Святитель Димитрий (Самбикин) архиепископ Казанский и Свияжский, в миру: Дмитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в семье священника Ивана Тимофеевича Самбикина в слободе Караяшник Острогожского уезда Воронежской губернии. Учился в Бирюченском Духовном учи-лище и в Воронежской Духовной семинарии, которую закончил в 1861 году. В 1865 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию.
Первоначально Дмитрий Иванович был распределен в Кишиневскую семинарию, но постарался добиться возвращения в родные края, поэтому только 26 сентября 1866 года был назначен преподавателем церковной истории, литургики и канонического права Воронежской Духовной семинарии. С преподавательской деятельностью Д.И. Самбикин совмещал работу в недавно открыв-шейся Воронежской публичной библиотеке, которая, в последствие получила имя И.С. Никитина. В это же время он был избран чле-ном-корриспондентом Всероссийского комитета распространения грамотности.
Вскоре Дмитрий Иванович вступил в брак с дочерью воронежского кафедрального протоиерея Варварой Михайловной Скря-биной и 1 октября 1866 года рукоположен в священнический сан с назначением в клир Богородице-Рождественской церкви города Воронежа, хотя преподавателем семинарии он все еще оставался. Через год у него родился сын Андрей. В 1867 году Димитрию была присвоена степень магистра богословия, а 13 апреля 1870 года суп-руга отца Димитрия скончалась (она много лет страдала туберкуле-зом).
5 мая 1872 году отец Димитрий (Самбикин) был назначен ректором Тамбовской Духовной семинарии, а 10 июня возведен в сан протоиерея. Если Воронежская семинария находилась на хоро-шем счету, то в Тамбове в последние годы дела шли плохо. За во-семь лет руководства протоиреем Димитрием Самбикиным Тамбов-ская семинария стала одной из лучших в России.
11 февраля 1877 года отец Димитрий был пострижен в мо-нашество митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием (Рудневым) с оставлением имени и через два дня возведен в сан архимандрита. 31 декабря 1880 года он был освобожден от должно-сти ректора Тамбовской семинарии и вызван в Санкт-Петербург, и соответствии с указом Синода от 6 августа 1881 года возвратился в родные края должности ректором Воронежской семинарии, где добросовестно прослужил семь лет. В это время он являлся глав-ным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей», а так же членом Епархиального училищного совета. В 1886 году архи-мандрит Димитрий (Самбикин) стал членом-сотрудником Импера-торского русского археологического общества и председателем Во-ронежского братства святителей Митрофана и Тихона.
4 января 1887 года в Успенском соборе Московского Кремля Московский митрополит Иоанникий возглавил хиротонию отца Димитрия во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. 28 октября владыка был переведен в Подольскую епар-хию, викарием Балтским, а 13 октября 1890 года стал правящим архиереем Подольским и Браславским (центр - Каменец-Подольский). С мая 1896 по март 1905 года владыка Димитрий возглавлял Тверскую епархию. 6 мая 1898 года указом Святейшего Синодаепископ Тверской и Кашенский Димитрий (Самбикин) возведен в сан архиепископа.
18 марта 1904 года Ученый совет Санкт-Петербургской Ду-ховной академии удостоил архиепископа Тверского Димитрия сте-пени доктор церковной истории «за неустанные труды по агиогра-фии и церковному краеведению». С 1905 года и до дня своей бла-женной кончины владыка Димитрий был архиепископом Казан-ским и Свияжским. Скончался архиепископ Димитрий 17 марта 1908 г. в Казани. Погребли архиепископа под Благовещенским со-бором города Казани в усыпальницы казанских архипастырей. Его могила не сохранилась до наших дней.
Архиепископ Димитрий оставил после себя богатейшее ли-тературное наследие - массу статей, очерков брошюр, монографий, а так же многотомных исследований. В какой бы епархии не тру-дился владака Димитрий, он непременно оставлял значительный след в краеведении того или иного региона. Так, в Воронеже он подготовил и издал уникальную монографию «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (в 5 выпусках), подготовил к изданию наиболее полное «Жизнеописание святителя Митрофана, первого епископа Воронежского», издал справочник «Студенты Воронежской семинарии, обучавшиеся в духовных академиях» и др.; в Тамбове, Твери и Подольске он тщательно собирал сведения о местных подвижниках благочестия, которые систематически из-давались и впоследствии стали основой для его монументального до сегодняшних дней не превзойденного труда по агиографии и этологии «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и свя-тых угодников Божиих в нашем отечестве», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 го-дах. «Месяцеслов…» святителя Димитрия (Самбикина) - творение уникальнейшее по полноте и многоплановости сведений о русских святых, в том числе и о местночтимых, о святых мощах, иконогра-фии, крестных ходах, службах, а также о многих святых Вселенской Церкви с точки зрения их почитания на Руси. Особое внимание свя-титель Димитрий уделил не прославленным подвижникам благо-честия, благодаря чему составленный им «Месяцеслов» и в наше время сохраняет научное и практическое значение, особенно при подготовке новых канонизаций. Кроме того, в «Месяцеслов» были включены и обрядово-этнографические сведения, фольклор, и да-же фенологические заметки, так что этот труд является ценней-шим, а подчас и единственным источником для историков-краеведов.
Источник: Православие на Ольховатской земле. / сост. Рева К.А. - Воронеж: Редсколлегия Студенческого совета ВПДС, 2009.