Tarr Bela: I Used to Be a Filmmaker

Aug 19, 2014 11:41



«Можно запечатлевать имеющуюся реальность, а можно создавать свою», говорит Бела Тарр в «фильме о фильме», снимавшемся во время съемок «Туринской лошади». Мне всегда нравилось воображать, что люди, придерживающиеся в киноискусстве второго принципа, умеют каким-то волшебным образом, так сказать, материализовывать существующую только в их сознании «свою реальность», а когда этот фокус им удается, им и их ассистентам остается заниматься только уже «запечатлением»; фильм «Бела Тарр: я был кинорежиссером», экспонируя в известном смысле «изнанку чуда», разрушает мои иллюзии, убедительно свидетельствуя в пользу того, что «своя реальность» не только окончательно оформляется, но и вообще возникает уже только лишь на финальной стадии кинопроизводственного цикла, потому что то, что происходит на съемочной площадке, выглядит лишь нарушением естественных процессов в реальности «имеющейся», своего рода вторжением в нее, возможно - внесением в нее корректировок, но никак не полноценным замещением ее «своей». В силу этого документальный фильм про последний фильм Бела Тарра в какой-то степени принес мне разочарование - как, скажем, в некотором роде «прозаизирующий волшебство», но все-таки сильнее этого разочарования оказывается мое испытанное в связи с ним же воодушевление: ведь как не очаровывали бы тебя - именно в своей непостижимости - некоторые рукотворные чудеса света, ради утоления жажды постичь их природу (это такой развернутый эвфемизм для любопытства) ты при подходящем случае обязательно пожертвуешь своим счастливым насчет нее неведением
Previous post Next post
Up