в том, что он в технике фреско, то есть по свежей штукатурке, писал только подмалевок, а потом уже по подсохшему подмалевку "доводил" оттенки и подробности фактуры клеевыми, известковыми красками, надежно соединявшимися с известковой пленкой, секрет которых знал только он.
К сожалению этих фресок Микеланджело сейчас уже не существует, так как в 1984-1994 годах в Сикстинской капелле состоялась реставрация, которая их просто уничтожила как произведения искусства, смыв эту клеевую часть в которую за 500 лет проникла пыль и копоть - сейчас они напоминают Диснеевские мультфильмы, поскольку лишены подробностей, составляющих основу эмоционального и подсознательного воздействия любого произведения искусства. .

. Причем я, судя по всему, был одним из последних людей, который видели эти фрески, когда реставрация потолка была закончена на 99%, а реставрация фресок Страшного Суда еще не начиналась. И пустили меня туда чуть ли не по личному распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Я это говорю, чтобы вы поняли, что я имел возможность сравнить фрески до реставрации и после, когда они были рядом, и воспоминание об этом 1% не отреставрированных фресок потолка, окруженных буйством красок отреставрированных, наверное одно из самых значительных впечатлений моей жизни. Некогда люди приходили в Сикстинскую Капеллу и ложились на специальные скамьи, так как иначе невозможно было воспринимать эти фрески, который Микеланджело писал лежа. После чего уходили потрясенные на всю жизнь. Сейчас можете не ложиться - к чему эти глупости, все можно и стоя рассмотреть
Говорят, что Страшный Суд реставрировали значительно грамотнее, но я этому не верю, тем более, что по моему эта команда реставраторов смывала душу Католической Церкви вполне сознательно, а Страшный Суд он, может быть, в этом смысле был и поважнее Генезиса потолка. Во всяком случае лет 10 назад я опять оказался в Сикстинской Капелле и ничего подобного своим воспоминания 1989 года не испытывал. Так что это уже совсем другая Католическая Церковь и совсем не случайно ее возглавит иезуит из Латинской Америки. А объединенная Европа не захотела в своей конституции даже упомянуть о совершенно очевидных христианских корнях Европейской культуры. Надо сказать, что этот процесс "иезуитизации" начался еще на Втором Ватиканском Соборе, на котором обсуждались вопросы выживания Католической Церкви в Pax Americana, а орден иезуитов, обогащенный своим парагвайским опытом, первым сформулировал необходимость переформатирования Католической Церкви в Бравом Новом Мире, где глазик в треугольнике перестает ассоциироваться со Святым Духом. Именно иезуиты первыми показали пример превращения из ордена военного в орден образовательный. Я даже могу предположить, что два Православных Первоиерарха - Патриарх Константинопольский Вафоломей и глава Американской Православной Церкви митрополит Тихон, будучи в курсе, приехали на интронизацию для того, чтобы быть свидетелями Рождения Новой Католической Церкви, а не для того, чтобы сговариваться против Патриарха Московского, который на интронизацию Папы Франциска вполне традиционно не приехал.

В свете вышеизложенного сегодня полезно посмотреть не только на корни ордена Иезуитов в искусстве, но и на корни в искусстве ордена Францисканцев, так как новый Папа избрал себе интронизационное имя Франциск, а не Игнатий. Тем более, что на этой интронизации впервые за Великий Индиктион присутствует Патриарх Варфоломей, которого до сих пор принято считать Экуменическим (Вселенским) Патриархом Константинопольским, даром что Константинополь называется Стамбулом, а сам Патриарх по закону является чиновником Исламистского правительства Эрдогана. Кстати об этом много говорил Первоиерарх Американской Церкви Иона, недавно смещенный в ходе телеконференции, оказавшейся Собором АПЦ.


Корни Иезуитов и Францисканцев в искусстве более древние, чем работы Микеланджело, и ведут в средневековье. А Сикстинская Капелла выразила и породила Новую Историю и соответственно модернизм (modern world - современный мир), в то время как "Ниппоновская реставрация" работ Микеланджело по заказу последнего Католического Папы старого образца это просто апофеоз постмодернизма.
Действительно орден иезуитов хоть и образовался довольно поздно в 1522 году, но его художественным выражением несомненно является "Черная Дева Монсератская", стоя перед которой Игнатий Лойола испытал одно из тех мистических озарений, которые в корне меняют человека и именно оно собственно и породило орден иезуитов. (Нечто подобное произошло и с Франциском Ассизским и этот опыт является наиболее интересной для меня темой в искусстве.) Эта статуя "Черной Девы Монсератской", или если хотите скульптурная икона была обретена как раз тогда, когда Католичество еще и не думало о превращении в государство и в Империю, а только начинало формироваться как некое духовное сообщество, еще не вступая в открытый конфликт с Православием, но уже вполне отчетливо дистанцируясь от него. А художественным выражением орден Францисканцев несомненно является Церковь Сан-Франческо в Ассизи и фрески великого художника Джотто, с которого началось отделение католического религиозного искусства от Православной Иконописи. Правда нельзя исключать, что сущность ордена Францисканцев более адекватно выражается его учителем Чимабуэ, который символизирует скорее высшую точку в Западной Иконописи.






искусство, православие, католицизм, философия, история

Previous post Next post
Up