24-26 сентября 2024 г. состоится X Международная научная конференция «“Трудящееся человечество” в художественном мире Андрея Платонова», посвященная 125-летию со дня рождения писателя.
https://vk.com/wall-211657334_802 5 января
https://vk.com/wall-216286676_90546?ysclid=lr1s1cuc88643270575 Платонов. Лекция Константина Кедрова
https://www.youtube.com/watch?v=p6lMhPeaIb4Андрей Платонов краткая биография
https://www.youtube.com/watch?v=ZFiHYB9hJ-410 писем к 120-летию
https://arzamas.academy/mag/720-platonov?ysclid=lr1sio31pc731463513https://www.youtube.com/watch?v=ZFiHYB9hJ-416 [28] августа 1899 года родился Андрей ПЛАТОНОВ (в Воронеже), русский советский писатель и драматург.
https://ok.ru/group53118717001969/topic/157036276481009 одноклассники
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору ему было не дано.
***
1 сентября В 1899 году родился Андрей ПЛАТОНОВ /настоящее имя - Андрей Платонович Климентов/ (в Воронеже), русский советский писатель и драматург.
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т.п.
В творчестве писателя форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, т.е. сам язык платоновских произведений является их содержанием.
* * * * *
Выходец из многодетной семьи слесаря железнодорожных мастерских, он обучался сначала в церковно-приходской школе, а затем в городской.
Для поддержки семьи Андрей с 14 лет начал овладение рабочими профессиями - слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза. Поэтому мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.
Его юношеские стихи стали первой пробой пера, они вошли в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-21 годах он активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском техническом училище.
Уже в первых книгах проявился сильный и своеобразный талант Платонова. Его герой - трудящийся человек, который «учился думать при революции», - пытается осмыслить своё место и роль в мире. «Неправильная» гибкость языка писателя - это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, «примеривается» к действительности.
В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань».
Его сатирические произведения направлены против претензий бюрократов «думать за всех» и подменять творчество народа своими прожектами, но критика тех лет не смогла объективно и по достоинству оценить сатиру Платонова. С 1936 года писатель выступал как литературный критик.
В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» проскальзывает неприятие им навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
В годы войны писатель был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору ему было не дано.
Скончался Андрей Платонов 5 января 1951 года в Москве, похоронен на Армянском кладбище.
5 января 1951 года в Москве умер Андрей Платонов.
https://vk.com/wall-216286676_90546?ysclid=lr1s1cuc88643270575*** Написанный в 1930 году "Котлован" и повесть "Ювенильное море" вышли в России лишь в 1987-ом.
New Gardarika
Платонова трудно читать, но хочется перечитывать. Со временем всё более очевидными становятся загадки, зашифрованные в историософии его стиля.
***
Писатель, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист, а также инженер-конструктор, изобретатель, ученый-мыслитель - проще было бы назвать его гением ХХ века. Ему был только 51 год.
Настоящее имя Андрей Платонович Климентов. Родился 16 (29) августа 1899 г, Воронеже. Один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Родился в семье паровозного машиниста.
В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе. В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главкоме Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь».
Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения. Был мобилизован в РККА. Летом 1921 закончил годичную губернскую партшколу. В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства.
Весной 1924 подает заявление о вступлении в РКП(б). В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Усомнившийся Макар», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь».
Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечен за перегибы и распущен.
Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинен в клевете.
----
"Платонов не сложен, он - страшен. А мы… мы
сентиментальны и боязливы."
Майя Каганская. «Платонов, Сталин и тьма»
«Кто думает, что естественным выходом из страдания является смерть, тот имеет неправильное представление о возможностях человеческого сердца», - утверждал Андрей Платонов.
Всё послевоенное творчество Платонова было охарактеризовано в конце 40-х годов критиком Ермиловым как «клевета на советскую власть».
Литературовед Нина Михайловна Малыгина писала что истинная причина травли Платонова при его жизни и после крылась в элементарной зависти литературных администраторов - «завидовали популярности и авторитету, а главное - гению Платонова»
Притом, что Платонов издал, как минимум, восемь книг в сталинской России, «авторитет и популярность» - понятия весьма зыбкие в тогдашнем писательском мире. А вот совершенно необычная природа его дара была, наверное, очевидна.
