Андрей Платонов. К 125-летию

Jan 06, 2024 13:18

24-26 сентября 2024 г. состоится X Международная научная конференция «“Трудящееся человечество” в художественном мире Андрея Платонова», посвященная 125-летию со дня рождения писателя. https://vk.com/wall-211657334_802

5 января https://vk.com/wall-216286676_90546?ysclid=lr1s1cuc88643270575
Платонов. Лекция Константина Кедрова https://www.youtube.com/watch?v=p6lMhPeaIb4
Андрей Платонов краткая биография https://www.youtube.com/watch?v=ZFiHYB9hJ-4
10 писем к 120-летию https://arzamas.academy/mag/720-platonov?ysclid=lr1sio31pc731463513
https://www.youtube.com/watch?v=ZFiHYB9hJ-4
16 [28] августа 1899 года родился Андрей ПЛАТОНОВ (в Воронеже), русский советский писатель и драматург.


https://ok.ru/group53118717001969/topic/157036276481009 одноклассники
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору ему было не дано.
***
1 сентября В 1899 году родился Андрей ПЛАТОНОВ /настоящее имя - Андрей Платонович Климентов/ (в Воронеже), русский советский писатель и драматург.
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т.п.
В творчестве писателя форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, т.е. сам язык платоновских произведений является их содержанием.
* * * * *
Выходец из многодетной семьи слесаря железнодорожных мастерских, он обучался сначала в церковно-приходской школе, а затем в городской.
Для поддержки семьи Андрей с 14 лет начал овладение рабочими профессиями - слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза. Поэтому мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях.
Его юношеские стихи стали первой пробой пера, они вошли в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-21 годах он активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском техническом училище.
Уже в первых книгах проявился сильный и своеобразный талант Платонова. Его герой - трудящийся человек, который «учился думать при революции», - пытается осмыслить своё место и роль в мире. «Неправильная» гибкость языка писателя - это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, «примеривается» к действительности.
В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань».
Его сатирические произведения направлены против претензий бюрократов «думать за всех» и подменять творчество народа своими прожектами, но критика тех лет не смогла объективно и по достоинству оценить сатиру Платонова. С 1936 года писатель выступал как литературный критик.
В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» проскальзывает неприятие им навязываемых форм социалистического переустройства жизни.
Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
В годы войны писатель был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег». Однако приспособиться к послевоенному террору ему было не дано.
Скончался Андрей Платонов 5 января 1951 года в Москве, похоронен на Армянском кладбище.

5 января 1951 года в Москве умер Андрей Платонов.
https://vk.com/wall-216286676_90546?ysclid=lr1s1cuc88643270575
*** Написанный в 1930 году "Котлован" и повесть "Ювенильное море" вышли в России лишь в 1987-ом.
New Gardarika
Платонова трудно читать, но хочется перечитывать. Со временем всё более очевидными становятся загадки, зашифрованные в историософии его стиля.
***
Писатель, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист, а также инженер-конструктор, изобретатель, ученый-мыслитель - проще было бы назвать его гением ХХ века. Ему был только 51 год.

Настоящее имя Андрей Платонович Климентов. Родился 16 (29) августа 1899 г, Воронеже​. Один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.​ Родился в семье паровозного машиниста.

В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе. В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главкоме Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь».

Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения. Был мобилизован в РККА. Летом 1921 закончил годичную губернскую партшколу. В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства.

Весной 1924 подает заявление о вступлении в РКП(б). В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Усомнившийся Макар», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь».​
Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечен за перегибы и распущен.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинен в клевете.
----

"Платонов не сложен, он - страшен. А мы… мы
сентиментальны и боязливы."
Майя Каганская. «Платонов, Сталин и тьма»

«Кто думает, что естественным выходом из страдания является смерть, тот имеет неправильное представление о возможностях человеческого сердца», - утверждал Андрей Платонов.

Всё послевоенное творчество Платонова было охарактеризовано в конце 40-х годов критиком Ермиловым как «клевета на советскую власть».
Литературовед Нина Михайловна Малыгина писала что истинная причина травли Платонова при его жизни и после крылась в элементарной зависти литературных администраторов - «завидовали популярности и авторитету, а главное - гению Платонова»
Притом, что Платонов издал, как минимум, восемь книг в сталинской России, «авторитет и популярность» - понятия весьма зыбкие в тогдашнем писательском мире. А вот совершенно необычная природа его дара была, наверное, очевидна.

