Проект «Искусство жить дома»
https://vk.com/wall-83249105_16416 посвящен исследованию мемориальных пространств деятелей культуры и науки посредством современного искусства. Проект был впервые реализован осенью 2022 года в Санкт-Петербурге и в Москве. В 2024 году «Искусство жить дома» выходит за пределы двух столиц: художественные интервенции в дома-музеи состоятся в Нижнем Новгороде, Владикавказе, Калининграде, Екатеринбурге, Москве и Томске. Лейтмотивом проекта стала тема игры, принимающей разнообразные формы и отражающей культурные, социальные и философские ценности различных эпох.
https://livingwithart.ru/В Санкт-Петербурге кураторы проекта и художники приглашают зрителей по-новому взглянуть на привычные мемориальные музеи-квартиры и дома знаменитых петербуржцев прошлого. Отправной точкой для размышлений стала игра, которая, подобно искусству, способна вызывать эмоции, объединять, побуждать к размышлениям и обнажать глубокие связи, а также переносить нас в альтернативные реальности, позволяя взглянуть на мир через разные призмы.
Проект «Искусство жить дома» (25 апреля - 30 июня 2024) включает исследование личности, погружение в контекст места и выстраивание интеллектуального диалога эпох. Специально для «Искусства жить дома» современные художницы и художники разработали сайт-специфичные проекты, которые бережно интегрировали в постоянные экспозиции домов-музеев.
1. Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова был торжественно открыт 5 декабря 1946 года на базе ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). С 1953 года - филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина.
https://livingwithart.ru/nekrasov_museum Проект Александры Гарт «Игра в классика»
посвящен увлечению Николая Некрасова картами. Произведения современной художницы встраиваются в постоянную экспозицию музея-квартиры известного поэта и мимикрируют под классические предметы мемориального пространства, вовлекая зрителя в визуальную игру и поиск новых объектов.
Николай Некрасов любил карточные игры. О его везении и мастерстве слагали легенды, а игральный стол пустовал редко. Современник поэта Александр Михайлович Скабичевский отмечал: «Между тем как Некрасов вносил в издательское дело азарт игрока, в свою очередь, в самый разгар карточных турниров никогда не покидал его рассудок, который взвешивал с хладнокровием математического расчета все шансы выигрышей и проигрышей». На карточные партии в гости к поэту приезжали высокопоставленные особы, писатели, деятели культуры. Свое увлечение он описывал в стихах и в прозе: фельетон-водевиль «Преферанс и Солнце» - настоящее восхваление этой игры в литературе.
Александра Гарт создала три серии объектов, отсылающих к игровым форматам в искусстве. Ключевое произведение экспозиции музея-квартиры - «Четырехмерие»: эта покерная схема создана Романом Михайловым, писателем и математиком, в ней зашифрована четырехмерная сфера, где четвертое измерение означает память. Размещенная в зале, где проходили карточные партии, покерная схема на первый взгляд отсылает непосредственно к игре, но в то же время символизирует новый концептуальный слой, который возникает в пространстве мемориального музея вместе с появлением здесь современного искусства.
В гостиной Авдотьи Панаевой Александра Гарт заигрывает с внимательным зрителем и заставляет его задуматься: где объект современного искусства, а где мемориальный объект постоянной экспозиции. Художница размещает свои работы, салфетки из текстиля с вышитыми крестиком покерными схемами, в «женской» комнате. Традиционность медиума и нежный колорит позволяют произведению идеально слиться с интерьером, в то время как сюжет и форма не соответствуют времени и месту, вызывая контекстуальный диссонанс.
Продолжая визуальную игру со зрителем в мемориальном музее, Александра создает заключительную серию работ «Игра в классика», напоминающих об излюбленном занятии скучающих школьников - разрисовывании учебников. К гравюрам XIX века добавлены детали, отсылающие к жизни и творчеству Некрасова. На изображении русского крестьянина появляются многочисленные зайчики; английский пойнтер Кадо, любимый пес поэта, погибший на охоте от нелепой случайности, закрашен черной краской; идущие с поля крестьяне превращаются в «толпу мертвецов» из фантасмагорической сцены в «Железной дороге» и пр. На столе в столовой, где Николай Некрасов с друзьями не раз обсуждал литературные и редакторские дела, расположился большой лист графики - железная дорога как символ идей поэта, тяжелого пути и неизбежности судьбы. Этот проект - новый взгляд на личность и знаковые события жизни поэта через призму времени и творческого осмысления художницы.
