Mar 16, 2016 13:39
3. Психологическая энергия.
В практике любого психолога, рано или поздно, происходит столкновение с явлением, которое многие называют психологическим вампиризмом. В данной книге, я не рассматриваю ситуации, в которых наивно говорят о явлении перекачки психологической энергии от одного человека к другому.
Встает вопрос почему, что я имею в виду?
Дело в том, что если речь идет о психологическом вампиризме, то нужно рассматривать только психику человека, и то, что происходит там - внутри неё. Эта позиция взращена не одним годом кропотливой работы.
Структура книги устроена так: вначале я рисую образ ситуации, которая обычно представляется, но наступает время следующей главы и этот образ рушится, так как на самом деле он неправильный, неверный, ложный. В этой книге одни и те же ситуации многократно повторяются, но оценка, которая им присваивается, меняется. Постепенно, вы понимаете, что мир привычных оценок не всегда верен, что на самом деле он и совсем неверен, и что его пора пересматривать, производя ревизию привычных картин воображения, чтобы нанести на них свежие краски - краски жизни.
В этой книге описываются ситуации, так как они представляются в мифологическом сознании, а затем миф разрушается. Это позволяет разбить зеркало, в котором человек видит не своё отражение, а отражение мифологических представлений. Структура этой книги помогает найти силы бросить первую землю в могилу психологического вампиризма.
Эта книга написана так, чтобы обмануть психологического вампира и дать возможность сознанию обрести силы для борьбы с ним.
В этой главе мне хочется рассмотреть вопрос о том, что же такое загадочная психологическая энергия. О чём идет речь, чем она измеряется, да и зачем нужно её описание? Начать стоит с описания самого главного понятия в психологии - психики человека. Ниже приводится три хрестоматийных описания психики:
Психика - (от греч. psychikos - душевный) - форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий - в плане идеальных образов.
Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с телесными процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.
Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью.
Вопрос о психологической энергии, подробно изучался в прошлом веке. Зигмунд Фрейд рассматривал психологическую энергию, которую назвал либидо. Он был убежден, что именно либидо является основой психологических процессов и черпается из сексуальных инстинктов. Он же предложил рассматривать психику, как совокупность трех компонентов структуры личности: Эго, Суперэго и Оно (ид).
ЭГО (от лат. ego - Я). Эго образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Эго черпает свою энергию в Оно, под давлением которого Эго должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Эго вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, который безраздельно господствует в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Эго взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. Кроме того, в отличие от Оно Эго стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях индивида, основанных на здравом смысле и благоразумии. На этом пути во взаимоотношениях Эго и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Суперэго и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. В этой ситуации Эго часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Эго часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывает конфликты Оно с реальностью. В то же время Эго находится под контролем Суперэго, предписывающим Эго определенные нормы поведения и наказывающим в случае непослушания чувством неполноценности и сознания вины. Если Эго вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Суперэго, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Эго более независимым от Суперэго, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые области Оно и тем самым укрепить Эго.
Суперэго - один из компонентов структуры личности в теории Фрейда. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, Суперэго представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго субъекта. Механизмом формирования Суперэго выступает идентификация со Суперэго родителей и других воспитателей. Отсюда Суперэго является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Суперэго присущи несколько взаимосвязанных функций. К ним относятся: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования я-идеала. Если Эго поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно, и делает что-либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание Эго в форме чувства стыда и раскаяния. Одной из функций Суперэго выступает формирование Я-идеала, с которым Эго (Я) соизмеряет себя, к которому стремится и чье требование постоянного самосовершенствования старается выполнить. Суперэго находится в постоянном антагонизме с Оно (Ид), запрещая Эго выполнять его стремления и желания.
ОНО (Ид) - один из компонентов структуры личности в теории Фрейда. Представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Для процессов в Оно не существует логических законов, по этому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные им пульсы, которые могут объединяться в компромиссные образования под давлением принципа экономии для разрядки энергии. Оно не знакомы никакие оценки, добро и зло, никакая мораль. Оно иррационально и бессознательно и потому находится в антагонизме с Суперэго, включающем моральные стандарты и запреты. Особенностью Оно является отсутствие течения процессов во времени. Импульсивные желания, находящиеся в Оно, и через десятилетия ведут себя так же, словно возникли заново. Признать в этих влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое учение.
Адлер рассматривал психологическую энергию, как совокупность социальных потребностей человека.