Отец пролеткульта, наиболее совершенный «ученик» Пушкина М.Горький пишет о литературных результатах 1927 г.: «За этот год появилось четверо очень интересных людей: Заяицкий, Платонов, Фадеев, Олеша». (Что не помешало в дальнейшем Горькому отказать в публикации главного романа Платонова «Чевенгур».) Считается, что с этого года Платонов стал всесоюзно известен со своим первым большим сборником «Епифанские шлюзы»: об эпохе большого прыжка Петра I. Но…

«Не было фортуны ему. Как ни напишет, мимо попал, не туда, не те, не такие…» - недоумевает булгаковский шпик над нелёгкой писательской судьбой Пушкина, к которому его приставили топтать след. И ежели шпика этого прикрепить к нашему герою (а в 1938 за А.П. взаправду топтал след НКВД), он бы наверняка через некоторое время поразился невероятной платоновской непрухе, его типографским несчастьям и пролеткультовским парадоксам.

В приступах бесчеловечной издевательской травли чиновники об него разве что ноги не вытирали.

За дерзновенно-иллюзорную страстную фантастику и содомитский историзм 20-х. За неославянизм, пугачёвщину и щедринский - до антисоциализма - систематический «бред» и антибюрократизм 30-х в форме сказок, бахтинских реляций‑хронотопов типа коммунизма «за поворотом». За карамазовщину, ироничный психологизм и нравственность-безнравственность дураков и умных, сатирическое прикрытие антитоталитаризма… За безнадёжность и мракобесие в реализме - чудовищный гротеск, ирреальность. За эзоповский перевод на свой неповторимый самородный язык антисталинских текстов якобы самого Ленина поры неизлечимой болезни.

Одновременно за опровержение самого Ленина и его универсалий путём доведения их до логического конца: когда трудящиеся думают сами за себя на квартирах. А также за читаемую невооружённым глазом подковырку в авторских вопросах о сущем: кто строит социализм, зачем, что такое социализм и какая в нём, чёрт возьми, радость?!

А после сталинского росчерка: «Подонок!» - на страницах повести «Впрок» - Платонова вовсе наотмашь исключат из литературы. (С 1931 г. вплоть до кончины издадут лишь несколько маленьких книжечек-брошюр и повесть «Джан».) И по сравнению с время от времени вычёркиваемыми собратьями по перу - Зощенко, Ахматовой, Пастернаком, Мандельштамом, Булгаковым, Пильняком, Замятиным и др. - Платонов смотрится совсем уж издательски обиженным. Трагически и надолго забытым. Вынужденно подписывающим многие свои произведения псевдонимом. Переживая постоянные отказы, отказы, отказы в публикациях.

А ведь парадоксальность платоновского дарования состоит в том, что он, потомственный работяга, сызмальства кормилец семьи, сын рыбака, сын Героя труда, был идеальной моделью подлинно пролетарского писателя, истово верившего в постреволюционное народное счастье и светлое советское будущее. Но его настолько понятийно фальсифицировали и текстуально препарировали, что даже скромного своего местечка в литературе он при жизни не
получил.

Встретив революцию энтузиазмом совершеннолетия, сразу нахмурившись и став по-настоящему взрослым, вдохновенно соглашается с непререкаемой теорией коллективизма, разбитой им на микрофарады смыслов. Теорией, начатой московским Сократом анахоретом Н.Фёдоровым. Окрашенной далее в алый цвет большевиком‑тектологом Богдановым-Вернером, погибшим от социальных опытов над собой. Совместно влившимися потом в ленинский проект сотворения вселенной. Правда, с некоторыми оговорками.

Платонов солидарен и всячески приветствует доктрину преобразования мира посредством организационной науки пролетариата и нарождающейся машинерии. Что ввергало его в неприемлемое и опасное власти увлечение утопическим капитализмом Платона, вплоть до анархизма. Вплоть до бабелевского противоречия, слишком явного, слишком оптимистичного, чтобы пропустить, не заметить: меж королём-императором и блатным королём Беней Криком. Заставляя метаться-маяться и в творчестве, и в бытовых перипетиях - царстве мнимости.

