A. С. Пушкин. Издание 1953 год, илл. Дехтерева
https://kidpix.livejournal.com/1170303.html?ysclid=m1djfs7u8i438003271 Сказки Пушкина с рисунками Бориса Дехтерева
https://red-balls.livejournal.com/295721.html?ysclid=m1dhc4f4jw616877931В 1953 году Детгиз выпускает сборник сказок Пушкина с иллюстрациями своего главного художника Бориса Дехтерева, где были собраны рисунки к ранее выходившим отдельным изданиям.
Книга была подарочного формата, красиво сделанная, в супере, но все рисунки были черно-белые, хотя, как мы знаем, по крайней мере часть рисунков изначально была нарисована в цвете. Спустя десять лет вышло новое издание этого сборника, был нарисован новый многофигурный супер в замен орнаментального, дано немного другое оформление, некоторые рисунки были изменены и часть (только часть) рисунков была напечатана цветом. И лишь спустя тридцать лет, в 1993 году появилось еще одно издание, где уже все эти рисунки были напечатаны цветными, но, к сожалению, хоть и печаталось оно с оригиналов, печать была не слишком хороша, тем более странным было соединение в одном сборнике рисунков Бориса Дехтерева и Юрия Ракутина.
Книга 1993 года прошла не очень замеченной, а вот издание 1963 года стало настоящей редкостью, хорошо известной библиофилам, многие помнили книгу и с детства. И, видимо, объединяя эти два издания, часто обсуждалось, что рисунки то были цветные, вот бы их переиздать, но в достойном качестве! Но делать это с книг было невозможно, оставалось искать оригиналы.
В 2009 году акварели Дехтерева к Сказкам Пушкина показала на выставке в Москве Школа акварели Сергея Андрияки (где, кстати, очень хорошая музейная коллекция работ в этой технике), причем было понятно, что речь идет не о единичных рисунках (отдельные рисунки, есть, например, в Музее Пушкина на Мойке), а именно о комплекте. С тех пор и жила идея сделать книгу, опираясь на оригиналы. Но договориться об издании получилось лишь в декабре 2021 года.
В основе нашего издания 2022 года лежит издание 1963 года, но в том составе рисунков, которые сохранились до настоящего времени. Уцелело практически всё полностью: нет рисунка на контртитул (Пушкин и няня, он потом использовался Дехтеревым в сборниках стихов), нет одного или двух рисунков к Золотой рыбке, вместо одного рисунка в Салтане в 1993 году использовался явный эскиз, мы не стали его ставить, к тому же он сильно поврежден и не уцелела одна маленькая концовка к Мертвой царевне, которая еще была в 1993 году. Все остальное с сохранившихся оригиналов. Музей ставит датировку - 40-е-50-е годы XX века.
Работы сохранились хорошо, яркие чистые прозрачные краски акварели. Сами работы некрупные, у нас в книге небольшое увеличение: где-то на 120 процентов от оригинала. Есть понимание, что работы рисовались не для единого проекта: очень разный формат иллюстраций, разные пропорции. Часть иллюстраций имеет жесткую прорисовку тушью по контору (это вся Золотая Рыбка и часть Балды), у Золотой рыбки также есть жесткий контур по краям рисунка, был вариант это убирать, но в итоге решили оставить, чтобы минимально трогать иллюстрации. Не могу сказать, на каком этапе была эта прорисовка, не исключено, что для отдельных изданий позже 1963 года (именно Рыбка большое количество раз выходила отдельной книгой, как в цветном, так и в черно-белом варианте, не исключаю, что для какого-то издания Дехтерев и корректировал работы, в 1993 году они уже были с тушью).
Как человек, верставший далеко не первый сборник Сказок Пушкина (Билибин, Маврина, Назарук), не могу не отметить, как по-разному художники заостряют внимание на разных эпизодах, кого что привлекает, у кого где больше "своих" моментов. Вот Сказка о Салтане: три девицы прядут и сразу бочка! Зато очень много Гвидона. Обычно все тщательно вырисовывают 33 богатыря, а тут Дехтерева больше интересует не чудо чудное, а реакция Гвидона. Или Мертвая царевна: художники любят эпизоды, как королевич Елисей ищет невесту: с Солнцем поговорил, с Луной - сколько всего декоративного! а тут всего этого нет, зато целый полосный рисунок на момент пробуждения невесты. При этом художник больше внимание уделяет противостоянию злая мачеха/кроткая падчерица
Дехтерев мастер именно сцен, не портретов (если заметите, лица у него всегда не прописаны и довольно схематичны), герои даются почти всегда в полный рост, нет общих картин-пейзажей (как у Кочергина), нет вариативности ракурсов, а есть сцена - у него на секунду все замирают, как в стопкадре, отсюда и некоторая театральность, но при этом хорошая театральность, нет статичности, все герои в движении. Дехтерев как бы разыгрывает в иллюстрации некую сцену из сказки, расставляя актеров-персонажей.
Иллюстратор - Борис ДЕХТЕРЁВ:
https://valsur.livejournal.com/91403.html КОЛЛЕКЦИОНЕР ДЕТСКИХ КНИЖЕК:
https://kidpix.livejournal.com/1808820.html