Вильгельм Райх изучал энергию, которую назвал оргон, и считал, что не сам человек её воспроизводит, а черпает из окружающего мира. Он даже придумал прибор, позволяющий накапливать энергию, за что был посажен в тюрьму, как мошенник, где и скончался.
Как видите, страсти вокруг психологической энергии кипели нешуточные. Были еще десятки научных работ, посвященных изучению загадки психической энергии, но опять таки, они не получили точных подтверждений у естествоиспытателей.
И всё же, кто из них прав, а кто нет, остаётся до сих пор тайной. Каждая из созданных теорий справедлива для каждого человека, и, пожалуй, они сливаются в одну целостную концепцию представлений о человеке и его энергии.
Не берусь судить о названиях каналов течения психологической энергии, на самом деле их слишком много, и сводить их к одному единственному названию, считаю занятием бессмысленным.
Важнее вопрос, откуда человек берет психологическую энергию, а черпается она из пищи и Солнца. Вроде бы все просто, но не совсем. Важно понять, как человек ей распоряжается, вот это уже интересно. В конце концов, неважно, откуда у вас появилась вещь, кто знает, может быть, её подарили, может вы её купили или нашли. Важно другое, а именно, как вы этой вещью пользуетесь - используете ли её в своих интересах или наоборот, во вред.
Так же обстоят дела и с психологической энергией, которую я предлагаю измерять в…, шоколадках. (А почему бы и нет? суть от этого не меняется, зато становится понятно, что это такое).
Многие люди потребляют огромное количество калорий, совершенно не представляя, куда же они будут девать приобретенную энергию.
И действительно, куда же она девается?
Известно, что на самом деле тело не способно потребить более тридцати процентов потребляемой энергии - оставшиеся семьдесят потребляет мозг. Странно, скажете вы, куда же он её расходует?
Вот тут начинается настоящая магия, иначе это не назовешь. Представьте себе, что ученый, скажем математик, думающий круглосуточно, и обычный человек не связанный с абстрактными понятиями высшего порядка, потребляют одинаковое количество пищи, и, разумеется, их мозг потребляют одинаковое количество энергии, но вот результат мышления не одинаков. Вы скажете, что ученый математик затрачивает большее количество энергии, но я с вами не соглашусь. Мозг не мышцы атлета, он потребляет приблизительно одинаковые порции энергии, но вот получаемый продукт мыслительной деятельности разный. Ну, если с математиком нам более-менее всё понятно, то куда же девает потребленную энергию обычный человек?
Давайте задумаемся, что же происходит в каждом из нас. Мир окружающий таит в себе миллиарды загадок, которые мы с легкостью можем разгадать. Например, почти все взрослые люди знают, что они будут делать на следующий день, следовательно, психологическая энергия тратиться на планирование будущего дня. Каждый из нас знает, какими обязанностями мы обременены, следовательно, на поддержание их в памяти тратится определенная часть психологической энергии. Этот список необходимо пополнить такой категорией, как образы близких людей, ведь и на удержание в памяти важных событий, связанных с ними, также тратиться энергия. И вот представьте, вы знаете, что завтра вечером намечен поход с сыном в театр. Вы продумываете в чем пойдете, как будете выглядеть, да и то, во что оденется сын. Но, происходит нечто незаурядное: вечером сын появляется с синяком под глазом, что естественно кардинально меняет планы.
В голове был создан четкий план действий, была затрачена психологическая энергия, и вот появляется сын, который всё рушит. Следовательно, вам приходиться создавать новую схему завтрашнего вечера, затрачивая психологическую энергию, и не забывайте о том, что вы обязательно потратите большую её часть на ругань сына.
Итак, что необходимо сделать, чтобы нормализовать психологическое состояние? Разумеется, первым делом съесть шоколадку. Вторым действием будет не ругань на сына, а вполне корректная помощь, которую он ждёт. Третьим вашим действием будет обработка мужа, чтобы он вместо вечернего похода в гараж к машине, пошел в театр.
Как видите не так уж всё сложно, если попытаться контролировать течение психологической энергии, и не позволять ей бессмысленно расплескиваться на гнев. Да и поход в театр с сыном, у которого подбит глаз не так уж и страшен, так как зрители ходят в театр для того, чтобы смотреть на сцену, а не на вашего сына, и вряд ли обратят внимание на его фингал.
Почему же первой реакцией будет гнев, на и так наказанного сына?
