Про свободу и достоинство

Sep 26, 2013 10:21

Петр Офицеров:
"Сегодня весь день прошел под впечатлением от письма Надежды Толоконниковой.
И даже не столько того, что там описано, после рассказов о сталинских лагерях это уже не удивляет, к сожалению.
Весь день при разговорах с разными людьми вижу странную смесь чувств и эмоций. Когда говорю им о недопустимости такого отношения к людям, к тем, кто за той стороной колючей проволоки. Ответы похожи на те, что есть в разнообразии в сегодняшних комментах на разных сайтах - их много и разных.
Но для меня в них ужасно не то, что их много, а то, что среди них людей, которые искренне считают, что пытки и унижение в колониях часть наказания - большинство.
Даже среди вполне приличных людей, с высшими образованиями и вполне себе гуманных, таких тоже много.
Показателен разговор с одним близким мне человеком, который в ответ на мое возмущение сказал, с характерной заминкой: "Ну, вы-то туда попадете понятно ни за что, а другие-то сами виноваты..."
И ведь это всё не злые люди, просто проблема гораздо глубже, чем в простой жестокости душ.
У нас очень смутные представления о свободе и ее потребности для человека. Большинство людей, считают что тюрьма - это такая законная пытошная на длительный срок, и человек, помещенный туда должен страдать физически, а также морально из-за дополнительных ударов судьбы.
И как-то так получилось, что для огромного количества людей само по себе лишение свободы таким наказанием не является.
Лишение свободы, лишение права куда пойти вечером или какой фильм посмотреть, спать или читать, есть или выпить, а также лишение возможности выбора многих других видов деятельности свободного человека - само по себе уже тяжелое наказание.
Свобода - это физически необходимая вещь, ее наличие чувствуешь на уровне осязания.
Когда я выбил у следователя поездку в Воронеж к клиенту, уже, будучи под подпиской почти год, просто перейдя линию досмотра во Внуковском аэропорту, я сразу ощутил, как иначе пахнет воздух возможностей, понимая, что следующий день ты проведешь пусть и за работой, но в другом городе.
Свобода физического перемещения, свобода выбора деятельности - это невероятно много в нашей жизни, но мы не замечаем этого, пока не лишимся. Это как с воздухом, пока он приятен и в достатке, мы дышим спокойно, но стоит ему испортиться, или почему-то исчезнуть, мы это мгновенно и болезненно замечаем.
И лишение свободы - это уже серьезное наказание. Именно оно предусмотрено УК, а не пытки и унижения.
Но самое страшное именно то, что люди здесь, на свободе, не понимают этого.
Такое осознание возможно лишь тогда, когда свобода для каждого человека становится самостоятельной ценностью, сравнимой с воздухом и семьей.
Только тогда, и только от тех, кто понимает ценность свободы, мы не услышим слов: «Они же там не на курорте».
Человек не должен быть наказан дважды за одно и то же. В наших тюрьмах и колониях именно это и происходит. Пытки, избиения, все то, что описано в этом и других письмах и рассказах, это давление на человеческое достоинство, давление до треска и распада.
Пеницентиарной системе деньги общество платит не за то, чтобы они воспроизводили Гулаг и Освенцим, а за то, чтобы они лечили само общество, в виде самых его опасных представителей, меняли их, улучшали, но не пытали.
Разрушение человеческого достоинства - плохой инструмент для перевоспитания преступников. В свое время в Нюрнберге, нацизм осудили, в том числе и за это.
Дело «Кировлеса» принесло мне много проблем, и обещает принести еще больше.
Но оно дало мне одну очень важную вещь - настоящее осознание физической ценности свободы. Осознания, которого раньше у меня не было, хотя говорил и размышлял об этом много: за чашкой кофе или кружкой пива.
Свобода - это то, что легко произнести, но сложно обрести для многих жителей нашей страны. Но обрести ее стоит каждому.
Свобода - это гораздо больше возможности напечатать что-то в интернете или поехать в Турцию летом.
Настоящее понимание свободы - когда ты дышишь ею как воздухом, и чувствуешь её необходимость для тебя.
Когда ты готов бороться за эту необходимость, в том числе и смиряясь с правом соседа на нее.
Только тогда когда каждый звук в этом слове будет действительно важен для большинства, только тогда мы получим реальные изменения в тюрьмах и вне их - в нашей стране."
Оригинал: https://m.facebook.com/petr.ofitserov/posts/617536551632600

must read

Previous post Next post
Up