Отец пролеткульта, наиболее совершенный «ученик» Пушкина М.Горький пишет о литературных результатах 1927 г.: «За этот год появилось четверо очень интересных людей: Заяицкий, Платонов, Фадеев, Олеша». (Что не помешало в дальнейшем Горькому отказать в публикации главного романа Платонова «Чевенгур».) Считается, что с этого года Платонов стал всесоюзно известен со своим первым большим сборником «Епифанские шлюзы»: об эпохе большого прыжка Петра I. Но…
«Не было фортуны ему. Как ни напишет, мимо попал, не туда, не те, не такие…» - недоумевает булгаковский шпик над нелёгкой писательской судьбой Пушкина, к которому его приставили топтать след. И ежели шпика этого прикрепить к нашему герою (а в 1938 за А.П. взаправду топтал след НКВД), он бы наверняка через некоторое время поразился невероятной платоновской непрухе, его типографским несчастьям и пролеткультовским парадоксам.
В приступах бесчеловечной издевательской травли чиновники об него разве что ноги не вытирали.
За дерзновенно-иллюзорную страстную фантастику и содомитский историзм 20-х. За неославянизм, пугачёвщину и щедринский - до антисоциализма - систематический «бред» и антибюрократизм 30-х в форме сказок, бахтинских реляций‑хронотопов типа коммунизма «за поворотом». За карамазовщину, ироничный психологизм и нравственность-безнравственность дураков и умных, сатирическое прикрытие антитоталитаризма… За безнадёжность и мракобесие в реализме - чудовищный гротеск, ирреальность. За эзоповский перевод на свой неповторимый самородный язык антисталинских текстов якобы самого Ленина поры неизлечимой болезни.
Одновременно за опровержение самого Ленина и его универсалий путём доведения их до логического конца: когда трудящиеся думают сами за себя на квартирах. А также за читаемую невооружённым глазом подковырку в авторских вопросах о сущем: кто строит социализм, зачем, что такое социализм и какая в нём, чёрт возьми, радость?!
А после сталинского росчерка: «Подонок!» - на страницах повести «Впрок» - Платонова вовсе наотмашь исключат из литературы. (С 1931 г. вплоть до кончины издадут лишь несколько маленьких книжечек-брошюр и повесть «Джан».) И по сравнению с время от времени вычёркиваемыми собратьями по перу - Зощенко, Ахматовой, Пастернаком, Мандельштамом, Булгаковым, Пильняком, Замятиным и др. - Платонов смотрится совсем уж издательски обиженным. Трагически и надолго забытым. Вынужденно подписывающим многие свои произведения псевдонимом. Переживая постоянные отказы, отказы, отказы в публикациях.
А ведь парадоксальность платоновского дарования состоит в том, что он, потомственный работяга, сызмальства кормилец семьи, сын рыбака, сын Героя труда, был идеальной моделью подлинно пролетарского писателя, истово верившего в постреволюционное народное счастье и светлое советское будущее. Но его настолько понятийно фальсифицировали и текстуально препарировали, что даже скромного своего местечка в литературе он при жизни не
получил.
Встретив революцию энтузиазмом совершеннолетия, сразу нахмурившись и став по-настоящему взрослым, вдохновенно соглашается с непререкаемой теорией коллективизма, разбитой им на микрофарады смыслов. Теорией, начатой московским Сократом анахоретом Н.Фёдоровым. Окрашенной далее в алый цвет большевиком‑тектологом Богдановым-Вернером, погибшим от социальных опытов над собой. Совместно влившимися потом в ленинский проект сотворения вселенной. Правда, с некоторыми оговорками.
Платонов солидарен и всячески приветствует доктрину преобразования мира посредством организационной науки пролетариата и нарождающейся машинерии. Что ввергало его в неприемлемое и опасное власти увлечение утопическим капитализмом Платона, вплоть до анархизма. Вплоть до бабелевского противоречия, слишком явного, слишком оптимистичного, чтобы пропустить, не заметить: меж королём-императором и блатным королём Беней Криком. Заставляя метаться-маяться и в творчестве, и в бытовых перипетиях - царстве мнимости.