О его «раздваивающейся судьбе» писали многие. В англоязычной критике Платонова, пламенного социалиста, автора нескольких горячих писем Сталину, адепта Лукача и Николая Федорова, почти всегда называют «крупнейшим антисталинским писателем». Я знаю, что написано несколько монографий о языке Платонова. В знаменитой лекции 2013 года «Как читать «Котлован» блистательный переводчик Виктор Голышев справедливо называет Платонова первейшим русским авангардистом и при этом приводит несколько совершенно убийственных фраз из частного письма писателя о необходимости и неизбежности «телесного истребления буржуазии». Фразы эти убийственны.

Платя иногда жестокую цену за внутреннюю свободу и любовь, а также за мизе́рную возможность печататься: поддакивая верхам статьями типа «Пушкин - наш товарищ» или настоящей героической прозой («Бессмертие», «Фро»), - на самом деле, конечно же, псевдогероической.

Или под неподъёмным общественным прессом подмахивая расстрельную петицию по делу Радека и др. Следуя принципу - лучше писать под принуждением, чем быть расстрелянным по доносу. Участь твою решало не твоё поведение, не степень твоей лояльности, преданности революции, партии, народу - нет, не от «того зависели теперь жизнь и свобода», а от той странной рулетки, от той сумасшедшей лотереи, тираж которой безостановочно, без
выходных шёл полтора или два года…

Хотя и от доноса не спасся. И от намеренной, показной сдачи позиций на исходе 30‑х. Как бы держа при этом крестик несогласия за спиной: чур меня! Крестик абсолютной несовместимости себя и подлинно советской, сталинской литературы. Пишущейся лакеями для себе подобных.

Единственно, чему остался верен до конца - писательскому долгу и нерушимой системе мировоззренческих взглядов. Заключённых в собственной выстраданной философии преодоления и постижения нового - новых истин, идей, мыслей. По‑шпенглеровски органично очерченных историософской концепцией. Вместе с тем по‑фаустовски магических, мифологичных. Магнетических.

От приземлённой идеи выращивания большевистской нации - до фантастично-космической, до фанатизма(!), аристотелевской мечты очеловечивания мира. (Где революция представляется лишь делом чистого разума-рассудка.)

От докладов «О любви», страстной, свободной, - до классификации и основания коммунистической семьи, целомудренной и могучей, производительной и духовно чистой. И тем богатой. В отличие от матёрой пропаганды, - пусть талантливой, - лёгких приземлённых отношений современниками Замятиным, Итиным, Окуневым.

От Любви - к Смерти, как другой губернии. От Смерти - через ненависть и наслаждение и их слияние - к Возрождению и Революции.

Цель существования для Платонова - нравственный закон, запрещающий верить в тлен преисподней. Ощущая каждую смерть, как свою собственную. А верить надобно в Воскрешение отцов и предков как уплату сыновнего долга и очищение от греха. Верить в провиденциальную миссию России - спасителя человечества, не менее. В непреходящую мужицкую, раскольническую скорбь по потерянному раю - осуществлённой утопии. По вольному Беловодью - Вечному‑Граду‑на‑Большой‑Реке, - в котором застопорилось время. А значит, застопорилось само Бытие и сама История, бежавшая в нэповские годы восстановления трудягой-паровозом, таща за собой на подъём всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности. Где революционные замыслы неотаборитов, сродни средневековым еретикам, делались безусловно тщетными в сравнении со всяким людским беспокойством - подлинным счастьем и настоящим людским горем - Смертью, Голодом, Страданием.

После сталинской резолюции писатель фактически замолчал. Говорят, в эти годы его видели во дворе Литературного института с метлой дворника. Из литературы по понятным причинам его имя исчезло. Написанный в 1930 году "Котлован" и повесть "Ювенильное море" вышли в России лишь в 1987-ом.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. ​Похоронен на Армянском кладбище.

При жизни писатель любил повторять афоризм Наполеона: «Слава - солнце мертвых». В отношении к нему это высказывание полностью подтвердилось.

https://www.labirint.ru/now/mamedov-platonov/
https://echo.msk.ru/blog/igor_funt/2769152-echo/

литература

Previous post Next post
Up