С 27 марта по 2 июня 2024 года в Эрмитаже в Санкт-Петербурге проходит выставка
«…И сделаем себе имя. К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня».
«Вавилонская башня» - картина, созданная между 1606 и 1620 годами Тобиасом Верхахтом при участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка и Абеля Гриммера.
Это редкий образец коллективного труда у фламандских художников эпохи барокко.
В XVI-XVII веках в Европе в связи с бурным развитием торговых городов, экономических и культурных связей, общения и дипломатии, невероятную популярность обрела легенда о строительстве Вавилонской башни и смешении языков. Множество живописных работ изображали башню в окружении современных художникам реалий - архитектуры, строительной техники, ремёсел и костюмов.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/cycle-tower-of-babel-tobias-verhaechtНа картине Тобиаса Верхахта из собрания Государственного Эрмитажа можно увидеть как отсылки к разным философским прочтениям библейского мифа, так и уважение к точным наукам - геометрии и математике, выразившееся в детальном отображении правил архитектуры и строительной техники.
1.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-1Эрмитажная картина занимает уникальное место среди известных на сегодняшний день произведений с изображениями Вавилонской башни. Она отличается трудоёмкостью исполнения, многочисленностью деталей, и самое главное - нетривиальным авторством. Работа принадлежит кисти четырёх наиболее значительных художников.
Как правило, картины этой группы исполнялись двумя мастерами. Участие в исполнении картины сразу четырёх авторов первого эшелона - пример уникальный в мировой истории искусства. С иллюзорной тщательностью исполнена сама башня, архитектурные особенности которой выписаны до мельчайших деталей. Процесс возведения башни исполнен с поражающим воображение количеством мелких подробностей.
Центральную часть картины занимает изображение громадной Вавилонской башни, имеющей вид ступенчатой пирамиды. Такая форма постройки является довольно редкой в живописи. Чаще всего она изображалась художниками круглой в плане, в виде усечённого конуса. Архитектурный облик стен Вавилонской башни отсылает зрителя к памятникам эпохи Возрождения, основными принципами которых были использование ордерных построений колонн, арок, аркад. От основания башни вверх расходятся широкие пандусы, по которым поднимаются нескончаемые вереницы повозок со строительными материалами. Ступени-этажи представленной на картине пирамиды настолько широки, что на них умещается великое множество построек: жилые дома, торговые лавки, таверны, складские помещения, конюшни, мастерские ремесленников. Общественные строения, находящиеся на ярусах башни, имеют архитектурные формы, использовавшиеся в строительстве западноевропейских городов XVI-XVII веков. Здесь можно увидеть типичные для европейских городов бытовые сценки. С точностью и большой реалистичностью выписаны технические приспособления для строительства - подъёмные механизмы и лебёдки. Справа, на первом этаже башни можно увидеть кузнечные «цеха», из которых вырываются языки пламени. Движущиеся по этажам башни вереницы повозок и людских потоков создают впечатление бесконечного движения. Благодаря им башня воспринимается как единый живой организм, все части которого устремлены к небесам, где уже среди облаков высится недостроенная вершина сооружения.
Башня представлена как грандиозный строительный объект с недостроенной верхней частью, показывающей зрителю кирпичные несущие стены, пока ещё лишённые каменной облицовки. Этот момент представляется важным, так как с помощью такого приёма художник не только показывает нереализованность замысла строителей, но и доводит до нашего восприятия слова библейской легенды о строительстве башни именно из кирпичей: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести». Так в библейском тексте подчёркивалось, что материал для строительства являлся рукотворным, созданным человеком, а не природой.
2.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-2Создатели картины «Вавилонская башня» с поразительной точностью и детальными подробностями передали не только её предполагаемые архитектурные формы, но и отобразили процесс подготовки строительных материалов и смесей. Надо сказать, что художники поместили башню в современные им реалии, изобразив технику и технологии строительства, действительно существовавшие в Европе XVII века. Среди пейзажа, в правой части картины можно видеть ряд печей, использовавшихся для обжига кирпичей и процесса выжигания извести. Основным строительным материалом в XV-XVII веках в Западной Европе был тёсанный естественный камень и обыкновенный кирпич на известковом растворе. Известь является продуктом жжения известняка, мела, доломита и т. п. при высоких температурах. В строительстве использовали так называемую «гашёную известь», то есть известь, вступившую в реакцию с водой. Её гидратация являлась очень медленным процессом, поэтому гасили известь в специальных ямах - засыпали в них уже обожжённый известняк, заливали водой и оставляли на время не менее одного месяца. Такие ямы для гашения извести, имеющие почти квадратные формы, можно видеть на рассматриваемой картине недалеко от печей, на берегу реки в правой части композиции. Рядом изображены навалы уже высушенной извести, которую рабочие грузят на повозки и отправляют на стройку. Обращает на себя внимание устройство повозок, запряжённых лошадьми. Здесь представлен так называемый саксонский тип повозки, распространённый во всей Европе для перевозки грузов. Для этого типа было характерно наличие только одной оси с двумя крупными колёсами со спицами и составным ободом.
3.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-3Весь первый план картины занимает изображение каменотесов и каменщиков, занятых рабочим процессом. Слева направо представлены все этапы их труда - от горных работ до обработки камня и расчётов его размеров, необходимых для строительства. Два каменщика справа обрабатывают прямоугольный каменный блок с помощью традиционных инструментов, используя ударный молоток и долото (резец). Здесь художник сосредотачивает внимание зрителя именно на инструментах каменщиков - изобразив их дважды - не только в руках работников, но и лежащими перед ними. Также обращается внимание на инструменты измерения - детально и крупно написанные циркуль и мерную рейку - с помощью которых отмеряется следующий каменный блок. По мнению исследователей, такое пристальное внимание к инструментам каменщиков на картинах нидерландских и фламандских живописцев носит не случайный характер. Таким образом делалась отсылка к накопленному человечеством научному знанию в области архитектуры и строительства, а циркуль и мерная рейка являлись символами геометрии.