2. Музей В. В. Набокова располагается на первом этаже особняка на Большой Морской, 47, принадлежавшего семье писателя до эмиграции из России. В 1998 году, накануне столетия Владимира Набокова, в его доме был официально открыт музей. В 2008 году он вошел в структуру СПбГУ.
https://livingwithart.ru/nabokov_museumВера Петровская
Проект Веры Петровской «Чудо»
В литературной вселенной Владимира Набокова автор часто принимает божественную роль, оркестрируя судьбы персонажей мастерским умением и наполняя свои повествования прихотливыми загадками и игрой. Богоподобный автор манипулирует персонажами, создает иллюзии, размывая границы между реальностью и вымыслом. Владимир Владимирович противопоставляет мир обыденный и воображаемый, создавая двоемирие - один из основных принципов набоковской поэтики. Интригуя читателя, заставляя его искать и отгадывать, задаваться вопросами, Набоков всё время намекает на двойственность и противоречие. Художница Вера Петровская обращает внимание на то, что в прозе писателя часто возникает тема света и тени, контраст между которыми становится метафорой дихотомии, присущей человеческому опыту, где есть любовь и потеря, красота и увядание, жизнь и смерть. «Господи, ведь знают же люди, что я не могу уснуть без точки света, - что бред, сумасшествие, смерть и есть вот эта совершенно черная чернота!» («Другие берега»). Набоков хорошо знает, что свет и тень - это инструменты художника, определяющие формы предметов, работая с которыми можно добавить глубину и сложность, а поменяв эффект кьяроскуро - даже трансформировать предмет. Вера создает черные ящики со светом внутри, в них воплощены метафоры жизни - колыбель, дом, дверь. Подглядывая в прорези ящиков, смотрящий превращается в наблюдателя или соглядатая, приобщающегося к тайне.
Одна работа создана в виде ящика с театром теней: зритель крутит ручку, а изображения движутся на световом экране. Художница в игровой манере как бы наделяет зрителя силой творца, проявляющего сущности и активно участвующего в их возникновении. Тут же, совсем рядом, в экспозиции на столе возникают образы бабочек, они - как тени идей, по-платоновски помещающие читателя и зрителя в мир иллюзий автора, где всё изменчиво и непостоянно. Но сачок метафорически улавливает эти образы, позволяет их на время задержать, становясь инструментом анамнезиса, дающего возможность человеческой бессмертной душе припомнить мир истинных идей, которые она созерцала до своего рождения:
О, поклянись, что веришь в небылицу,
что будешь только вымыслу верна,
что не запрёшь души своей в темницу,
не скажешь, руку протянув: стена.
Вместе с темой игры света и тени в экспозиции присутствует мотив чуда жизни и чудесного, так сильно интересовавший писателя. В своем последнем завершенном романе «Взгляни на арлекинов!» Набоков пишет: «Довольно кукситься! - бывало восклицала она. - Смотри на арлекинов! Каких арлекинов? Где? Да везде! Всюду вокруг. Деревья - арлекины, слова - арлекины. И ситуации, и задачки. Сложи любые две вещи - остроты, образы, - и вот тебе троица скоморохов! Давай же! Играй! Выдумывай мир! Твори реальность!» Вере Петровской близка идея сотворения параллельного волшебного мира, и она создает книги художника, а внутри заключено то самое чудо - удивление и сюрприз для зрителя, «стереоскопическая феерия», тайна, которую, найдя ключи, можно постичь. Вера Петровская предлагает зрителю включиться в игру и собрать ключи, просматривая книги художника, чутко следя за театром теней и другими объектами в экспозиции. Писатель постоянно играл с читателем, заставляя его решать литературные шарады, расшифровывать словесные ребусы, прозревать сюжетные уловки. Набоков считал, что такие мистификации - это равноправный диалог с читателем, особый вид интеллектуального и эстетического удовольствия.
3. Дом № 2 на 7-й линии Васильевского острова - «Дом академиков» - известен в Петербурге своими учеными жильцами. Здесь в разное время жили академики Владимир Иванович Вернадский, Яков Карлович Грот, Александр Петрович Карпинский, Сергей Федорович Ольденбургский и многие другие. В конце 1918 года квартира № 11 этого дома была предоставлена Ивану Петровичу Павлову. Здесь ученый прожил почти 18 лет, вплоть до своей смерти в феврале 1936 года.
