Память города

May 17, 2023 15:06

В уфимском Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова 1 июня открылась уникальная выставка «Мир нашего детства» (фотографии, игрушки и предметы быта). В нее войдут экспонаты из фондов самого музея и из семейных «закромов» уфимцев. Работа выставки продлится по 15 сентября. http://vechufa.ru/culture/26806-a-vy-pomnite-svoyu-lyubimuyu-igrushku.html

Для каждого время детства - это время пребывания в особом, полном тайн и открытий, ожидания дружбы и радости, мире. Благословенны и счастливы те, кому довелось прожить его в любви, гармонии с близкими. И тогда годы детства озаряют особым золотистым светом и согревают добрым теплом весь жизненный путь человека.
Познание окружающего, своеобразная репетиция ситуаций и отношений взрослой жизни начинаются у маленького человечка практически сразу после рождения, и роль игрушек в этом процессе несомненна. Кто из вас не помнит, как жалел, любил и одухотворял любимого зайца, мишку, собачку и куклу, - разговаривал, успокаивал и укладывал спать. Об этом чувстве любви-жалости так проникновенно рассказал наш земляк, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, который в четырехлетнем возрасте «любил свою двухлетнюю сестрицу больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желанием ее видеть и чувством жалости: ему все казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; он беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем…»
На выставке представлены разно­образные - любимые и «постаревшие» - игрушки, с которыми многие ее участники так и не смогли расстаться, убрав их подальше на антресоли и в шкафы. Возраст этих игрушек уже солиден - от сорока до семидесяти лет и даже выше.

Атмосферу и настроение прошедшего времени (а в известной песне поется: это было недавно, это было давно) навечно запечатлели фотографии из собрания коллекционера Игоря Данилова, Анатолия Чечухи и фондов музея, многие из которых отреставрированы Борисом Конюховым. Милые личики уфимских девочек и мальчиков, живших более ста лет тому назад, их нарядную одежду, игрушки можно рассматривать не спеша и детально на увеличенных до выставочного размера изображениях. Своеобразие и уникальность предложенной коллекции в том, что составлена она из фотографий известных уфимских «художественных ателье»: «Модерн», О.Ф.Германа, И.Волкова (Большая Ка­занская, №3), В.Ф.Петрова (Казанская улица, дом Деевых), Б.Шперлинга, Л. Фон-­Бергхольца, В.Орлова (Егора Сазонова, 43, бывшая Успенская, 1920‑е годы).
Дополняют «дореволюционную» экспозицию немногочисленные экспонаты, чудом сохранившиеся в уфимских семьях. Детские альбомчики-тетради с оригинальными рисунками имеют особую прелесть. В одном - шутливые стихи-прибаутки иллюстрируются талантливыми карандашными рисунками, в другом - по-видимому, мальчик церковно-приходской школы незатейливо изобразил «игру в городки», «полевые работы», «коляску с верстовым столбом».
Уникальные печатные издания: «Детский журнал» - ежемесячное иллюстрированное приложение к журналу «Нива» 1917 года, «Сказки и рассказы русских писателей» (в том числе сказки Пушкина) с красочными иллюстрациями С.И.Ягужинского; издание Товарищества И.Д.Сытина 1902 года - были подарены музею Ириной Борисовной из рода уфимских Лермонтовых.

А еще - детский альбомчик, заполненный популярными в конце ХIХ - начале ХХ века «картонками» - яркими объемными разноцветными картинками, которые, как правило, печатались в Германии разнообразными сериями: цветы, птицы, бабочки, домашние и дикие животные, типы народов, ангелочки, красивые нарядные дети, романтические пейзажи Европы и прочее.
Самый интересный экспонат - старинная немецкая кукла с закрывающимися голубыми глазами конца ХIХ - начала ХХ века, изготовленная из бисквитного фарфора, передающего тонкие, нежные оттенки детского лица, и композитного (древесные опилки с клеем) материала, из которого сделаны подвижные руки и ноги. Кукла принадлежала уфимке Тамаре Юрьевне Смирновой 1943 года рождения. В 1945-м она получила ее в подарок от своего отца, вернувшегося с фронта. В аксаковский Дом-музей кукла была передана в первозданном виде, но к выставке наша сотрудница Лариса Шадрина мастерски изготовила для нее из старинных кружев и ткани полный комплект стильной одежды, начиная от замшевых туфелек с ажурными чулочками и заканчивая нарядной шляпкой.