Дело в том, что причины в этом будет как минимум две. Первая причина в том, что придется пересматривать планы. Вторая в том, что сын попал в нестандартную для вас ситуацию. Хочу обратить внимание на то, что ситуация нестандартна именно для вас, а не для мальчика, которому приходится отстаивать честь, и для него эта ситуация как раз явление стандартное. Я неслучайно выделил первой причиной именно то, что вам придётся пересматривать планы, на обдумывание которых вы потратили энергию мозга, и он, вследствие каких-то своих внутренних причин, совершенно не намерен отказываться от своего труда. Так что основная причина гнева - именно нежелание мозга еще раз трудиться. А почему? Ведь он часть вашего тела, предназначеная для мышления, это и есть его функция, которую он обязан выполнять.
Но есть еще одна причина гневного поведения: дело в том, что в момент, когда вы начинаете гневаться, вы как бы раскачиваете амплитуду психической энергии, сливая накопившуюся энергию вовне. Но не подумайте, что вы отдаёте психологическую энергию, всё обстоит иначе. Обмен психологической энергией невозможен. Все происходит внутри психики. Там, внутри психологического аппарата, образ сына является донором психологической энергии, которую вы с удовольствием из него выкачиваете, наслаждаясь его беззащитностью в физическом мире. Да-да, всё именно так, а не иначе. Или вы считаете наоборот?
Должен вас разуверить, вы же не будете спорить, что после проявления гнева становится как будто легче, а сын находится в подавленном настроении. Вы же не будете спорить с тем, что ничего не получится, если сидеть сложа руки и представлять шоколадку - от этого она не появится. Надо сделать нечто физическое, чтобы она появилась у вас в руках. Точно так же обстоит дело и с обменом психологической энергией.
Вначале у вас формируется позитивное или негативное представление о поведении сына. Затем психика соотносит его поведение с поведением знакомых детей, и только после этого вы выбираете линию поведения. Весь этот процесс, как правило, не осознается, но тем не менее, он есть.
Конечно, после проявления гнева вы постараетесь компенсировать поведенческий промах, задабривая сына, то есть подпитывая его той энергией, которую он вам дал. Опять таки, не стоит понимать этот обмен как нечто материальное. Обмена психологической энергией между людьми нет. Все происходит в психическом аппарате.
Вот такой порочный круговорот психологической энергии, которая вроде бы берется из пищи и из Солнца, и измеряется в шоколадках.
4. От чего и что стоит защищать на самом деле.
Во-первых, защищать стоит своё самолюбие. Именно его травма наносит непоправимый ущерб личности. В современной жизни имеются множество способов не допустить оскорбление самоуважения - крепостное право отменили. Сейчас нет такого, что вас может кто-то безнаказанно унизить или оскорбить. Существует целая армия адвокатов, грезящих судебными процессами об оскорблении личности. Всегда помните о них, когда вас кто-либо оскорбляет - это поможет вам улыбнуться, и низвергнуть вашего противника в тартарары. Именно оскорбленное самолюбие способно полностью исчерпать ресурсы психологической энергии, оставив вас ни с чем, и тогда может начаться развиваться депрессия, со всеми вытекающими последствиями, когда жизнь кажется ужасной, омерзительной и отвратительной. Но посмотрите вокруг, разве люди перестали улыбаться? Разве они перестали радоваться жизни? Нет!? Значит, и у вас нет поводов расстраиваться, а есть повод заставить своё самолюбие вновь полюбить вас.
Во-вторых, защищаться стоит от навязанных извне ценностей. Современное общество перенасыщено рекламными носителями навязывающих неспецифические, то есть, попросту говоря, ненужные вещи, на добывание которых тратиться драгоценное время жизни. Будьте умнее! Занимайтесь творчеством, сами создавайте носители ценностей и сами ценности. Это приносит колоссальное удовлетворение, а на соответствие инородным ценностям не останется времени. В конце концов, вы вообще перестанете соотносить себя с некими рекламными образами. Кстати, несоответствие социальным нормам в современном обществе стоит на первом месте среди причин самоубийств.
Подумайте, людям так долго навязывают некие представления о том, как они должны выглядеть, и если человеку не удаётся создать у себя навязанный образ поведения в среде навязанных ему вещей, у него развивается депрессивное состояние. К сожалению, настроение людей, в современных мегаполисах нельзя назвать положительным. Я связываю это в первую очередь с обилием рекламы, навязывающей человеку стереотипы поведения.
Разве это не преступление социума перед человеком? Разве не преступление навязать определенные социальные нормы поведения, а когда у человека не получается им соответствовать - отказываться от него?