Сегодня квартира И. П. Павлова - уникальный музей, в котором сохранились не только подлинные интерьеры и обстановка квартиры, но и личные вещи, коллекции ученого (бабочек, живописи, книг), а также та необыкновенная атмосфера, которая была при его жизни. Об этой квартире Иван Петрович говорил, что это «единственный результат моей полувековой напряженнейшей научной работы».
Проект «Reflexio. Сигнал сигналов». Дарья Правда
В литературной вселенной Владимира Набокова автор часто принимает божественную роль, оркестрируя судьбы персонажей мастерским умением и наполняя свои повествования прихотливыми загадками и игрой. Богоподобный автор манипулирует персонажами, создает иллюзии, размывая границы между реальностью и вымыслом. Владимир Владимирович противопоставляет мир обыденный и воображаемый, создавая двоемирие - один из основных принципов набоковской поэтики. Интригуя читателя, заставляя его искать и отгадывать, задаваться вопросами, Набоков всё время намекает на двойственность и противоречие. Художница Вера Петровская обращает внимание на то, что в прозе писателя часто возникает тема света и тени, контраст между которыми становится метафорой дихотомии, присущей человеческому опыту, где есть любовь и потеря, красота и увядание, жизнь и смерть. «Господи, ведь знают же люди, что я не могу уснуть без точки света, - что бред, сумасшествие, смерть и есть вот эта совершенно черная чернота!» («Другие берега»). Набоков хорошо знает, что свет и тень - это инструменты художника, определяющие формы предметов, работая с которыми можно добавить глубину и сложность, а поменяв эффект кьяроскуро - даже трансформировать предмет. Вера создает черные ящики со светом внутри, в них воплощены метафоры жизни - колыбель, дом, дверь. Подглядывая в прорези ящиков, смотрящий превращается в наблюдателя или соглядатая, приобщающегося к тайне.
Одна работа создана в виде ящика с театром теней: зритель крутит ручку, а изображения движутся на световом экране. Художница в игровой манере как бы наделяет зрителя силой творца, проявляющего сущности и активно участвующего в их возникновении. Тут же, совсем рядом, в экспозиции на столе возникают образы бабочек, они - как тени идей, по-платоновски помещающие читателя и зрителя в мир иллюзий автора, где всё изменчиво и непостоянно. Но сачок метафорически улавливает эти образы, позволяет их на время задержать, становясь инструментом анамнезиса, дающего возможность человеческой бессмертной душе припомнить мир истинных идей, которые она созерцала до своего рождения:
О, поклянись, что веришь в небылицу,
что будешь только вымыслу верна,
что не запрёшь души своей в темницу,
не скажешь, руку протянув: стена.
Вместе с темой игры света и тени в экспозиции присутствует мотив чуда жизни и чудесного, так сильно интересовавший писателя. В своем последнем завершенном романе «Взгляни на арлекинов!» Набоков пишет: «Довольно кукситься! - бывало восклицала она. - Смотри на арлекинов! Каких арлекинов? Где? Да везде! Всюду вокруг. Деревья - арлекины, слова - арлекины. И ситуации, и задачки. Сложи любые две вещи - остроты, образы, - и вот тебе троица скоморохов! Давай же! Играй! Выдумывай мир! Твори реальность!» Вере Петровской близка идея сотворения параллельного волшебного мира, и она создает книги художника, а внутри заключено то самое чудо - удивление и сюрприз для зрителя, «стереоскопическая феерия», тайна, которую, найдя ключи, можно постичь. Вера Петровская предлагает зрителю включиться в игру и собрать ключи, просматривая книги художника, чутко следя за театром теней и другими объектами в экспозиции. Писатель постоянно играл с читателем, заставляя его решать литературные шарады, расшифровывать словесные ребусы, прозревать сюжетные уловки. Набоков считал, что такие мистификации - это равноправный диалог с читателем, особый вид интеллектуального и эстетического удовольствия.
Организаторы проекта: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина -
Финансовый институт развития ДОМ. РФ
География проекта
http://museum.ru/prof/news.asp?Id=84636