Очередным
постом "порадовал" нас литератор Дмитрий Быков. На этот раз темой его исследований стали духовные практики. Казалось бы, что может знать литератор о связи духа и души, души и тела? Как оказалось немного - все свелось к единственной цитате Набокова.
Просто потому, что душа зависит от тела, и очень сильно, - но обратная зависимость куда значительней; попытки натренировать душу беспрерывным изощренным насилием над телом так же смешны, как лечение простуженного путем намазывания йодом его кровати. Набоков сравнивал отношения души и тела с вечным спором коня и всадника, но «всадник не отвечает за дрожь коня».
Ну а вы чего хотели от человека путающего духовное и душевное?
А духовные практики - без кавычек - существуют на самом деле, но они так просты и хорошо известны, что для их осуществления не нужен платный инструктор. Можно послушать Баха или фортепианные сонаты Бетховена. Можно почитать Евангелие или Толстого, а то и вместе - одно другому не мешает. Еще Чехов бывает ничего, или Честертон, или Стругацкие.
Представьте себе что будет, если на его уроках литературы уравняют скажем Донцову и Конан-Дойля или Устинову и того же Честертона? Хотя может все-таки сравнивать дух и душу больше похоже на сравнение художественной литературы и документалистики? Трудно подобрать аналогию. И вообще почему Набоков?! Почему к примеру не взять людей реально интересовавшихся соотношением духа, души и тела? Аристотель, Платон, Декарт, Спиноза наконец! Почему, на каком основании отметаются многотысячелетние практики, в том числе индуизма и йоги (то что духовность там особого "сорта" пока забудем)? Почему за определением духовного мы идем к писателю, а не к философу? А зубы лечить ему тоже Набоков будет? Хотя нет, у нас в стране Пушкин обычно за все отвечает.
Ну оставим в покое Пушкина, поговорим о вмешательстве духовных практик в кошелек. Спорить не буду, некоторые духовные (да, духовные, а не душевные как чтение книг) практики оставляют глубокий след в бюджете и в самом практикующем. Верна тут известно где украденная и перевранная Быковым мысль об опасности духовных практик
На самом деле именно организм, уделяющий слишком много внимания собственному функционированию, становится любимой добычей бесов - они-то и подсовывают ему разнообразные глюки, пользуясь изможденностью пациента.
Но как мы видим Быков вовсе себя не изнуряет, но при этом "глюки" ему кто-то подбрасывает. Да, опасно практиковать, т.к. можно получить обратный результат, но еще хуже жить с этим как живут многие и есть подозрение, что Быков не исключение. Так что же с этим делать? Не обращаться к непрофессионалам типа Набокова, который далеко не всегда бесплатен (за книжку издателю придется заплатить), а обратиться к профессионалам.
Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел и, придя, находит его выметенным и убранным тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого. (Лк. 11:14-26)
Можно конечно читать хоть что угодно, но толку от этого будет ноль в плане духовной практики. Ничего кроме эрудиции и знаний (т.е. душевной пользы) от чтения не приобретешь. Читали много и Гитлер, и Сталин, и даже (OMG!) Чекатило закончил пусть и заочно педагогический институт по курсу литературы. Видимо все от того, что они не читали Набокова и Стругацких. Так что если кто действительно хочет вести борьбу с бесами в себе, то ему прямая дорога ко Христу. Выгнать бесов обжорства (ни на что не намекаю) Быкову ни Набоков, ни Толстой не помогут. Это может сделать лишь личное воздержание - уклонись от греха и сотвори благо. А уж закрепить результат без Христа и молитвы слушанием хоть Баха, хоть хора Ватопедского монастыря вообще никак. И дешевле будет. Не надо ни диски покупать, ни книги - Исповедь и Евхаристия повсеместно бесплатны.
Но Быков читает художественную литературу и думает, что от этого он духовно растет. Полагаю никому не нужно объяснять какой духовный диагноз тут можно подозревать...