Большая часть экспозиции рассказывает о «советском» детстве начиная с 1920-х годов. В семейных альбомах уфимцев чего только не найдешь! Фотографии о «счастливых» годах, проведенных в яслях и детском саду, новогодние праздники на городских елках и в кругу семьи у накрытого стола. Каждый посетитель старшего поколения с радостью встретится с забытыми любимыми игрушками 1950-70-х годов. Даже просто перечислять их, вспоминая, - уже большое удовольствие: первая уточка и «мяукающий» в ботиночке котенок, любимые мягкий медведь и заяц, а позже - железная дорога, троллейбус и машинки, заводные курочка с петушком, лягушка и Дюймовочка, телефон и часы. Быть обладательницей (на зависть подружкам) хотя бы одного предмета кукольного кухонного гарнитура - почти «настоящих» плиты, холодильника, умывальника и стиральной машинки с водой - считалось в те годы редкой удачей. Набор кукольной мебели, чайный кукольный «дулевский» сервиз, из которого все пытались «по-взаправдашнему» пить чай; кубики с картинками и лото. А еще пластиковый неуклюжий стереоскоп и фильмоскоп с набором диафильмов.

Каждый помнит «детские» открытки, которые было принято дарить на день рождения и к праздникам, помнит свою первую книгу с незабываемо-реалистическими рисунками: «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Доктор Айболит», «Дюймовочка», «Приключения Буратино», «Незнайка», «Гуси-лебеди»… Иллюстрации 1950-60-х годов - особенные по светлому, доброму, оптимистическому миро­ощущению. Художники, их оформлявшие, были широко известны в «узких кругах» ценителей: И.Билибин, В.Сутеев, В.Конашевич, Л.Владимирский, А.Лаптев, Н.Гольц, В.Дегтярев, А.Голубев, Н.Кочергин, О.Богаевский, А.Каневский…

Особое умиление и ностальгию вызовут - старый пружинный диван с валиками, обитый гобеленом, над которым висит традиционный для того времени прикроватный «гэдээровский» коврик с сюжетом из сказки «Красная шапочка», а также детский столик с игрушечной посудкой, вокруг которого восседают на стульчиках пришедшие в гости куклы.

…Выставка «Мир нашего детства» собиралась сотрудниками Дома-музея в течение тридцати лет. Многие жители города все же смогли расстаться с игрушками и фотографиями своего детства, отдав их в любимый аксаковский музей. Это наши старинные друзья: Анна Викторовна Соколова из уфимского рода Аксаковых, Лариса Викторовна Матвеева, Александр Васильевич Норец, Ирина Ахатовна Фролова (Ганеева) и многие-многие другие жители нашего города. Однако почти половину собрания составили домашние семейные коллекции, любезно предоставленные лишь на время работы экспозиции. Мы, безусловно, назовем имена владельцев: Владимир Сергеевич Агте, Эндже Мосгутовна Иванова, Артур Латыпов, Игорь Владимирович Данилов, Николай Петрович Исаев и автор этих строк… В формировании экспозиции также приняли участие Музей истории города Уфы, Городская библиотека №17 и Уфимская Крестовоздвиженская церковь.
Особых слов признательности заслуживает Александр Норец, благодаря которому многие куклы и игрушки обрели вторую жизнь, а ведь это совсем редкий и волшебный дар - оживлять и тем самым дарить радость…
Рассказывать об экспонатах выставки можно бесконечно, но все же лучше увидеть ее своими глазами.
А вы помните свою любимую игрушку?
Галина ИВАНОВА,устроитель выставки - старший научный сотрудник, хранитель музея.
Снимки предоставлены автором.
https://vk.com/album-85216939_293639946 16 фото
ДОБАВИМ…
Тела куколок могли быть также из кожи, дерева или папье-маше (прессованный картон). В 1880-х многие немецкие куклы уже имели, по примеру французских, шарнирные ручки и ножки. Это 8 отдельных невклеенных шаров - плечевых, локтевых, бедренных и коленных. В одной только Тюрингии к 1900 году насчитывалось свыше 100 кукольных фарфоровых фабрик. Мелкие (семейные) фирмы чаще не маркировали свою продукцию. Куклы крупных фабрик на затылке имели штамп производителя, номер отливки (молды) и маркировку своего размера. К 1890 году фирма «С(з)имон и Хальбиг» была самым известным производителем в этой области. Другие известные в кукольном мире фамилии - «Хойбах» и «Хандверк», «Кестнер», «Кэммер и Райнхард». Возможно, данная музейная (вы видите ее на снимке) была изготовлена на фабрике Адольфа Визлиценуса.