В-третьих, защищаться стоит от неприятных мыслей. Они не материальны, но их воздействие вполне материально.
Откуда эти мысли берутся?
В лондонском метро давно заменили таблички «нет выхода» на таблички «выход рядом», чем сократили вдвое количество самоубийств. В психологии есть понятие психологического вируса. Это такая гадость, которая, попадая через уши или глаза, начинает разрушать оборону психики. Как правило психологические вирусы только разрушают оборону психики, расшатывая основы мировоззрения, но за ними подтягиваются настоящие разрушители, не оставляющие в психике рациональных звеньев. Примитивным примером психологического вируса являются приметы. Так существует примета ставить веник вверх метлой, чтобы он не вымел деньги из дома.
Разберем этот вирус-агент психологического вампиризма. Итак, прежде всего, когда говорят об этой примете, то не говорят, что веник самостоятельно выметет деньги, а говорят, что денег не будет. Естественно мозг пробует разгадать эту загадку, так как веник не может подобраться самостоятельно к деньгам, а уж тем более их вымести из кошелька. Но, есть примета, по которой веник, поставленный метлой вниз, выметает деньги из дома. Естественно, на сознательном уровне вы перестанете думать об этом, но вот бессознательное, проглотившее этот вирус, будет старательно выискивать веник, который стоит метлой вниз. В результате если действительно задерживают зарплату, вы начинаете обвинять веник, а не начальство в том, что у вас нет денег.
Бред, правда?!
На самом деле для психики, особенно для бессознательного ситуация с веником не является бредом. В бессознательном, существуют представления о том, что ведьмы летают на метлах, что любой предмет или вещь может самостоятельно передвигаться, изгибаться, наносить вред или убыток. В бессознательном царствует магия трансформации реальности, поэтому там веник может добраться к вашему кошельку и вымести оттуда деньги. Как только вы позволите этому вирусу-примете проникнуть в бессознательное, он сразу начинает разрушать оборону бессознательного перед сознанием. В результате вы сознательно ставите веник к верху метлой и следите за тем, чтобы он так и стоял.
В случае с табличками лондонского метро, табличка «нет выхода» и была тем могучим психологическим вирусом, способным убить человека. Посмотрите в вашем метро, есть ли там такие таблички? Если есть, то вы можете подать на метрополитен в суд из-за сниженного настроения, и привлечь на свою сторону не только юристов, но и психологов, которые докажут судье, что люди повесившие такую табличку наносят вред вашей жизни.
Психологических вирусов сотни тысяч, и не все возможно отсеять и проанализировать. Но в любом случае, когда становится понятно, что в психику попал некий психологический гад, который мешает жить, проанализируйте его, выведите его из тьмы бессознательного на свет сознания, и тогда вы с лёгкостью с ним справитесь, прекратив его разрушительное действие.
Надо сказать, что психологические вирусы содержатся и в открытой рекламе висящей на стендах, вы их слышите по радио, видите по телевизору. Единственный канал, по которому вы не можете подцепить эту заразу - это дыхание.
Психологические вирусы, несмотря на свой крохотный размер, это очень мощные психологические вампиры, способные полностью иссушить резервуары энергии, и единственный способ победить, это осознать их. Опознать психологический вирус просто - для этого необходимо вспомнить те нелепые ограничения, которым вы следуете. Например, истории связанные с черными кошками или числом тринадцать. Как только вы начнете осознавать всю нелепость связанных с этими «приметами» событий, так сразу вы приобретете способность не обращать на эти приметы внимания.
Кстати, чаще всего психологические вирусы атакуют самое слабое звено в психике человека. Таким слабым звеном выступает Суперэго. Именно оно способно поразиться этой заразой, постепенно распространяя его на эго. Оно медлительно будет доказывать, что вы не соответствуете, не имеете, не будите иметь и прочие не, при этом, старательно запрещая вам приобрести вещь, навязанную вам извне.
Парадокс? Нет, совсем наоборот. Дело в том, что это весьма характерное поведение для маленького, капризного ребенка, неспособного понять, чего же он хочет. Так что выращивайте Суперэго, делая его взрослым и компетентным. Не обращайте внимания на то, что оно может говорить взрослым голосам, оно всего лишь копирует голоса значимых для вас людей. Старайтесь научить его настоящей взрослой корректности и ответственности за вас, так как оно и есть вы.
И помните, выход есть всегда и везде, даже там, где нет входа.