О его «раздваивающейся судьбе» писали многие. В англоязычной критике Платонова, пламенного социалиста, автора нескольких горячих писем Сталину, адепта Лукача и Николая Федорова, почти всегда называют «крупнейшим антисталинским писателем». Я знаю, что написано несколько монографий о языке Платонова. В знаменитой лекции 2013 года «Как читать «Котлован» блистательный переводчик Виктор Голышев справедливо называет Платонова первейшим русским авангардистом и при этом приводит несколько совершенно убийственных фраз из частного письма писателя о необходимости и неизбежности «телесного истребления буржуазии». Фразы эти убийственны.
Платя иногда жестокую цену за внутреннюю свободу и любовь, а также за мизе́рную возможность печататься: поддакивая верхам статьями типа «Пушкин - наш товарищ» или настоящей героической прозой («Бессмертие», «Фро»), - на самом деле, конечно же, псевдогероической.
Или под неподъёмным общественным прессом подмахивая расстрельную петицию по делу Радека и др. Следуя принципу - лучше писать под принуждением, чем быть расстрелянным по доносу. Участь твою решало не твоё поведение, не степень твоей лояльности, преданности революции, партии, народу - нет, не от «того зависели теперь жизнь и свобода», а от той странной рулетки, от той сумасшедшей лотереи, тираж которой безостановочно, без
выходных шёл полтора или два года…
Хотя и от доноса не спасся. И от намеренной, показной сдачи позиций на исходе 30‑х. Как бы держа при этом крестик несогласия за спиной: чур меня! Крестик абсолютной несовместимости себя и подлинно советской, сталинской литературы. Пишущейся лакеями для себе подобных.
Единственно, чему остался верен до конца - писательскому долгу и нерушимой системе мировоззренческих взглядов. Заключённых в собственной выстраданной философии преодоления и постижения нового - новых истин, идей, мыслей. По‑шпенглеровски органично очерченных историософской концепцией. Вместе с тем по‑фаустовски магических, мифологичных. Магнетических.
От приземлённой идеи выращивания большевистской нации - до фантастично-космической, до фанатизма(!), аристотелевской мечты очеловечивания мира. (Где революция представляется лишь делом чистого разума-рассудка.)
От докладов «О любви», страстной, свободной, - до классификации и основания коммунистической семьи, целомудренной и могучей, производительной и духовно чистой. И тем богатой. В отличие от матёрой пропаганды, - пусть талантливой, - лёгких приземлённых отношений современниками Замятиным, Итиным, Окуневым.
От Любви - к Смерти, как другой губернии. От Смерти - через ненависть и наслаждение и их слияние - к Возрождению и Революции.
Цель существования для Платонова - нравственный закон, запрещающий верить в тлен преисподней. Ощущая каждую смерть, как свою собственную. А верить надобно в Воскрешение отцов и предков как уплату сыновнего долга и очищение от греха. Верить в провиденциальную миссию России - спасителя человечества, не менее. В непреходящую мужицкую, раскольническую скорбь по потерянному раю - осуществлённой утопии. По вольному Беловодью - Вечному‑Граду‑на‑Большой‑Реке, - в котором застопорилось время. А значит, застопорилось само Бытие и сама История, бежавшая в нэповские годы восстановления трудягой-паровозом, таща за собой на подъём всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности. Где революционные замыслы неотаборитов, сродни средневековым еретикам, делались безусловно тщетными в сравнении со всяким людским беспокойством - подлинным счастьем и настоящим людским горем - Смертью, Голодом, Страданием.
После сталинской резолюции писатель фактически замолчал. Говорят, в эти годы его видели во дворе Литературного института с метлой дворника. Из литературы по понятным причинам его имя исчезло. Написанный в 1930 году "Котлован" и повесть "Ювенильное море" вышли в России лишь в 1987-ом.
Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. Похоронен на Армянском кладбище.
При жизни писатель любил повторять афоризм Наполеона: «Слава - солнце мертвых». В отношении к нему это высказывание полностью подтвердилось.
https://www.labirint.ru/now/mamedov-platonov/https://echo.msk.ru/blog/igor_funt/2769152-echo/