К участию в конференции приглашаются специалисты, занимающиеся феноменом культурной и коллективной памяти города.

Российские города кристаллизуют память о самих себе, становятся символами событий, важных для региона и всей страны, помнят одни события и забывают другие. Горожане изобретают традиции и переизобретают городской текст, накладывают одни слои на другие, образуя палимпсест конфликтующих или дополняющих нарративов памяти. Конфигурация акторов и набор институтов зависит от масштаба города, столичного или иного статуса, локации, этнической, конфессиональной и классовой истории и состава населения, а также канона и архива возможных «мест памяти», сюжетов, героев, их включения и исключения из общероссийской истории.

В чем заключается феномен «городской памяти» в современной России? Какие фрагменты прошлого используются в городах при построении их образов и мифологии? Какие темы и периоды городского прошлого актуализируются, когда, кем и почему? Какие группы являются двигателями городской памяти? Какие посредники прошлого они используют?

В рамках конференции мы предлагаем участникам сосредоточиться на современной памяти российских городов, рассматривая их с точки зрения различных дисциплин и подходов, а также оперируя разными масштабами, в которых может быть рассмотрена память города: международный, общероссийский, региональный, узко городской.

Мы приветствуем заявки, посвященные этим и близким к ним темам:

Городская память как пространство нарративов и образов прошлого
Память города как память всего региона
Гетерогенная память города: этническая, конфессиональная, классовая оптика
Память «столичная» и «не-столичная»: региональные центры политики памяти и альтернативные центры; память «бывших столиц»
Общественные движения памяти в городе, мемориальный активизм и волонтерские сообщества

Сравнительные исследования памятей городов в различной проблемной перспективе
Внутригородские конфликты по поводу значимых «мест памяти» и памятных мест: город как текст памяти, арена памяти или перфоманс
Посредники городской памяти: музеи, памятники, мемориалы, топография, руины
Цифровая память городов, «цифровой город»
Визуальная память и репрезентация городов
Городская память в контексте туризма
Память «для своих» и «для приезжих»: разные аудитории, нарративы и умолчания

В рамках конференции делается упор именно на современной истории городской памяти в России. Участники могут обращаться к коммеморативным инициативам 1980-1990-х годов, но только в той степени, насколько они актуальны для более позднего времени - 2000-х и особенно 2010-х годов.

до 15 https://eusp.org/news/call-for-papers-konferenciya-pamyat-goroda-regionalnye-centry-politiki-pamyati-i-narrativy-gorodskoy-pamyati-oktyabr-2023?ysclid=li5idcbmq2132345263

"Царицыно" - о зеленых насаждениях https://dzen.ru/a/ZH7tzvu8FV95kwAp

С.Т.Аксаков

Previous post Next post
Up