4.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-4Позади каменщиков помещена группа всадников, отличающаяся богатством одежды, которая подчёркивает их особый статус. Среди них выделяется фигура человека высокого роста, в дорогом головном уборе, облачённого в длинный, ниспадающий по крупу лошади плащ. В правой руке он держит жезл, символ власти. В этом персонаже угадывается Нимрод, который описывается в Библии как царь, отличавшийся мощным ростом и являвшийся «сильным звероловом перед Господом». На занятие охотой указывает изображение собаки у его ног. К Нимроду, почтительно склонившись, обращается другой персонаж, указывающий на башню. Легендарного царя окружает свита, а также несколько воинов в стилизованных римских доспехах.
Интересно, что лица всадников, включая Нимрода, не сохранились, поскольку расположены на стыке двух горизонтальных досок картины. По причине подвижности деревянной основы в этом месте наблюдается осыпь красочного слоя, которая была восполнена во время одной из предыдущих реставраций, проведённых ещё в Германии. Как в авторском исполнении выглядели лица Нимрода и его свиты, остается только догадываться.
У древнего автора Иосифа Флавия Нимрод предстает в качестве восточного деспота, тирана, который убедил людей «не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть». Согласно Флавию, Нимрод добился для себя верховной власти над людьми, и организовал строительство гигантской башни. Негативную оценку этого персонажа поддерживает и святой Августин. Он признает Нимрода ответственным за отход людей от Бога, называет «обманщиком, преследователем и истребителем земнородных животных», а также замечает, что «злое желание справедливо наказывается даже в том случае, когда оно не исполняется». О деспотизме Нимрода и негативной окраске его фигуры говорят несколько разворачивающихся вокруг него сценок. Первая представляет связанных наподобие скота пленников-рабов, охраняемых стражниками. Вторая сцена видна в затемнённой части картины позади свиты Нимрода, где стражник избивает людей. Мысль о тирании Нимрода, о неизбежности насилия, когда провозглашается необходимость подчинения всего человечества единой идее, повторяется и в изображении сцены казни, помещённой в левой части картины.
5.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-5 В левой части картины, напротив ям для гашения извести, показана обработка ещё одного важного для возведения грандиозной постройки материала, - древесины. Рядом с изображением порта, где разгружаются торговые корабли, перевозящие в том числе и лес, художник поместил хозяйственный двор, обнесённый забором и частично защищённый от дождя навесом. Во дворе кипит работа - на специальных подставках-козлах пары рабочих распиливают брёвна вдоль. В этой сцене, по-видимому, также отображена современная художнику технология распиловки брёвен специальной пилой. Примечательно и расположенное рядом здание, в котором загорелся дымоход. Несколько людей, карабкающихся по приставным лестницам, поднимают на крышу ёмкости с водой. Перед зданием тем временем скапливается группа зевак, наблюдающая за пожаром. Здесь же разворачивается ещё одна сценка - драка нескольких персонажей, к которой также стягиваются дополнительные участники и зрители.
Во дворе, перед горящей постройкой, обращает на себя внимание ещё одна деталь - у забора выложены белые рубахи и отрезы ткани. Это, по-видимому, сюжет беления холста, часто встречающийся в работах нидерландских пейзажистов. Как правило, художники изображали длинные полотна холста, расстеленные прямо на полях. На картине Т. Верхахта беление холста несколько отличается от обычных изображений, поскольку представляет уже раскроенные изделия. Интересно, что такие же рубахи и отрезы ткани можно заметить на картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля, где они выложены прямо на нижнем ярусе башни справа от зрителя. Надо сказать, что текстильная промышленность Нидерландов была ведущей отраслью экономики. С XVI века они снабжали всю Европу дорогими тканями, брабантскими кружевами, вышивками и шпалерами. Помимо отображения современного художнику хозяйственного процесса и напоминания о ведущей отрасли производства, этот сюжет на картине Т. Верхахта может иметь и аллегорическое значение. Холсты белили весной, поэтому такие изображения могли расцениваться как символ возможного возрождения и очищения души.
6.
https://academy.hermitagemuseum.org/materials/video-tower-of-babel-tobias-verhaecht-ep-6В средней части картины, слева от башни помещены изображение рынка, водопоя животных и сцена казни. Торговые ряды, защищённые навесами от дождя, расположены прямо под стенами башни у огромных лестниц, ведущих на первый ярус здания. Между лестницами находится фонтан в виде головы слона и обширный бассейн с питьевой водой. Рядом видны стада животных, остановившихся для отдыха.
Здесь же, неподалеку от рынка, расположились окружённые толпой смотрящих людей эшафот и виселица, на которых происходит казнь преступников. Возможно, эти орудия пыток должны напомнить зрителю следующий за строительством башни эпизод - кару Господа за чрезмерную гордыню и высокомерие. Сцена казни также может расцениваться как напоминание о неизбежности насилия, когда провозглашается необходимость подчинения всего человечества единой идее.
Интересно, что на известных нам картинах и гравюрах XVI-XVII веков, посвящённых Вавилонской башне, сюжет с изображением казни встречается крайне редко. В этом плане исследуемую картину также можно назвать уникальной.